Сериалы

Путь «Сегуна»: От скандального хита к безупречному эпику

Прямо сейчас в сериальном мире гремит «Сегун», историческая экшен-драма по роману Джеймса Клавелла. Он не может похвастаться ни суперзвездным кастом, ни шоураннерами с богатым портфолио. Однако в любви к нему расписался великий и ужасный Хидэо Кодзима, а впечатляющая статистика просмотров и рейтинг 99% на Rotten Tomatoes недвусмысленно намекают, что перед нами – один из главных хитов последнего времени. Вот мы и решили рассказать, что это вообще за «Сегун» такой, чем свежая экранизация отличается от предыдущей, 1980 года, и почему японская публика, невзлюбившая старый мини-сериал, новый приняла с распростертыми объятиями.

Рождение «Сегуна»

«Сегун» (1980)

Роман «Сегун», внушительный по размеру (свыше 1000 страниц) и количеству проданных копий (свыше 15 млн экземпляров), был опубликован в 1975 году. Его автор Джеймс Клавелл родился в Австралии, но перебрался в Великобританию, участвовал во Второй мировой и воевал с японцами в Сингапуре. Несколько лет он провел в плену, побывал в японской и сингапурской тюрьмах – впоследствии этот печальный опыт вдохновил Клавелла на создание дебютного романа «Король крыс». Тот вышел в 1962-м, а в 1965-м получил удачную экранизацию: к тому времени автор уже обосновался в Голливуде, где с переменным успехом строчил сценарии.

Какие-то работы выстреливали – культовый хоррор «Муха» или военный боевик «Большой побег». Какие-то нет. Попутно Клавелл пробовал себя в режиссуре и даже сотрудничал со звездами: каст «Учителю, с любовью» (1967) возглавил Сидни Пуатье, а в «Войне крестоносцев» (1971) блеснули Майкл Кейн и Омар Шариф. После этого Джеймс вернулся к писательству, что, в общем-то, удавалось ему лучше всего. «Сегун» стал венцом азиатского цикла, который запустили «Король крыс» и «Тай-Пэн», а продолжили «Благородный дом», «Вихрь» и «Гайдзин». По жанру это исторический фикшн: реальные события переплетаются с художественным вымыслом. Только знатоки безошибочно определят, где факты отступают под бурным натиском фантазии.

«Сегун» (1980)

Главный герой – английский штурман Джон Блэкторн, который бороздит моря и океаны на голландском судне (на дворе XVII век). Во время очередного вояжа корабль попадает в шторм. Его мотает и так, и эдак, а в итоге прибивает к далеким и недружелюбным японским берегам. С местными обычаями Блэкторн не знаком. Языком не владеет. Жизнь его не стоит и гроша. Но мужчина не отчаивается: освободившись из плена, он погружается в культуру и быт Страны восходящего солнца, а заодно ввязывается в опасные политические игры.

Судьба его зависит от влиятельного дайме Еси Торанаги, у которого, как и у большинства действующих лиц романа, есть реальный прототип: объединитель феодальной Японии Иэясу Токугава. В Блэкторна же превратился штурман Уильям Адамс – он попал в Японию в 1600-м и прожил там двадцать лет, дослужившись до звания хатамото (что-то вроде личного гвардейца при военачальнике, получавшего жалованье и привилегии).

Первая экранизация «Сегуна»

«Сегун» (1980)

Это сейчас медиагиганты могут не моргнув глазом вбухать в производство сериала миллиард зеленых и расписать его развитие на годы вперед. Но сорок лет назад подобными привилегиями не обладали даже могущественные корпорации. Поэтому было очевидно, что при экранизации «Сегуна» – а труд Клавелла на экранизацию прямо-таки напрашивался – придется чем-то пожертвовать. В результате писатель и сценарист Эрик Берковичи максимально упростили историю, сосредоточившись чисто на Блэкторне, который почти не вылезает из кадра. С учетом того, что эту роль исполнил благородный красавец Ричард Чемберлен (другими кандидатами были Шон Коннери и Альберт Финни), оно и неплохо, на самом деле.

