Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Статьи > Легендарные режиссеры Киностудии им. Горького и их культовые фильмы

Легендарные режиссеры Киностудии им. Горького и их культовые фильмы

16 сентября 2020 /
Легендарные режиссеры Киностудии им. Горького и их культовые фильмы
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС

«КиноРепортер» отмечает 105-летие одной из старейших и крупнейших кинокомпаний России.

На Киностудии им. Горького был снят первый в СССР звуковой фильм — «Путевка в жизнь», первый музыкальный — «Гармонь», первый цветной — «Груня Корнакова». У истоков создания стоял купец Михаил Трофимов из Костромы, который в 1915 году основал в Москве киноателье «Русь», которое позже было преобразовано в киностудию с громоздким названием «Межрабпом-Русь», а затем в «Союздетфильм». И только в 1948 году студии было присвоено имя Максима Горького. За время существования киностудия выпустила множество фильмов, которые стали классикой отечественного и мирового кино.

Яков Протазанов

Новатор, автор немого кино, искрометных комедий и многих успешных экранизаций литературной классики начал снимать для киностудии в 1923 году. В 1920-х и 1930-х на тогда еще фабрике «Межрабпом-Русь» выходят «Аэлита» (1924), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Белый орел» (1928), «Закройщик из Торжка» (1925) и «Праздник святого Йоргена» (1930) с Игорем Ильинским в главных ролях. Здесь же Протазанов в 1936 году создал «Бесприданницу» — одну из лучших советских экранизаций пьесы Островского. Фильмы Протазанова всегда собирали прибыль в прокате, и в свое время он воспринимался как самый главный в стране по коммерческому кино.

 

Всеволод Пудовкин

Первая же короткометражка «Шахматная горячка» (1925), снятая для киностудии совместно с Николаем Шпиковским по мотивам 1-го московского международного шахматного турнира, пользовалась большим успехом у зрителей, способствовала росту популярности шахмат в СССР и даже появлению определенной моде в одежде. После нее Пудовкин получает задание экранизировать роман Максима Горького «Мать» (1926). Сейчас эта работа входит в десятку лучших фильмов в истории кино. 

 

Александр Роу

Главный киносказочник СССР посвятил всю свою жизнь детским волшебным историям. До Роу чудеса на экране появлялись только при помощи мультипликации — он первым доверил волшебный сюжет реальным актерам и произвел фурор в мире кино. Почти все свои ленты режиссер снимал на Киностудии имени Горького, среди которых знаковыми стали «Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный» (1944), «Марья-искусница» (1959), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969).

 

Сергей Герасимов

Сегодня имя Сергея Герасимова носит главный киновуз страны — ВГИК. Многие студенты шутили, что, будучи педагогом, Сергей Аполлинариевич «умел пробуждать спящих». Из его мастерской вышли режиссеры Сергей Бондарчук, Николай Губенко, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Кира Муратова, актеры Инна Макарова, Николай Рыбников, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко и многие другие. Для Киностудии имени Горького режиссер снял множество фильмов, но самыми популярными были экранизации «Молодой гвардии» (1948) и «Тихого Дона» (1958).

 

Василий Шукшин

До поступления во ВГИК режиссер, актер и писатель Василий Шукшин успел сменить несколько профессий: был слесарем, моряком, учителем и директором школы. Известность ему принесли книги о малой родине — Алтайском крае — и фильмы по собственным сценариям, среди которых были особенно популярны «Калина красная» (1973) и «Печки-лавочки» (1972). Последний он снял как раз для Киностудии им. Горького. И хотя Шукшин в этих картинах сыграл еще и главные роли вместе со своей женой Лидией Федосеевой-Шукшиной, именно «Печки-лавочки» были его самым любимым фильмом.  

 

Татьяна Лиознова

В 1949 году по окончании института Татьяну Лиознову распределили на Киностудию имени Горького, но тут же уволили, поскольку наступил кризис кинопроизводства после войны. Несколько лет она вместе с мамой кроила и шила одежду. Вернуться смогла только в 1953 году. Для киностудии она сняла ставшую классикой драму «Три тополя на Плющихе» (1967). Но самый главный успех еще впереди — в 1973 году Лиознова выпускает 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны» по роману Юлиана Семенова, ставший невероятно популярным в стране.

 

Станислав Ростоцкий

Почти каждый фильм Ростоцкого стал классикой — «Дело было в Пенькове» (1957), «…А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Черное Ухо» (1976), в финале которого плакало не одно поколение детей и родителей. Не менее успешной была и драма «Доживем до понедельника» (1968), фраза из которой «Счастье — это когда тебя понимают!» стала крылатой.

 

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: