Как популярные проекты помогают спасать жизни.
В России неуклонно растет востребованность оригинального контента, и серьезные социальные проблемы находят свое отражение не только в сюжете, но и в реальной помощи тем, кто в этом нуждается. «Толя-робот» поднимал вопрос полноценной жизни инвалидов, а «Новенький» – буллинга. Теперь многие популярные сериалы на острые темы («Ласт квест», «Неверные») обзавелись дисклеймерами – еще до первых кадров зрителям сообщают телефоны психологической помощи и других кризисных организаций, куда можно обратиться со схожей проблемой. «КиноРепортер» решил рассказать о проектах, которые пошли дальше и вдохновили социальные инициативы в обществе.
«Звоните ДиКаприо!» (2018)
Жора Крыжовников в своем сериале рискнул рассказать о ВИЧ и СПИДе, которые до сих пор недостаточно широко обсуждаются в обществе. Это был смелый шаг – снять в фильме на такую тему больших звезд отечественного кино. Тем не менее Александр Петров сыграл ВИЧ-положительного героя, сериал стал хитом, а в информационном пространстве закипела просветительская работа о профилактике этих опасных заболеваний.
К проблеме постарались привлечь внимание и телезрителей: на канале ТНТ заключительная серия вышла во Всемирный день борьбы со СПИДом, а перед показом звезды канала сдали кровь на ВИЧ в рамках акции. Тогда же более 170 клиник по всей России предложили всем желающим бесплатно и анонимно провериться. Несколько месяцев спустя уже на канале «2х2» вместе с сериалом показывали документальные программы по теме, которые в итоге увидели более 1,3 млн зрителей.
«Трудные подростки» (2019–…)
Социальная драма, снятая по мотивам истории футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева, которые после публичной драки отправились в колонию общего режима, давно переросла свою завязку. В центре сюжета бывший зэк (Никита Волков), который устраивается тренером в центр помощи трудным подросткам и меняется к лучшему вместе со своими подопечными. Реалистичные ситуации в сериале получают вполне правдоподобное разрешение, и каждый эпизод звучит в итоге как полезный совет.
Кроме того, в начале каждой серии показывают общероссийский номер телефона доверия для детей, подростков и их родителей. Количество обращений после выхода сериала выросло в разы. Запустили и специальный чат-бот «Трудно подросткам», где можно получить поддержку или ответ на вопрос. Актеры тоже не остались в стороне и откровенно рассказали своим поклонникам о буллинге и травле, с которыми сталкивались сами.
«Плейлист волонтера» (2023)
Волонтеры становились героями отечественного кино и раньше (от «Нелюбви» до «Здорового человека»), однако никогда еще их работа не выглядела так душераздирающе. В основу многосерийной драмы «Плейлист волонтера» легла одноименная книга Артема Ляшенко, его сыграл Иван Янковский. Участник (а затем и координатор) поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» ярко описал будни тех, кто сутками бродит по лесам, болотам и заброшенным зданиям, чтобы вернуть пропавшего человека домой.
Авторы сериала (подробную рецензию читайте здесь), несмотря на некоторые художественные допущения, постарались подробно и достоверно показать, как ведется розыск пропавших и что нужно сделать, чтобы не напугать потерянного человека еще больше. А еще – почему спасать других без специальной подготовки не получится. Для маленьких зрителей параллельно с премьерой открылся штаб волонтеров в одном из детских центров Москвы. Там, играя, можно было научиться, как самим не потеряться в большом городе или в лесу.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023)
Уличная драма про подростков, в конце 1980-х сбившихся в банды и начавших делить территорию, стала не только самым обсуждаемым проектом года, но и социальным феноменом. Создатели почти сразу столкнулись с огромным количеством критики от соцсетей до общественно-политических организаций. Задолго до финальной серии посыпались упреки в романтизации насилия и идеализации подростковой преступности.
Для тех, кому художественные аргументы и расставивший все по своим местам финал пришлись бы не по нраву, подготовили достойный ответ – запустили социально-просветительский онлайн-проект «Пацаны меняются». Поддержали проект некоммерческие организации помощи подросткам и их родителям. Для профилактики на сайте создали специальный раздел, где перечислили статьи УК, которые успели нарушить герои сериала. Эстафету подхватили кинопроекты и созвали психологов с рассказами о том, как не упустить ребенка. А освещение проблемы, как утверждают эти самые психологи, способствует ее решению.
«Сама виновата?» (2023)
В основу экранизации трагической истории Маргариты Грачевой легла ее книга «Счастлива без рук: реальная история любви и зверства». Женщина действительно страшно пострадала от домашнего насилия – муж в порыве ревности отрубил ей кисти обеих рук. Сериал старается привлечь внимание к давно наболевшей теме – физическому и психологическому абьюзу в отношениях. Не менее важно, уверены авторы, рассказать широкой публике о сложностях жизни с протезом и виктимблейминге – когда общество обвиняет в случившемся саму жертву, отказывая ей в поддержке. На что указывает как раз название проекта.
Кроме того, в конце каждой серии появляется QR-код, ведущий на сайт Консорциума женских неправительственных объединений, куда может обратиться любая подвергнувшаяся насилию за помощью, как когда-то сделала сама Грачева. Даже режиссер Сарик Андреасян, представляя свой проект, заявил, что «стал одним из тех, кто отстаивает права женщин и требует закона об ответственности за домашнее насилие».
Комментарии