Мы наблюдаем за тем, как Блэкторн страдает в кутузке, с трудом привыкает к необычному укладу и постепенно проникается симпатией к Торанаге, который становится его покровителем. Последнего сыграл грандиозный Тосиро Мифунэ, так что на уровне каста к «Сегуну» не придраться (еще здесь есть разбитной Джон «Гимли» Рис-Дэвис в образе португальца Родригеса, который тоже симпатизирует Блэкторну, хотя их страны враждуют). Важная сюжетная линия посвящена романтическим отношениям Блэкторна с переводчицей Марико (Еко Симада), и создается впечатление, что авторов их связь интересует куда сильнее междоусобиц с участием Торанаги, иезуитов и других влиятельных фигур. Что опять-таки неплохо. Почему бы и нет.

«Сегун» (1980)

Ощущение скомканности возникает лишь в финале, когда вместо долгожданной эпической развязки получаешь коротенькое закадровое объяснение, чем дело кончилось. В остальном это отличное приключение – с самураями, ниндзя, кораблекрушениями и неторопливыми беседами про карму. В первый и последний раз американское шоу целиком снимали в Японии, так что с колоритом полный порядок. Да, порой мелодраматизм слегка выходит из берегов. Но ведь и многие классические романы этим грешат. Да, большинство диалогов на японском лишено дубляжа и субтитров. Зато это концептуальное решение позволяет смотреть на мир глазами Блэкторна и напряженно ловить каждый звук, не зная, что сулит будущее: награду или казнь.

В 1980 году «Сегун» стал громким хитом. Его еженедельные рейтинги оказались самыми высокими за всю историю компании NBC – сериал продолжительностью 9 с лишним часов транслировался 5 вечеров и собрал в общей сложности от 23 до 28 млн зрителей за эпизод. На «Золотом глобусе» он победил в трех номинациях из трех: лучший драматический сериал, мужская и женская роли (Чемберлен и Симада). Также на его счету две «Эмми» и People’s Choice Awards за лучший мини-сериал. Позднее «Сегун» в сокращенном до полнометражки формате попал на большие экраны, а затем обрел вторую жизнь на видео, DVD и Blu-ray. Став тем самым неотъемлемой частью мировой поп-культуры.

Возвращение «Сегуна»

«Сегун» (2024)

Релиз нового «Сегуна» состоялся 27 февраля 2024 года на стриминге Hulu и канале FX. Глава последнего Джон Ланграф признался, что на реализацию проекта ушло десять лет. Без участия Disney (FX Networks интегрирован в подразделение Walt Disney Television) затея была бы попросту гиблой. Как и без энтузиазма Хироюки Санады, заслуженного голливудского самурая. Он не только величественно сыграл Торанагу, но и впервые исполнил продюсерские обязанности. Санада привлек к производству команду, не понаслышке знакомую с самурайскими драмами. Со многими из этих людей он работал на протяжении сорока лет. Также он лично проверял и правил декорации, костюмы, реквизит, дабы все соответствовало требованиям эпохи.

Еще Хироюки сотоварищи изрядно заморочились со сценарием, создав несколько англо- и японоязычных версий текста. Драматург Киеко Мориаки добавляла словам поэтичности. Артисты тоже вносили свои правки. Для субтитров же скорректированный японский сценарий повторно перевели обратно на английский. Помимо трепетного отношения к деталям, авторы «Сегуна» изменили и подход к сторителлингу. Шоураннеры/сценаристы Рэйчел Кондо и Джастин Маркс (кстати, супруги) уверяли, что ориентировались не на предыдущий сериал, а на книгу Кавелла: по их мнению, та осталась «нереализованной». Для западного зрителя протагонистом в любом случае является Блэкторн, однако вокруг него сплетается более хитроумный сюжетный клубок, чем в проекте 1980 года.

«Сегун» (2024)

Тем самым новый «Сегун» глубже погружает в исторический, художественный, культурный контекст, а заодно улучшает репрезентацию героев-японцев, которые выглядят значительно живее и мотивированнее, чем раньше. Что сам Торанага. Что его вассал Ябусиге (Таданобу Асано). Что Марико в исполнении нереальной красотки Анны Саваи из сериала «Монарх»: Наследие монстров». Что регент-антагонист Исидо (Такэхиро Хира). Да и Блэкторн далек от прежнего романтизированного образа: похожий на завсегдатая пабов Космо Джарвис изображает его грубоватым и приземленным мужичком, что точнее соответствует реалиям 1600 года. Он же, в конце концов, обычный штурман, а не аристократ.

