Чистые киножанры – комедия, драма, хоррор – всегда существовали, существуют и существовать будут. Но ничуть не меньше (если не больше) зрители ценят их производные: от драмеди, вроде тех, что снимает недавний каннский триумфатор Шон Бэйкер, до всевозможных разновидностей эксплотейшена. Мы же решили пойти еще дальше и раскопали несколько настолько малоизвестных, а то и попросту диких жанров, что вы наверняка о них и не слышали.
Начнем, пожалуй, с чего-то попроще. Мамблкор – это малобюджетная болтология, которую клепают независимые режиссеры, используя ручную камеру, актеров-непрофессионалов, импровизационные диалоги и поддерживая атмосферу абсолютной естественности. Как в жизни, короче. Официально жанр получил свое название на заре XX века, от английского to mumble – бормотать, хотя предшественники его появлялись гораздо раньше. Это и фильмы французской «новой волны», герои которых просто бродили по улицам и трепались о том о сем. И картины Вуди Аллена с Джоном Кассаветисом. И эксперименты Кевина Смита с Ричардом Линклейтером.
Примерно с 2005 года, как сыроежки после дождя, начали разрастаться мамблкор-ленты в классическом виде – за авторством первопроходцев Джо Сванберга («Поцелуй в губы», «ЛОЛ»), Эндрю Буджальски («Смешно, ха-ха», «Взаимопонимание») и братьев Дюпласс («Мягкое кресло»). Визуально такие проекты могут напоминать доки или любительские видео, которые, казалось бы, каждый способен снять. О своей жизни, переживаниях, романтическом опыте. Но каждый почему-то не снимает. А лучшие произведения мамблкора – работы Алекса Росса Перри, Ноа Баумбака, Линн Шелтон – дарят куда более искренние и сильные эмоции, чем творения деятелей голливудского мейнстрима. Поскольку в них, как в зеркале, разглядываешь себя и подобных.
А вот уже более редкая птица. Psycho-biddy можно перевести на русский как «безумная бабка», что, в общем-то, исчерпывающе этот жанр характеризует. В представителях психо-бидди в начале 1960-х непременно фигурировали неуравновешенные пожилые дамы, которых играли стареющие голливудские звезды. Вершиной жанра по праву считается параноидальный триллер Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?», где 54-летняя Бетт Дэвис и 57-летняя Джоан Кроуфорд разыграли историю жутковатой связи двух сестер. По нынешним меркам дивы пребывали во вполне себе цветущем возрасте, но в кадре они выглядели старше своих лет. А за кадром ненавидели друг друга и соревновались во всяческих пакостях.
Предшественницей psycho-biddy была Норма Десмонд в исполнении Глории Свенсон из легендарного «Бульвара Сансет» (1950) Билли Уайлдера. И Бланш Дюбуа в исполнении Вивьен Ли из не менее легендарного «Трамвая «Желание» 1951 года. Позднее что-то подобное публика могла наблюдать еще в одном триллере с Бетт Дэвис «Тише… тише, милая Шарлотта» (вновь Олдрич) и «Что случилось с Элен?» с Шелли Уинтерс. Кто-то упрекал такие фильмы в эйджизме и клеймил за неуважение к затухающим звездам старого Голливуда. Кто-то, напротив, утверждал, что благодаря psycho-biddy эти самые звезды реанимируют карьеру, продолжают зарабатывать деньги и радовать фанов. Со временем пожилые женщины в хоррорах перестали кого-то удивлять, однако уникальную потрепанную гламурность психо-бидди жанр утратил.
Так переводится название феерического жанра sea life sports movies, хотя тут и без перевода все ясно. Как вы поняли, мы переходим к самым что ни на есть диковинным изюминкам. Такая вот изюминка могла родиться лишь на азиатской почве, где в принципе обожают кайдзю – кино о гигантских монстрах. Нечто подобное и представляют собой sea life sports movies, только вместо Годзиллы и Гидоры на экране красуются огромные кальмары, креветки и осьминоги. Которые, как ни странно, действительно занимаются спортом. А появлением своим этот жанр обязан удивительной истории, связанной с богатым британцем по имени Гай Хэндс.
Как-то раз на заре 2000-х он смотрел по телику документалки о дикой природе. В частности, о креветках. И вдруг его осенило: почему бы не взять одну из этих креветок и не отправить на боксерский ринг? Вот и запилил он фильм Crust («Корка»), где владелец паба обучает боксу двухметровую креветку. Хэндс участвовал в производстве в качестве инвестора. Сценарием и режиссурой занялся некто Марк Лок, а снялись в «Корке» далеко не последние в дальнейшем артисты вроде Кевина МакНэлли («Пираты Карибского моря», «Сверхъестественное») и Перри Фицпатрика («Аббатство Даунтон», «Острые козырьки»). А теперь внимание, самое интересное: фильм «Корка» оказался… хитроумной мошеннической аферой.
