В маленьком заснеженном городке происходит загадочное. Местная школьница по имени Алиса видит вещие сны про висящую на дереве мертвую девочку. Что за девочка – непонятно, потому как лица на ней буквально нет. Или вот еще случай был, в лесу неподалеку нашли какого-то мальчика. Кто такой, откуда взялся – неизвестно. Спустя некоторое время за ним приезжает мужик и говорит: «Это же мой давным-давно похищенный сын, давайте его скорее сюда». Но мальчика кто-то уже успел забрать. А вскоре мужика обнаруживают всего в крови под деревом, на котором угадайте-ка, кто висит? Правильно, та самая мертвая девочка без лица из снов Алисы.
Когда в маленьком городке происходит загадочное, это мы завсегда любим и уважаем. На то они и маленькие городки, чтобы там происходило загадочное и параллельно вскрывались разные леденящие душу подробности из жизни местного населения. Поэтому сериал «Сны Алисы» сходу на любовь и уважение тех, кому такое по нраву, напрашивается. Возможно, где-то даже чересчур настойчиво. Поскольку загадочного в нем будто бы нарочно навалено сверх меры. Столько, что хватило бы на десять обычных сериалов той же категории. Порою даже кажется: ну куда еще больше загадочного-то, хватит уже, а оно все прибывает и прибывает нескончаемым потоком. И ни конца не видно, ни края, и ситуация с мертвыми девочками, вещими снами и прочей чертовщиной особо никак не проясняется.
Самое, конечно, загадочное в этом всем – что актрисе, которая играет 16-летнюю Алису (Алина Гвасалия ее зовут), сейчас 31 год. При том что никогда так не скажешь, глядя на нее, обычная с виду старшеклассница. Но это, допустим, ладно. Потом, значит, насчет леденящих душу подробностей. Они все, не поверите, тоже со всяким загадочным напрямую связаны. То есть, например, один из ключевых персонажей – матерый коп, которому, как водится, нужно во всем разобраться. В данном случае матерого копа играет Екатерина Вилкова, и по ее пронзительному ледяному взгляду сразу становится очевидно: с этой суровой женщиной определенно что-то не так. Во всяком случае, знает она явно больше, чем говорит.
Впрочем, это примерно про всех можно сказать. Особенно про медсестру в исполнении Полины Ауг, которая со своей неземной внешностью сюда вписывается как родная. Даже Кирилл Полухин – актер вроде бы сугубо характерный, всегда либо ментов, либо бандюков изображающий (собственно, он и здесь в роли мента) – и тот излучает какую-то потустороннюю отталкивающую харизму. И тоже сразу по нему заметно, что чего-то он такое знает.
Ничего не знают и пытаются докопаться до правды только несколько детишек: непосредственно заглавная героиня (дочь персонажа Вилковой, к слову), спасаемая ею малолетняя жертва домашнего насилия, да двое пацанов, один из которых живет в квартире с жуткой бабкой, целыми днями слушающей в наушниках какие-то неразборчивые бормотания, а у второго в плане семейных обстоятельств все еще хуже. Короче, вечная тема конфликта поколений. Правда, не то чтобы она всерьез здесь и глубоко прорабатывалась, но фоном неизменно присутствует, причем главным образом в контексте отношений детей с матерями.
В «Снах Алисы» в принципе, надо отметить, существенный гендерный перекос наблюдается. Однако ни о какой так называемой фемповестке речи не идет. Просто так устроен здешний замкнутый неприветливый мирок, что в нем всем заправляют преимущественно женщины. Полный матриархат фактически. И никому от этого, что характерно, не легче. Стало быть, раз уж на то пошло, сериал если и заряжен каким-то актуальным месседжем, то не профеминистским, а совсем наоборот. Дескать, вот к чему эта ваша girl power приводит. Вы что, хотите как в Костомукше?
Если что, Костомукша – это такой город в Карелии. Где, собственно, «Сны Алисы» снимали. Примечателен он, помимо умилительного названия, тем, что возведением типовых панельных домов в нем занимались специалисты из Финляндии. Оттого выглядят эти дома не так, как вся остальная, привычная нашему глазу советская застройка. Несколько более симпатично, аккуратно, по-скандинавски. Что оказывается кстати, потому что холодной эстетикой скандинуара сериал вообще основательно так пропитан. Всюду безэмоциональные лица, монохромные пейзажи, гнетущая атмосфера. Так что скандинавские панельки как раз ко двору приходятся.
Вместе с тем содержательно «Сны Алисы» тяготеют не столько к угрюмым детективам про маньяков, орудующих в северной глуши, сколько к мрачному потустороннему сюрреализму. Со зловещими шаманскими камланиями, голыми старухами, сочащейся изо всех отверстий вязкой черной жижей, а также целой параллельной реальностью тех самых указанных в заглавии снов. В которой Алиса регулярно падает на спину и сталкивается с разными странными штуками, вроде гигантской черной каляки-маляки. Реальность означенная, неуютно расположившаяся где-то по соседству с Черным вигвамом и Изнанкой из «Очень странных дел», служит как дополнительным местом действия, так и вполне самостоятельным аттракционом, а кроме того, во многом определяет жанровую принадлежность сериала, переводя его в разряд хорроров. И именно как хоррор – густой, непостижимый, удушающе-обволакивающий – «Сны Алисы», пожалуй, наиболее выигрышно смотрятся.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…