Конечно, порой скучаешь по импозантности старых звезд. Особенно по Дэмиену Томасу, превратившему иезуита Альвито в эдакого Арамиса из ада. Его сменщик Томми Бастоу на фоне коллег держится не слишком уверенно. Зато в остальном «Сегун» – настоящий хит-парад эффектных панчлайнов. Знакомые сцены поставлены энергичнее и сочнее: шторм, допрос Блэкторна, трудозатратное спасение выпавшего за борт Родригеса, ночное нападение киллера, зрелищная схватка в лесу, землетрясение… В прошлой версии имелись странные клоунские моменты, выбивавшиеся из общего тона: Блэкторн отвлекал внимание неприятеля, притворяясь дурачком, а потом учил Торанагу плясать. Здесь же он сперва просто устраивает заварушку, а затем дает дайме уроки прыжков в воду. Во всем ощущается вдумчивый и неравнодушный подход, элегантность, строгость и мощь.

«Сегун» (2024)

«Сегун» номер один по-прежнему пробуждает в сердце упоительное чувство мальчишеского азарта. А «Сегун» номер два восхищает тем, с какой скрупулезностью и уважением проза Клавелла перенеслась на экран. На одном материале выросли совершенно разные произведения, каждое из которых по-своему замечательно. И если один мини-сериал был классикой в 1980-м, то второй претендует на звание классики наших дней: его премьера стала популярнейшим релизом на Hulu/FX, сбросив с пьедестала предыдущего рекордсмена – второй сезон «Медведя» (за шесть дней первые две серии собрали 9 млн просмотров). Ну и рейтинг 99% на Rotten Tomatoes не на пустом месте возник.

Неприятие и прощение «Сегуна»

«Сегун» (1980)

Подобно многим хитам, «Сегуну» не удалось выплыть сухим из моря скандалов. Мини-сериал 1980 года сейчас кажется абсолютно невинным, но по тем временам он выглядел радикально. В нем изображалось неслыханное: один человек мочится на другого (таким образом японцы унижали Блэкторна), какому-то бедолаге ни с то ни с сего голову отрубают, матроса заживо варят в кипящем чане, а самураи вспарывают себе живот. Напомним, что мы имеем дело с телевидением, для которого все перечисленное было в новинку. У особо впечатлительных граждан эти эпизоды могли вызвать культурный шок.

Разбирать исторические вольности нет нужды – все-таки речь идет о развлекательном контенте. Да и плох тот проект на историческую тему, в чей адрес не прилетали бы шпильки из разряда «все было не так». Тем не менее, японская публика приняла «Сегуна» в штыки. Он, дескать, изображал прошлое Страны восходящего солнца слишком примитивно даже по меркам шоу для вечернего просмотра на диване. Представитель японского МИДа прямо назвал эпизоды кровопролития и жестокости преувеличенными, отметив, что «Сегун» может дать старт просветительской работе для миллионов американцев». Получалось, что предрассудки западного общества по отношению к восточному, носителем которых был Блэкторн, не миновали и кинематографистов.

«Сегун» (2024)

Естественно, тень мини-сериала 1980 года лежала и на версии 2024-го. Но от нее, судя по всему, удалось избавиться: Хироюки Санада назвал работу над свежим «Сегуном» «проектом мечты, объединяющим Восток и Запад». Ему вторила и Анна Саваи:

«Я как японка могу с гордостью заключить: мы сделали это. Пожалуй, перед нами первый проект, о котором я вправе сказать – да, вот наша история. Раньше мне приходилось оправдываться перед японскими приятелями, говоря что-то вроде «ну, они все поняли неправильно, но сюжет хорош». С «Сегуном» мне особо не за что извиняться».

А извиняться и не пришлось: японские зрители полностью разделили восхищение западной аудитории.

В отличие от первого сериала, второй снимали преимущественно в Канаде. Но это не повлияло на его потрясающую аутентичность, которая проявляется как в нюансах чайных церемоний и особенностях завязывания кимоно, так и в изображении исторических фигур, что сплелись с художественными образами и превратились в объемных персонажей, за которыми чертовски интересно наблюдать. Для тех, кому требуются хлеб и зрелища, добавим: обнаженка с расчлененкой в кадре тоже присутствуют. Не стоит полагать, что «Сегун» весь из себя утонченный. Но создатели идеально выдерживают баланс между изяществом и брутальностью, а комплименты из уст ярого киномана Хидэо Кодзимы говорят сами за себя:

«Масштаб, детали, актеры, костюмы, реквизит, визуал – все по высшему разряду. Не погрешу против истины, если назову это «Игрой престолов», перенесенной в Японию XVII века».

Причем без всякого фэнтези. Только самураи, только хардкор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад