Креативный хоррор, исправляющий большинство недостатков предшественника.
Спустя год после трагического инцидента со своим молодым человеком поп-звезда Скай Райли пытается вернуться к музыкальному творчеству. Певица меняет имидж, посещает ток-шоу и фан-ивенты, готовится к перезапуску мирового турне. Вот только зависимость Скай от запрещенных веществ никуда не делась, и периодически она обращается к знакомому, чтобы унять боли, душевные и физические. Однако очередная встреча с дилером заканчивается неожиданно – парень сначала несет какой-то панический бред, а после на глазах у певицы отправляется к праотцам.
Первая часть «Улыбки» собрала внушительную кассу и оказалась неожиданным хоррор-хитом 2022 года. Хотя при всех достоинствах, включая необычную концепцию злодейской сущности, тягучую атмосферу и физически неприятные сцены, лента представляла собой довольно классический ужастик с нагромождением ленивых скримеров и неоправданно медленным темпом. Тем не менее режиссер Паркер Финн сумел обратить на себя внимание как на потенциального нового мастера ужасов. Успех «Улыбки» повлек за собой приятный для постановщика бонус – сиквел с большим бюджетом и, соответственно, большим размахом. Финну разрешили разгуляться, и он использовал эту возможность на полную катушку.
«Улыбка 2» – это не столько образцовый сиквел, сколько достойная работа над ошибками. Прежде всего хоррор избавился от неторопливого повествования оригинала. Возросшей динамике способствовала операторская работа, где нашлось место и сценам, снятым будто бы одним кадром, и симбиозу техник из классических ужастиков с креативными современными решениями. Внимание тоже не рассеивается: теперь оно сосредоточено исключительно на главной героине в исполнении Наоми Скотт. А актриса, в свою очередь, прекрасна везде, начиная от крупных планов и танцевальных номеров (Скай все-таки поп-звезда) и заканчивая напряженными и динамичными бу-эпизодами. Разве что с традиционными сценами криков переборщили, но тут вопросы скорее к постановщику.
При просмотре невольно возникают параллели с «Ловушкой» Шьямалана, где в центре истории тоже оказывается поп-идол молодежи. На удивление оба фильма стилистически и визуально нередко близки друг к другу. Но если в размахе «Ловушки» прослеживается отцовское желание похвастаться талантами дочери, то в «Улыбке» тяготы жизни популярной певицы обусловлены сюжетом и органично в него вплетены через кошмары героини. Тут тебе и рабочие травмы на сцене, от которых зрителей буквально передергивает. И безумный влюбленный фанат-сталкер с грязными трусами (не спрашивайте), забравшийся в дом певицы. И даже «хореографическое» нападение на героиню, поставленное в формате завораживающего танцевального перформанса.
Одновременно сильной и слабой стороной «Улыбки» остается сама концепция зла, которую Финн пока не смог обуздать. Правила перехода проклятия от одного персонажа к другому во второй части не изменились: нужно убить кого-то на глазах человека, причем жестоко. Кто оценивает этот кровавый конкурс и по каким критериям рассчитывается нужная сущности смерть, создатели так и не раскрывают. И Финн, будто бы понимая, что загнал себя в угол, в сиквеле практически забывает о принципах работы проклятия, но лишь ради того, чтобы вновь воспользоваться ими ради эпического во всех смыслах финала. Оттого возникают двоякие чувства: вроде бы авторы и достигли нужного эффекта, но недостаточная проработка концепции все-таки портит погружение.
Вторая «Улыбка» вполне тянет на закономерное завершение истории. Это фирменная для ужастиков открытая концовка, подталкивающая зрителей к размышлениям о том, как далее будут развиваться события в мире хоррора. Недосказанность придаст ей дополнительное очарование, а Паркер Финн продолжит совершенствовать режиссерские навыки. Однако солидная касса вряд ли сподвигнет создателей на то, чтобы поставить жирную точку в «Улыбке». И потому третьей части, скорее всего, не миновать. Вот только как теперь контролировать чудовище, получившее полный карт-бланш, – вопрос открытый. Как бы авторы сами не стали жертвами проклятия, доведя свое творение до самоликвидации.
Комментарии