Скорее мертв, чем жив: Рецензия на фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > Скорее мертв, чем жив: Рецензия на фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»

Скорее мертв, чем жив: Рецензия на фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»

15 августа 2019 / Екатерина Загвоздкина
Скорее мертв, чем жив: Рецензия на фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»

Англоязычный дебют Ксавье Долана с суперзвездой «Игры престолов» в роли страдальца.

Главный спойлер в новом фильме Ксавье Долана — его название. О том, что Джон Ф. Донован (Кит Харингтон), восходящая звезда подростковых сериалов, действительно умер, нам сообщают на первых минутах. Дальше предстоит выяснить, кем он был. Именно это в разговоре с журналисткой (Тэнди Ньютон) через 12 лет после смерти актера пытается установить, возможно, его самый близкий друг Руперт (Бен Шнетцер), с которым он несколько лет переписывался. Теперь Руперту предстоит вернуться во времена известности Донована и собственное детство — и разобраться в отношениях актера со славой, с матерью и подружкой (впрочем, он украдкой писал, что на самом деле подружки его не интересуют).

Ксавье Долан, которого прозвали канадским вундеркиндом после того, как он показал свой первый фильм в Каннах в 20 лет, дебютирует в англоязычном кино. Вместо привычной Франции премьера «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» прошла на фестивале в Торонто (а он открывает оскаровский сезон). Канадец почти год пытался «найти фильм» в монтаже, в ходе которого из него полностью вырезали Джессику Честейн. Однако и без рыжей американки тут хватает небезызвестных актеров, среди них — Кит Харингтон, Сьюзен Сарандон (в роли мамы Донована), Кэти Бейтс (его менеджер), Натали Портман (мама Бена). Комментирует происходящее за кадром Майкл Гэмбон.

Несмотря на то, что Долан, пригласил в фильм звезд и вышел к самому широкому зрителю, история, которую он рассказывает, все же весьма интимная: главный герой не может признаться — в том числе себе — в гомосексуальности, и у него (вы будете смеяться) сложные отношения с мамой. Но то, что обычно нравится в фильмах Долана — мелодраматизм и сентиментальность — на этот раз работает против него: в фильме действительно too much drama.

Не работает и излюбленный прием режиссера — одновременно ироничное и наивное использование клише поп-культуры: штампы остаются штампами, и в «Смерти и жизни…» несколько моментов, лучше всего характеризуемых словом «пошлость». Периодически из-за их обилия зрителя попросту выталкивает из реальности фильма (Долан мастерски освоил отчуждение Брехта). То же и с использованием известных песен в саундтреке: они не то чтобы озвучивают происходящее, перетягивают внимание на себя — после просмотра фильма вы еще долго не сможете без болезненных спазмов слушать Rolling in the Deep от Adele или Bitter Sweet Symphony от The Verve.

Неудивительно, что критики разнесли «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»: они единодушно обвинили фильм в претенциозности и слащавости, его рейтинг на Rotten Tomatoes сейчас — 18%. Но в то же время, как ни странно, от фильма можно получить своеобразное постыдное удовольствие — в некоторые моменты вся машинерия срабатывает — и зритель как будто вместе с героем оказывается в дождливом Нью-Йорке, одинокий и растерянный, или в пригороде, на ужине у безумных родственников в оклеенной обоями в цветочек гостиной.

Другая проблема в тем, что Долан вдобавок к рассказу о страдающем актере (насколько удается проникнуться сочувствием к вечно рассеянному красавцу, — отдельный вопрос), хочет рассказать зрителю о современной поп-культуре. Какая цена у славы и имеют ли знаменитости право на частную жизнь? Можно ли страдать из-за проблем личного характера в мире, где идут войны и голодают дети? Долан задает эти вопросы (буквально задает — они звучат в фильме) с таким обличительным пафосом, будто он делает это первым. И ответы на них тоже не станут откровением.

Скорее, худшая. Руперт, поссорившись с мамой, уезжает в Лондон. Она отправляется на его поиски и находит, но дождь и толпа их разделяют. Наконец они встречаются на улице и обнимаются. Звучит песня Stand By Me от Florence and the Machine. Играет почти полностью — две с лишним минуты. Ходят слухи, что некоторые зрители хотели покончить с собой в кинотеатре, чтобы не дослушивать это до конца.

  • «Мамочка», «Я убил свою маму» и любой другой фильм Долана про тяжкое самоопределение и сложные отношения с родительницей;
  • «Женщина под влиянием» Джона Кассаветиса — разрывающий сердце фильм про отсутствие взаимопонимания в благополучных, на первый взгляд, семьях;
  • «Поговори с ней» — еще одна мелодрама о проблемах с матерью, с чуть более радостным финалом;

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» в кинотеатрах с 15 августа. 

Читайте также

Свекровь или теща? Рецензия на фильм «Малефисента. Владычица тьмы» Кино
18 октября 2019
Свекровь или теща? Рецензия на фильм «Малефисента. Владычица тьмы»

Вторая часть истории про злобную фею, ставшую благодаря родительской любви милым ангелом, уступила оригиналу по всем параметрам.

Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм «Прачечная» Стивена Содерберга Кино
18 октября 2019
Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм «Прачечная» Стивена Содерберга

Netflix выпустил сатиру про «Панамский архив» с Мэрил Стрип, Антонио Бандерасом, Гари Олдманом и Шэрон Стоун.

Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание» Кино
17 октября 2019
Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание»

«КиноРепортер» о драмеди, которая стала одним из главных инди-хитов нынешнего года.

Звезда умерла: Рецензия на фильм «Джуди» с Рене Зеллвегер Кино
16 октября 2019
Звезда умерла: Рецензия на фильм «Джуди» с Рене Зеллвегер

На экраны вышел байопик о последних месяцах жизни иконы Голливуда.