Сериал-антология – удобный способ высказаться: одна серия, одна история, один центральный персонаж и один катарсис. «Пронзительно громко» как раз из таких, за тем лишь исключением, что каждый из 8 эпизодов помещает героиню в более чем абсурдную ситуацию. А вот аллегория это или просто фантастика, зрителю еще предстоит разобраться.
Одна девушка пошла на деловую встречу – и исчезла. Другая так боялась упустить воспоминания, что стала есть фотографии. Третья превратилась в украшение на полке. Четвертую в прямом смысле стала пожирать вина. Пятая ходила на свидания с уткой. Шестая раскрывала собственное убийство. Седьмая вернула мужа по гарантии. А восьмая собиралась мстить за убийство отца, но передумала. Получается набор в духе сюрреалистического «Черного зеркала», преимущественно с хеппи-эндом, но только про женщин. Apple TV+ заявил 2-й сезон еще до премьеры первого, так что историй будет много.
Первая мысль: это шоу ради шоу, но с хорошим актерским составом. Кто же пропустит жующую фотографии Николь Кидман, как было обещано в трейлере? На деле все сложнее: для обычных проблем создатели сериала придумали максимально необычную обложку. Внимание за счет этого сильно смещается: странность настолько очевидна, что на нее перестаешь отвлекаться, и в центре оказывается героиня и ее переживания.
Не все эпизоды одинаково удачны. Но если первый оказывается неловким заходом на территорию BLM и рассуждением о потере идентичности, то следующие серии сдвигают рамки, предлагая нечто вроде нового опыта. За которым, конечно же, скрываемся старые, то есть прежние мы.
Если бы кто-то рассказал о том, какими яркими вспышками расцветают в сознании воспоминания во время поглощения фотокарточек, человечество бы уже уничтожило свои фотоальбомы. Но героиня Кидман стремится ухватить за хвост исчезающий мир своего детства: отец умер, у матери деменция. В приступе паники или попытке контролировать процесс распада она съедает фотографии одну за другой, ненадолго погружаясь в радужные воспоминания. И это понятно, героиня буквально сама все объясняет: «Мне стало страшно». И вот уже странная пищевая привычка не кажется дикостью.
Но есть и более грубые и некомфортные аллегории. Например, в третьем эпизоде, где главная героиня добровольно согласилась стать «предметом роскоши». Или еще жестче – в пятом эпизоде одинокая неуверенная в себе девушка решила забрать селезня из пруда в парке домой, потому что он ей наговорил комплиментов. В итоге парень с клювом оказывается редким гаденышем (во всех возможных смыслах) и даже опускается до абьюза.
Но героиня, забросившая учебу и семью, так сосредоточена на своем нездоровом эскапизме, что не замечает, как скатывается на самое дно. Для зрителя ситуация с первых минут выглядит абсурдно, а потому, когда селезень творит дичь, всплывает только одно логичное решение: выгнать его в пруд. По какой причине бедная девушка до последнего терпит и дает «отношениям» шанс за шансом, непонятно. Зато понятно, что в жизни истории с абьюзерами примерно так и выглядят.
На первый взгляд, «Пронзительно громко» не выглядит таким уж пронзительным или громким заявлением. Однако крик должен звучать с экрана, чтобы донести до других несчастных в реальной жизни абсурдность некоторых ситуаций. Зато катарсис каждой из героинь – от принятия неизбежного до использования негативного опыта во благо – приносит удовлетворение, несмотря на дикие обстоятельства. А это главное в подобных проектах: российская мини-антология «Бесит!» тому отличный пример.
С другой стороны, «Пронзительно громко» – это абсурдное и местами забавное зрелище, отличный вариант на выходные. А другого от сериала и не требуется. Ну, разве что действительно приятный актерский состав – помимо Николь Кидман, на экране появляются Альфред Молина, Исса Рэй, Элисон Бри, Мерритт Уивер, Бетти Гилпин и даже полузабытый Хью Дэнси. Создатели сериала Лиз Флэхайв и Карли Менш до этого занимались проектом «Блеск» (2017–2019), это объясняет знакомые лица в касте.
Что еще любопытно: в основу сериала легли короткие рассказы из сборника ROAR (2018) Сесилии Ахерн, которая написала слезливый роман «P.S. Я люблю тебя» (2004), послуживший основой для не менее слезливого фильма с Хилари Суэнк. Также на ее счету – книга и сценарий к сериалу «Кто такая Саманта» и мелодраме «С любовью, Рози» (2014). Судя по всему, теперь писательница переключилась на новую этику и добавила очаровательной фантастики: ее сборник состоит из 30 диких историй, последняя из которых The Girl Who Roared объясняет название всей книги. Стало быть, ждать нам еще пару сезонов как минимум.
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…