В Театре на Малой Бронной «Слово о полку Игореве» стала историей о том, как оборона земли русской обернулась охраной склада.
На Малой сцене театра на Малой Бронной режиссер Кирилл Вытоптов поставил спектакль «Слово о полку Игореве» в исполнении хора охранников. Это история о современных мужчинах, потерявших в ходе развития цивилизации самое главное — свое предназначение. А чтобы эта острейшая проблема современности прозвучала убедительно, режиссер воинам современности — рядовым охранникам, противопоставил их пращуров, воинов Древней Руси. Отсюда и обращение к памятнику древнерусской литературы.
Вторая премьера сезона на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова показала, в каком направлении худрук будет выстраивать свою политику. А именно: его театр будет отличаться от множества других «лица не общим выраженьем». Что, надо признать, свойственно и самому режиссеру — по тому же принципу он, судя по всему, будет отбирать и режиссеров-постановщиков. Кирилл Вытоптов как раз из их числа. Он пришел к Богомолову с несколькими идеями, а тот остановился на «Слове», по словам Вытоптова, «почувствовал в нем потенциал».
«У меня давно была эта идея – соединить «Слово о полку Игореве» с реальными историями современных охранников, — рассказал режиссер в интервью «КиноРепортеру». — Ведь в «Слове» речь идет о неудачном походе князя Игоря, который привел к многим бедам, отразившимся и на его родной земле. И если вчитаться в текст, да еще обратиться к Ипатьевской летописи, то станет ясно, что исторический персонаж, князь Игорь, испытывал нечто вроде раскаяния — что же я натворил? Так что одна из тем спектакля — тема ответственности. Другая тема — ощущение мужчины, исторического героя, воина, который бьется, и мужчины сегодняшнего, который работает, не сходя со своего места. То есть тема героического. Вот этот конфликт мы исследовали: нужен ли вообще такой герой? Что это такое? И нуждаемся ли мы в них? В тех, кто живет в планктоновой зоне, где все однородно, вяло, безвольно. Не знаю, насколько эти темы прозвучат в спектакле для зрителей, но для нас все это было очень важно».
Действительно, злободневные темы поднимают в своем спектакле его создатели — драматург Саша Денисова, художник Нана Абдрашитова, композитор Владимир Горлинский. Почему выбрали охранников в качестве противопоставления героям историческим, понятно. Ведь охранники это по сути воины. Но эта участь для большинства — тяжкая повинность. Кто-то из них был рожден астрономом, кто-то геологом или географом, но нужда заставила работать охранником, поступившись своим предназначением. И кто в этом виноват? Время или они сами ? Большой вопрос. Ведь чем занято большинство рядовых мужчин сегодня на Руси? Они или торгуют, или охраняют. А если в душе мужчины есть тяга к героическому, где и как он может это реализовать? И вопрос — и большая проблема. Так что не нам судить — нужны ли они такие, «живущие в планктоновой зоне», нашему обществу. Они вынуждены жить по сложившимся правилам, у них зачастую просто нет выбора, но есть чувство ответственности за семью, за детей.
В спектакле каждый из героев-охранников рассказывает свою личную историю — как и почему он оказался на своем посту. Чтобы сделать эти истории достоверными, артисты брали интервью у реальных людей, работающих в охране. В спектакле каждый из них в свой черед будет повторять цитаты из «Слова о полку Игореве». По словам режиссера, пьеса складывалась по ходу репетиций. Вместе с драматургом они придумывали ход: где именно будут звучать тексты из «Слова», соединяя таким образом материал с режиссерским решением. Сделано, кажется, все, чтобы весело рассказать о вещах серьезных. Чего стоит одно только появление рыцаря в доспехах, который поначалу воспринимается как ряженый. А это, оказывается, сам князь Игорь. То ли плод воображения затосковавших охранников, то ли еще что. Но именно с ним они будут вести разговоры о самом главном, при этом представая перед зрителями потерянными, а порой откровенно трусливыми персонажами. А где же истинные герои нашего времени? На этот вопрос нет ответа.
Да это и не было задачей Кирилла Вытоптова. Свои идеи в спектакле он реализовал, поскольку нашел в текстах памятника литературы Древней Руси то, что резонирует с днем сегодняшним. Но назвать свой спектакль «Слово о полку Игореве» большая смелость, с одной стороны, и беспроигрышный маркетинговый ход, с другой. Хотя режиссер и акцентирует внимание на том, что в названии спектакля есть еще слова: «Исполняет хор охранников», но на большинстве афиш именно эти слова почему-то выпали. Понятно ли прозвучат для зрителя главные темы, затронутые создателями спектакля — тоже вопрос, Который по признанию режиссера-постановщика, остается открытым и для него самого.
Комментарии