Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > «Шашечки или ехать?» – 6 ярких фильмов о таксистах

«Шашечки или ехать?» – 6 ярких фильмов о таксистах

17 февраля 2022 /
«Шашечки или ехать?» – 6 ярких фильмов о таксистах

Накануне премьеры киноальманаха «Ночь на Земле» вспоминаем картины, чей сюжет так или иначе крутится вокруг водителей такси.

17 февраля 2022 года в российский прокат впервые выходит «Ночь на Земле» (1991) Джима Джармуша. Киноальманах состоит из пяти разных историй, которые случились с таксистами в пяти разных мегаполисах. Эта картина романтизировала профессию водителя такси и стала символом одиночества, которое пытаются преодолеть люди в крупных городах. Вдохновившись фильмом Джармуша, «КиноРепортер» собрал самые яркие фильмы о таксистах – их оказалось не так уж мало.

«Три тополя на Плющихе» (1967)

Знакомая практически каждому на постсоветском пространстве история. Молодая женщина (Татьяна Доронина) приезжает в Москву из деревни торговать ветчиной и сталкивается с таксистом (Олег Ефремов), который должен ее подбросить до квартиры родственников. Ориентир – кафе «Три тополя» на Плющихе. Вот только встреча оказывается куда романтичнее, чем кажется на первый взгляд, хотя в итоге это ни к чему, противоречащему советской морали, и не приводит.

Интересно, что лежащий в основе сценария рассказ назывался «Три тополя на Шаболовке», но название изменили из-за стойких ассоциаций Шаболовки и телевидения. Плющиху предложила режиссер Татьяна Лиознова, настоявшая именно на этом районе в спорах со сценаристом Александром Борщаговским. А еще именно эта картина сделала песню Александры Пахмутовой «Нежность» чуть ли не народной.

«Таксист» (1976)

Классика Нового Голливуда исследует посттравматическое стрессовое расстройство, полученное США во Вьетнаме, через историю одинокого ветерана и таксиста Трэвиса Бикла, который объявляет войну политикам и сутенерам и тихонечко погружается в жестокое безумие. Сцены насилия настолько поразили Американскую киноассоциацию, что Скорсезе пришлось уменьшать насыщенность цветов в особо кровавых эпизодах.

Впрочем, впоследствии получившаяся картинка режиссеру даже понравилось, а вот оператор Майкл Чэпмен до сих пор жалеет о решении пойти из-за цензуры на попятную. Неонуар получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и навсегда вошел в поп-культуру благодаря импровизированной сцене разговора Де Ниро с самим собой. «Ты со мной говоришь?!»

«Ночь на Земле» (1991)

Фильм-антология из пяти историй, которые происходят в такси — в разных уголках мира. В Лос-Анджелесе юная девица-автомеханик (Вайнона Райдер) везет в аэропорт голливудского агента (Джина Роулендс). В Нью-Йорке дитя улиц ЙоЙо (Джанкарло Эспозито, будущий Гас Фринг из «Во все тяжкие») учит эмигранта из ГДР Армина Мюллера-Шталя («Порок на экспорт») ездить на ручнике.

В Париже выходец из Кот-д’Ивуара бестактно ведет себя со слепой клиенткой. В Риме озабоченный Роберто Бениньи исповедуется умирающему прямо в салоне священнику. А в Хельсинки любимый актер Аки Каурисмяки, покойный Матти Пеллонпяя, дает ценный жизненный урок трем работягам-пьянчугам. Настоящий актерский и операторский мастер-класс (оператор практически не покидал машину) под музыку Тома Уэйтса.

«Такси» (1998)

Даниэль (Сами Насери) всегда мечтал быть профессиональным гонщиком, но смог устроиться только таксистом, что не мешает ему лихачить на работе. Во время одной из поездок он подвозит пассажира в своей привычной манере, но тот оказывается полицейским — и вместо конфискации прав предлагает Даниэлю сотрудничество. Дело в том, что полиция никак не может поймать банду грабителей-гонщиков на «мерсах», и, кажется, помочь в этом способен только еще один водитель-профи.

Фильм снискал народную любовь и породил самую известную французскую франшизу, которая прославилась далеко за пределами страны. Сценарии для первых четырех фильмов написал Люк Бессон, он же и спродюсировал ленты. Важной деталью является тот факт, что для передачи драйва гонок специально наняли операторов, снимающих «Формулу-1».

«Соучастник» (2004)

Винсент (Том Круз) – безжалостный седой киллер. Макс (Джейми Фокс) – его нерешительный водитель поневоле. Вместе им предстоит целую ночь разъезжать по Лос-Анджелесу, пока Винсент будет выполнять мафиозные заказы. Однако к утру испуганный работяга восстанет против удерживающего его в заложниках хитмена, не желая быть соучастником. Один из лучших поздних фильмов мастера неонуаров Майкла Манна, в котором режиссер использует «шумные» цифровое изображение и замкнутое пространство салона такси, чтобы рассказать очередную историю про криминальный Город ангелов.

Том Круз неожиданно блистает в отрицательном образе убийцы, делая Винсента напрягающе дружелюбным и крайне опасным одновременно. Номинация на «Оскара», впрочем, досталась не звезде франшизы про «невыполнимые миссии», а его темнокожему партнеру Фоксу. Это достаточно пессимистичный взгляд на бадди-муви, поэтому сентиментальности «Зеленой книги» не ждите.

«Такси» (2015)

В 2010-м иранскому режиссеру Джафару Панахи запретили снимать кино на родине и поместили мастера под домашний арест, обвинив в антиправительственной пропаганде. Панахи отказался соблюдать предписание и снял сначала два фильма прямо у себя дома («Это не фильм» и «Закрытый занавес»), а затем и «Такси» – на улицах Тегерана.

В этой смеси документального и игрового Панахи ездит по иранской столице, притворяясь таксистом. К нему в машину садятся люди разных взглядов, возрастов, профессий и социальных классов, однако с каждым из них Панахи удается поговорить по душам. На Берлинском фестивале картина получила «Золотого медведя» – решение приняло международное жюри во главе с Дарреном Аронофски.

«Таксист» (2017)

Восстание в Кванджу 1980 года вошло в историю Южной Кореи как одно из самых страшных и жестоких. Началось оно как студенческий бунт против закрытия университета Чхоннам, но уже через несколько дней события обрели куда больший масштаб. Авторитарный президент Чон Ду Хван жестко подавлял протесты: по официальным данным, более двух сотен человек погибли, а еще около тысячи получили ранения или пропали без вести. Неофициальные цифры еще выше.

Общество узнало правду благодаря немецкому журналисту, отправившемуся в Кванджу, прекрасно сознавая, чем это может грозить. В работе ему помогает простой корейский таксист, мечтающий заработать на иностранце и даже не догадывающийся об истинных мотивах гостя. В фильме неизвестный водитель получил и имя, и историю, а сама картина наполнена драйвом и экшеном — даром что ее герои в боевых действиях участия не принимают. Журналиста и водителя сыграли, соответственно, главный экспортный немец Томас Кречман и звезда фильмов Пон Джун Хо (включая новейших «Паразитов») — Сон Кан Хо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: