Статьи

Сериал начинается с заставки: Как cold open смешит, пугает и завлекает зрителей

Как часто зрители бросают просмотр нового сериала через несколько минут, если тот просто не смог их увлечь? Шоураннеры и сценаристы прекрасно знают, как важно завоевать аудиторию прямо со вступления. Именно поэтому многие авторы уделяют повышенное внимание открывающим заставкам или, как их обычно называют, cold open.

В русском языке эквивалента этого термина нет. Cold open можно описать как тизерный вступительный сегмент, который с первых секунд вовлекает зрителей в повествование. Его история берет начало в 1960-х годах, когда на американском телевидении принялись экспериментировать с подобным форматом. Например, в детективной драме «Сансет-Стрип, 77» cold open служила сцена из середины эпизода. Так сценаристы цепляли публику будущими событиями и подводили к тому, как произошло то или иное из них.

Более традиционный формат заставок начал появляться в середине десятилетия в различных ситкомах, вроде «Моя жена меня приворожила» и «Остров Гиллигана». Как правило, зрителям демонстрировали классическую короткую сцену с завязкой эпизода. В то же время находились и те, кто экспериментировал с cold open практически с самого запуска проекта в эфир. Например, в 1969 году великая комик-группа Монти Пайтон во второй серии своего «Летающего цирка» показала мчащегося на камеру артиста: после 30-секундной пробежки он просто объявил о начале шоу перед вступительными титрами.

Однако в 1960-х и 1970-х существовал один жанр, где cold open использовали почти повсеместно, дневные мыльные оперы. Их концепции были идентичны: вступление стартовало с финальной сцены прошлой серии, далее раскрывало сюжетные подробности текущего эпизода, затем шли вступительные титры. В дальнейшем этот подход был слегка переработан и взят на вооружение другими сериалами. Сегодня подобные вступления начинаются со слов «В предыдущих сериях», где вспоминаются значимые для сюжета события одного или нескольких прошлых эпизодов.

К 1990-м cold open стал полноценной частью многих телевизионных шоу: от комедий и фантастики до детективов и триллеров. Традиционно в криминальных сериалах вступление использовалось для показа очередного убийства. Зрители видели, как погибала жертва, но личность злодея им не раскрывали. При этом авторы могли ограничиться только сценой, где случайные (или нет) свидетели обнаруживали место преступления. Так или иначе, эпизод был посвящен поимке негодяя, совершившего злодеяние.

Знает киноистория и поистине жуткие, пугающие cold open, которые сейчас вряд ли допустили бы к показу на телевидении. Подобные вступления часто использовали создатели «Секретных материалов», в эпизодах, посвященным так называемым «монстрам недели». Одна из таких серий начинается со сцены, где пациентку готовят к липосакции. Без лишних слов – это лучше увидеть самим.

Но все же куда большую популярность cold open завоевали в комедийных проектах. Поклонники ситкомов вроде «Друзей» радовались вступительным заставкам, где с героями сериала разыгрывались комичные сцены, никак не связанные с сюжетом. Массово же такой подход к комедийным шоу начали применять в 2000-х: «Два с половиной человека», «Как я встретил вашу маму», «Теория большого взрыва» и, конечно же, «Офис». Вступительные заставки последнего отдельный вид искусства. Многие лучшие шутки шоу появились именно в cold open, а некоторые сцены из них завирусились и стали мемами.

Порой открывающие сцены становятся не только частью нарратива, но и дополняют, а в некоторых случаях и олицетворяют собой стилистику проекта. «Остаться в живых», один из самых запоминающихся сериалов нулевых, использовал cold open как своеобразный короткий веб-эпизод. Заставка показывала, чему будет посвящена серия, и нередко включала в себя мини-клиффхэнгер перед началом вступительных титров. Прием с неожиданным поворотом в конце большинстве эпизодов стал визитной карточкой всего приключенческого шоу.

Но не «Лостом» единым. Открывающие заставки один из ключевых элементов культового «Во все тяжкие». Недаром его создателя Винса Гиллигана неофициально нарекли мастером cold open. Шоураннер экспериментировал со вступительными сценами как мог: расширял мир сериала обособленно от основного сюжета, делал короткометражки, создавал целую серию черно-белых cold open, смысл которых раскрывался в финале, и даже записывал музыкальные клипы. В дальнейшем Гиллиган использовал похожие приемы в спин-оффе «Лучше звоните Солу».

Сегодня заигрывания с заставками, открывающими сериал, большая редкость. Этот повествовательный прием уже устоялся, и шоураннеры в основном предпочитают идти по проторенной дорожке, боясь оттолкнуть аудиторию спорными и неожиданными нарративными решениями. Но это не значит, что cold open стали скучнее. Напротив: если следуешь установленным правилам, то внимание публики у тебя в кармане.

Главное завлечь зрителей пилотного эпизода демонстрацией изюминки сериала: харизматичных героев, внушающей страх угрозы или интригующего сеттинга. Что успешно получилось в «Игре престолов» со вступлением с Белым Ходоком, «Карточном домике» с Кевином Спейси, ломающим «четвертую стену», и «Очень странных делах» с жутким восьмиминутным прологом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад