Эпоха ремейков – не только в кинематографе, но и на театральных подмостках. Ведущие театры возвращают на сцену свои классические спектакли. За короткое время «КиноРепортер» побывал на премьерах двух легендарных постановок Театра Олега Табакова – «Матросской тишины» и «Страстей по Бумбарашу», теперь пришел черед ленкомовского хита 1989 года – «Поминальная молитва».
Свою пьесу по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», изданной в 1914 году, когда мир сотрясала Первая мировая война, а Российская империя стремительно двигалась к распаду, Григорий Горин писал тоже не в самое спокойное время: Афганская война, перестройка и, опять же, стремительный распад СССР… Параллели очевидные, потому и спектакль Марка Захарова о бедах большого еврейского семейства, живущего в богом забытой украинской деревеньке, имел оглушительный успех.
Страна переживала пору тотального дефицита, во многих регионах уже ввели продажу продуктов по талонам, и проблемы молочника Тевье, мечтающего лишь об одном – найти трем своим старшим дочерям (а всего их пять) обеспеченных мужей, оказались зрителям очень близки. Да, Тевье играл всенародный любимец Евгений Леонов, а его дочерей сватал популярнейший Александр Абдулов, который под занавес выводил на сцену 85-летнюю Татьяну Пельтцер, но «Поминальная молитва» шла бы с аншлагами и вовсе без звезд в составе.
Впрочем, именно проблемы с актерами и стали основной причиной того, что спектакль просуществовал на сцене Ленкома не так долго, как, например, «Юнона и Авось». В январе 1994 года, собираясь как раз играть Тевье, на 68-м году жизни умер Евгений Леонов. В тот день люди молча стояли у входа в театр со свечами в руках. Билеты не сдал никто. И хотя попеременно с Леоновым молочника играл Владимир Стеклов, играть «Поминальную молитву» после ухода любимого артиста было немыслимо.
Сам Марк Захаров говорил, что спектакль вышел в то время, когда он был нужен, и если и вернется, то лишь тогда, когда вновь станет как-то особо тревожно… Видимо, что-то такое режиссер почувствовал летом 2019-го – объявив, что хочет вернуть «Поминальную молитву» на сцену. Что его тревожило – обстановка в мире, проблемы в стране или, может быть, дурные предчувствия, мы уже не узнаем. В сентябре того же года Марка Анатольевича не стало… Постановку по его завету и с детальной точностью возродил Александр Лазарев.
Все, кто смотрел классическую версию спектакля – хотя бы в записи, без труда отметят, насколько бережно сохранено все, что было сделано более тридцати лет назад. И прежде всего это сценографические решения Олега Шейнциса. Все так же на заднем плане грубо сколоченная из черных досок стена, сквозь огромные дыры в которой пробивается свет. Все те же тикающие в правом углу сцены ходики. Все тот же меланхолично жующий сено живой конь.
Ничего не стал менять Лазарев и в постановочных решениях своего учителя. Спектакль начинается с того, что актер, играющий Тевье, в точности, как когда-то Евгений Леонов, выходит через дверь в правой стене сцены, достает из кармана сложенный листок и читает завещание Шолом-Алейхема с просьбой прочесть по нему Поминальную молитву. Прикрепив листок к стене, он выходит на середину сцены и произносит молитву, которой не было в пьесе Горина. Ее придумал Леонов. Теперь она звучит и как дань памяти великому артисту.
В этом смысле особенно символично слышать ее из уст Андрея Леонова – сына Евгения Павловича, играющего Тевье попеременно с Сергеем Степанченко. Ровно так же передала эстафету и Елена Шанина: когда-то она играла Цейтл, старшую дочь Тевье, теперь эту роль играет ее дочь Татьяна Збруева, сходство которой с матерью невероятно. Многие актеры вернулись в спектакль в новом обличье.
Тот же Степанченко раньше играл Урядника, а Леонов-младший – Федю. Александр Сирин, просящий у Тевье руку Цейтл в образе пожилого мясника Лейзер-Волфа, в свое время уводил девушку у старого вдовца, играя нищего портняжку Мотла. Иван Агапов когда-то произносил революционные лозунги в образе студента Перчика, а теперь мерзнет без проигранного в карты пальто, как вечный неудачник Менахем-Мендл.
Актерский ансамбль восстановленного спектакля не выглядит стройным – некоторым артистам еще требуется время, чтобы врасти в этот непростой материал, где трагическое столь густо перемешано с комичным, что зрители смеются, не успевая утирать слезы. Пожалуй, самой большой актерской удачей стала Голда в исполнении Олеси Железняк. Жена Тевье и мать пятерых девочек – один из самых сложных образов, но именно на ее реплики приходится львиная доля смеха в зале. И эти репризы удаются ей лучше, чем предшественницам в классической версии.
Самое любопытное же – сравнивать трансформацию образа Тевье в версиях Сергея Степанченко и Андрея Леонова. В данном случае она неизбежна не в силу разного актерского опыта и таланта (актеры, кстати, по совпадению одногодки), а по причине огромной разницы антропометрических данных.
Высокий грузный Степанченко играет молочника добродушным увальнем, способным справиться с любыми проблемами, даже если это будет рухнувшая на его плечи крыша. Тевье в интерпретации Леонова-младшего – маленький человек, не гнущийся под ударами судьбы исключительно благодаря непоколебимой силе духа. Даже когда Урядник сообщает, что распоряжением царя все евреи должны в 24 часа собрать свои вещи и перебраться за «черту оседлости», бросив свои дома и могилы предков.
«Поминальная молитва» – прекрасное подтверждение истины, что великое видится на расстоянии. Когда-то Евгений Леонов признался, что спектакль получился очень сиюминутным. Однако он тогда (к счастью) не знал, какие новые смыслы обретет повесть более чем столетней давности. Тому примером, скажем, сцена, в которой Тевье и Менахем-Мендл обсуждают демонстрацию революционно настроенных студентов на Крещатике в Киеве. Кто же мог подумать, что такое может повториться? И возможно, именно поэтому Марк Захаров решил – пора!
Фото: Женя Сирина
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…