Как впоследствии клялся Хэндс, так называемые эксперты обманом заставили его вкладываться в «Корку» и другие аналогичные шедевры, что якобы гарантировало жирные налоговые льготы. Горе-инвестор говорил, что бухгалтеры, адвокаты и ушлые дельцы из кинокомпании Little Wing запутали его, в результате чего он (и примкнувшие к нему 74 таких же незадачливых истца) потеряли 22 млн фунтов. То есть около $28 млн. В конечном счете Хэндс покинул Великобританию и обосновался на острове Гернси (Нормандский архипелаг), о чем, правда, пожалел, поскольку бизнес его все равно прогорел. Зато «Корка» удостоилась похвалы классика Кена Рассела, автора «Дьяволов» и «Томми», а запущенный Хэндсом чудной жанр sea life sports movies расцвел в Японии.
В 2004 году там вышел «Кальмар-рестлер», а в 2006-м – «Краб-голкипер», которого режиссер Минору Кавасаки с энтузиазмом описывал как «Форреста Гампа», только с крабом». В «Корке» была задействована аниматронная модель креветки, а в «Рестлере» главную роль исполнял мужик в костюме кальмара, который на самом деле не просто кальмар, а некая реинкарнация умершего рестлера-человека. Кавасаки оказался на редкость плодовит и выпустил пару десятков фильмов разной степени нелепости, которые до сих пор с нежностью вспоминают истинные киногурманы. Минору, кстати, творил не только в жанре sea life sports movies: в 2005-м, например, он выпустил триллер «Исполнительный Коала». Где коала (опять мужик в дурацком костюме) был менеджером крупной компании, а потом его обвинили в убийстве.
На отечественной почве тоже приживались диковатые жанры. В 1980-х злой пародией на соцреализм стал некрореализм, визуально вдохновленный немецким экспрессионизмом и авангардом начала XX века. Его пионер – эксцентричный Евгений Юфит, который сперва тусил с неформалами на квартирниках и делал пугающие фотоснимки, а затем переключился на кинематограф и один за другим снял «Санитаров-оборотней», «Лесоруба» (перемонтированная версия более раннего «Бега») и «Весну». Это гротескный экспериментальный абсурд с главенствующей темой смерти и суицида, отличительными чертами которого, цитируя Юфита, были «парадоксальность, столкновение противоречивых образов и балансирование между крайностями».
У некрореалистов имелся свой словарь терминов, свой фирменный зомби-грим (вата, бинты, томатная паста и сироп) и даже свой маскот – манекен Зураб. Которого избивали на съемках, что однажды вылилось в разборки с милицией и КГБ. Последователи движения связывались не только с кино, но и с другими искусствами: Валерий Морозов занимался скульптурой, Леонид «Трупырь» Константинов – живописью, а Евгений «Дебил» Кондратьев и Андрей «Мертвый» Курмаярцев – вообще научными изысканиями.
Юфит же снял на «Ленфильме» «Рыцарей поднебесья», а в 1991-м наконец дебютировал в полном метре со знаменитой картиной «Папа, умер Дед Мороз» по мотивам «Семьи вурдалака» Алексея Толстого. Это общепризнанная вершина некрореализм-андеграунда, созданная при непосредственном участии Алексея Германа и победившая на международном фестивале в Римини. Ныне широкой публикой жанр забыт, но культовый статус его неоспорим.
В Азии любят выдумывать собственные жанры. Основываясь на национальном колорите, преданиях, фольклоре и прочих фишках, лишь для них характерных. Если говорить о Японии, то у якудза, например, есть персональный жанр якудза эйга, у самураев – тямбара, а старинный жанр дзигайдэки повествует о событиях давно минувших дней в формате костюмных исторических драм. Ну а если вспомнить Китай, кто не знает уся, те самые блокбастеры вроде «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и «Дома летающих кинжалов», где красивые люди в красивой одежде красиво демонстрируют мастерское владение боевыми искусствами. Но давайте не будем о высоком. А будем о низком: цзянши. То есть хоррорах о прыгающих вампирах.
Почему именно прыгающих? Ну, так уж повелось. В соответствии с теми самыми преданиями и фольклором. Цзянши, по сути, представляет собой нечто среднее между вампирами и зомби: от последних – гниющая плоть, от первых – ночная активность и оздоровительный дневной сон. Передвигаются эти цзянши судорожными прыжками (из-за трупного окоченения), что и подарило им столь забавное название. Наблюдать данное явление можно, скажем, в картине 1979 года «Теневой бокс», где цзянши скачут целыми группами. А в 1980-х жанр на время стал мегапопулярен и подарил поклонникам такие памятные ленты, как «Встречи с привидениями», «Мистер Вампир» (получивший аж четыре продолжения), «Неистовый колдун-ниндзя» и «Вампир против вампира».
Всякая оккультная дребедень, как правило, сочеталась с нехитрым юморком, кунг-фу, аляповатыми нарядами и переосмыслением западных хоррор-сюжетов во главе с вездесущим «Дракулой». Треш? Безусловно. Но веселый, безобидный и настолько своеобразный, что сейчас, в эпоху чересчур серьезного и слишком вторичного кино, его по-настоящему не хватает.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…