«Король и Шут» – явление в контексте мировой культуры незаурядное, противоречивое и объективной оценке поддающееся с трудом. С одной стороны, величина вроде бы значительная. А с другой, не такая уж и значительная. Ведь, будем откровенны, без «Короля и Шута» мы бы с вами как-нибудь прожили. И ландшафт вокруг существенно бы, наверное, от этого не изменился. Но с «Королем и Шутом» оно как-то повеселее, конечно. Есть что поорать хором в приподнятом расположении духа.
Если же к вопросу конкретнее подойти, то что вообще такое «Король и Шут»? Страшные сказочки под панк-рок со скрипкой. Опять же, не бог весть какое изобретение. Но ни до, ни после ничего сопоставимого ни у кого не было. Ну, не считая The Pogues и всякого тому подобного фолк-панка, который в целом немного о другом. Короче, остановимся на том, что «Король и Шут» – явление незаурядное как минимум, и в том его основная ценность состоит. А раз так, то и посвященное этому незаурядному явлению кинематографическое произведение должно обладать тем же свойством. И сериал «Король и Шут» им, безусловно, обладает.
Более того: сделать так, чтобы не как у всех, было задачей первостепенной. Поскольку сериал чуть ли не из штанов выпрыгивает в отчаянном стремлении быть самым оригинальным музыкальным байопиком, старательно (но не всегда успешно) избегая штампов. Стремление это достойно всяческого респекта, однако нарочитая оригинальность в итоге сводится фактически к двум вещам: Евгению Ткачуку в роли воображаемого Шута и также воображаемому фэнтезийному миру, где разворачивается часть событий. В результате чего получается такая штука, которая по-научному называется двоемирие.
То есть половина сериала «Король и Шут» решена в реалистическом ключе, в формате плюс-минус стандартного как раз музыкального байопика. Где нам рассказывают о том, как Горшок и Князь познакомились, как придумали название, как у них скрипачка в коллективе завелась, как там-то выступали и с теми-то подрались. Все это излагается вразнобой, повествование скачет по хронологии туда-сюда, от флешбэка к флешбэку.
Но параллельно и другой сюжет развивается, в жанре оголтелого терригиллиамовского хоррор-фэнтези, помещенный в реальность шлягеров группы «Король и Шут». Где Горшок и Князь (вернее, их альтер эго) отправляются в квест, цель которого – спасти похищенную колдуном девицу. И встречают по пути того же, например, лесника из одноименной песни.
Реалистическая часть, однако, тоже не такая уж и реалистическая. Во-первых, там есть упомянутый Шут в исполнении энергично перетягивающего на себя внимание Евгения Ткачука. Он же (Шут) – личный внутренний демон Горшка, неустанно подстрекающий его к суициду и иным деструктивным действиям. Во-вторых, антураж тамошний – мифологизированные 1990-е – такое же, в сущности, фэнтези. Только вместо монстров – братки, поголовно в малиновые пиджаки облаченные, свирепые неформалы и скинхеды. И этот момент следовало бы отдельно зафиксировать, как еще один этап в процессе изменения восприятия той прекрасно-ужасной эпохи.
Касательно же истории группы «Король и Шут», представленной в сериале, надлежит отметить, что создавался оный при деятельном участии Андрея Князева, который и в титрах обозначен как креативный продюсер. В свете чего любопытно следующее. Обе экранные версии Князя (похожий на Эвана Питерса Влад Коноплев) – ребята сугубо положительные: сознательные, ответственные и благоразумные. Тогда как Горшок (похожий на Горшка Константин Плотников) в обеих своих ипостасях – легкомысленный, импульсивный и простодушный дурачок, за которым постоянно требуется присматривать, а то мало ли чего учудит. И функция няньки, естественно, ложится на Князя.
Оттого особенно смешно и нелепо звучат вкладываемые время от времени Горшку в уста программные речи: про анархическую теорию, про то, что расизм – это плохо, что надобно людей уважать, а не палками бить, и тому подобное. Нужны они для того, чтоб никто не подумал ненароком, будто бы Горшок был совсем enfant terrible, к тому же недалекий. То есть такой, каким он в сериале, по большому счету, изображен.
О чем это говорит? О том, что все у них, по-видимому, было очень неоднозначно внутри славного творческого тандема. И что Андрей Князев до сих пор в своих с Горшком отношениях – в известной степени, как сейчас говорят, токсичных – не разобрался. Вот сериал и выглядит как один большой сеанс глубокого психоанализа. Отсюда – и путаная ретроспектива, и подчас чересчур затянутые приступы самокопания, и погружение с головой в сказочный мир бессознательного. Тем лучше для нас: чувствуется в этих образах некая подкупающая искренность, неподдельность, выстраданность. Не то что обезжиренные глянцевые клоны-болванчики, которых играли Рами Малек и Тэрон Эджертон.
В рамках Московской международной недели кино состоится первый в России открытый аукцион кинореквизита. На торги, которые пройдут 26 августа на…
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…