Рецензии

Скорее мертв, чем жив: Рецензия на фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»

Главный спойлер в новом фильме Ксавье Долана — его название. О том, что Джон Ф. Донован (Кит Харингтон), восходящая звезда подростковых сериалов, действительно умер, нам сообщают на первых минутах. Дальше предстоит выяснить, кем он был. Именно это в разговоре с журналисткой (Тэнди Ньютон) через 12 лет после смерти актера пытается установить, возможно, его самый близкий друг Руперт (Бен Шнетцер), с которым он несколько лет переписывался. Теперь Руперту предстоит вернуться во времена известности Донована и собственное детство — и разобраться в отношениях актера со славой, с матерью и подружкой (впрочем, он украдкой писал, что на самом деле подружки его не интересуют).

Ксавье Долан, которого прозвали канадским вундеркиндом после того, как он показал свой первый фильм в Каннах в 20 лет, дебютирует в англоязычном кино. Вместо привычной Франции премьера «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» прошла на фестивале в Торонто (а он открывает оскаровский сезон). Канадец почти год пытался «найти фильм» в монтаже, в ходе которого из него полностью вырезали Джессику Честейн. Однако и без рыжей американки тут хватает небезызвестных актеров, среди них — Кит Харингтон, Сьюзен Сарандон (в роли мамы Донована), Кэти Бейтс (его менеджер), Натали Портман (мама Бена). Комментирует происходящее за кадром Майкл Гэмбон.

Несмотря на то, что Долан, пригласил в фильм звезд и вышел к самому широкому зрителю, история, которую он рассказывает, все же весьма интимная: главный герой не может признаться — в том числе себе — в гомосексуальности, и у него (вы будете смеяться) сложные отношения с мамой. Но то, что обычно нравится в фильмах Долана — мелодраматизм и сентиментальность — на этот раз работает против него: в фильме действительно too much drama.

Не работает и излюбленный прием режиссера — одновременно ироничное и наивное использование клише поп-культуры: штампы остаются штампами, и в «Смерти и жизни…» несколько моментов, лучше всего характеризуемых словом «пошлость». Периодически из-за их обилия зрителя попросту выталкивает из реальности фильма (Долан мастерски освоил отчуждение Брехта). То же и с использованием известных песен в саундтреке: они не то чтобы озвучивают происходящее, перетягивают внимание на себя — после просмотра фильма вы еще долго не сможете без болезненных спазмов слушать Rolling in the Deep от Adele или Bitter Sweet Symphony от The Verve.

Неудивительно, что критики разнесли «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»: они единодушно обвинили фильм в претенциозности и слащавости, его рейтинг на Rotten Tomatoes сейчас — 18%. Но в то же время, как ни странно, от фильма можно получить своеобразное постыдное удовольствие — в некоторые моменты вся машинерия срабатывает — и зритель как будто вместе с героем оказывается в дождливом Нью-Йорке, одинокий и растерянный, или в пригороде, на ужине у безумных родственников в оклеенной обоями в цветочек гостиной.

Другая проблема в тем, что Долан вдобавок к рассказу о страдающем актере (насколько удается проникнуться сочувствием к вечно рассеянному красавцу, — отдельный вопрос), хочет рассказать зрителю о современной поп-культуре. Какая цена у славы и имеют ли знаменитости право на частную жизнь? Можно ли страдать из-за проблем личного характера в мире, где идут войны и голодают дети? Долан задает эти вопросы (буквально задает — они звучат в фильме) с таким обличительным пафосом, будто он делает это первым. И ответы на них тоже не станут откровением.

Скорее, худшая. Руперт, поссорившись с мамой, уезжает в Лондон. Она отправляется на его поиски и находит, но дождь и толпа их разделяют. Наконец они встречаются на улице и обнимаются. Звучит песня Stand By Me от Florence and the Machine. Играет почти полностью — две с лишним минуты. Ходят слухи, что некоторые зрители хотели покончить с собой в кинотеатре, чтобы не дослушивать это до конца.

  • «Мамочка», «Я убил свою маму» и любой другой фильм Долана про тяжкое самоопределение и сложные отношения с родительницей;
  • «Женщина под влиянием» Джона Кассаветиса — разрывающий сердце фильм про отсутствие взаимопонимания в благополучных, на первый взгляд, семьях;
  • «Поговори с ней» — еще одна мелодрама о проблемах с матерью, с чуть более радостным финалом;

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» в кинотеатрах с 15 августа. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

9 часов назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

12 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

18 часов назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

1 день назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

1 день назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

2 дня назад