Красота по-китайски: 5 самых ярких современных уся | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Красота по-китайски: 5 самых ярких современных уся

Красота по-китайски: 5 самых ярких современных уся

7 марта 2019 /
Красота по-китайски: 5 самых ярких современных уся

Сегодня выходит в прокат новое уся Чжана Имоу «Тень» . В связи с премьерой «Кинорепортер» вспомнил еще пять ярких и необычных фильмов жанра, снятых за последние двадцать лет.

Сегодня выходит в прокат «Тень» Чжана Имоу — лента в жанре уся — приключенческих китайских историях, в которых демонстрируются восточные единоборства и нередко присутствуют элементы фэнтези. Новый фильм классика отличается необычным визуальным решением: картинка фактически стремится к монохрому, имитируя каллиграфию и живопись тушью (технику гохуа). В связи с премьерой «Кинорепортер» вспомнил еще пять ярких и необычных уся, снятых за последние двадцать лет.

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)

Реж. Энг Ли

Фильм, выведший жанр «для внутреннего пользования» на международную орбиту, некоторые скептики объявили спекуляцией, ориентированной на западного зрителя, и четыре заработанных «Оскара» вроде бы подтверждают эту версию. Но не все так просто. Во-первых, это действительно красиво. Во-вторых, «Тигр/дракон» лишь на первом уровне восприятия — вполне прозападная душераздирающая история о любви, ставшей жертвой обстоятельств и предрассудков (причем сразу в двух случаях), а также экшн о мести и охоте за легендарным мечом. Есть тут и второе дно: «Тигр/дракон» — скрытая энциклопедия уся, в которой тайванец Энг Ли передает целый букет приветов знатокам жанра и перекидывает мостики к классике (и прямым цитированием, и заимствованием актеров), например — к выдающимся картинам Кинга Ху «Пойдем, выпьем со мной» (1966) и «Касание дзен» (1971), в свое время открывшим новую эру уся в кинематографе.

Спустя 15 лет вышло продолжение, «Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы», снятое для Netflix Юэнем Ву-Пинем — постановщиком экшн-сцен в первом фильме. Сиквел, увы, оказался на порядок хуже оригинала.

«Герой» (2002)

Реж. Чжан Имоу

Первое обращение к уся Чжана Имоу, одного из самых ярких режиссеров китайского «пятого поколения», стало для него самым успешным. История-многоходовка о несостоявшемся покушении на правителя земли Цинь (будущего первого императора Поднебесной) рассказана в трех вариантах — каждый окрашен в свой цвет и в каждом есть поистине грандиозная экшн-сцена. Кстати, хореографией поединков занимался Тони Чин — режиссер, снявший знаковые для жанра картины «Дуэль до смерти» (1983), «Терракотовый воин» (1989) и трилогию «Китайская история призраков» (1987, 1990, 1991).

Центрального героя этой конфуцианской притчи изобразил мастер ушу и звезда кунг-фу-боевиков Джет Ли, чуть ли не впервые представший в столь серьезном образе. Группа поддержки у Джета тоже весьма внушительна — это штатные актеры Вонга Кар-Вая Тони Люн Чу Вай и Мэгги Чун, а также Чжан Цзыи, которая после «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» вообще появлялась едва ли не в каждом значительном уся, снятом в XXI веке.

После «Героя» Чжан Имоу снимет «Дом летающих кинжалов»«Проклятие золотого цветка»«Великую стену» (о которой лучше не вспоминать) и, собственно, «Тень», но до уровня своего первого уся так и не дотянется.

«Раскрашенная кожа» (2008)

Реж. Гордон Чан

Нарядная экранизация новеллы из классического сборника новеллиста Пу Сун-лина «Ляо-чжай-чжи-и» изначально задумывалась как хоррор, но в итоге Гордон Чан снял пронизанный поэзией и грустью сянься (фэнтезийная разновидность уся, где в действие вводятся призраки, демоны, оборотни и всяческая магия). Действие «Раскрашенной кожи» происходит в III веке до н.э., в центре сюжета — девушка по имени Сяовэй, которую спас от бандитов и приютил у себя дома военачальник Ван Шэн. Вскоре его жена Пэйжун начинает подозревать, что Сяовэй — демон (на самом деле — Хули-цзин, лиса-оборотень), и ее подозрения подтверждаются.

Фильм, в котором органично переплелись характерные для классического уся боевые сцены, мрачная мистическая атмосфера и печальная история неразделенной любви, получил продолжение, снятое в 2012 режиссером из континентального Китая Уэршанем, а годом раньше вышел одноименный сериал.

«Детектив Ди и тайна призрачного пламени» (2010)

Реж. Цуй Харк

Один из главных режиссеров в истории гонконгского кино Цуй Харк в 80-е и 90-е сделал для уся как постановщик («Воины Зу»«Зеленая змея») и продюсер (трилогия «Китайская история призраков»«Терракотовый воин») едва ли не больше, чем кто-либо другой. Харк не забыл об уся и в XXI веке, запустив среди прочего франшизу о судье (и детективе) Ди — персонаже, хорошо знакомом многим по произведениям Роберта ван Гулика (впрочем, это еще и реальная историческая фигура).

Привнеся в жанр детективный нюанс, Цуй Харк при этом остался верен канонам уся: в «Детективе Ди» хватает эффектных поединков, привычно попирающих законы физики (за хореографию отвечал знаменитый Саммо Хунг), и, напротив, то, что вначале представляется «божественным вмешательством», оказывается результатом изощренного ловкачества, имеющего вполне научные корни. Картина угодила в лайнап Венецианского фестиваля — правда, призов, увы, не получила, что, конечно же, нисколько не умаляет ее красоты. А в 2013-м и 2018-м Харк выпустил два приквела — «Молодой детектив Ди: Восстание морского дракона» и «Детектив Ди: Четыре небесных царя».

«Зов героев» (2016)

Реж. Бенни Чан

Жанр, столь часто грешащий визуальной расточительностью и столь охотно абсорбирующий стороннюю атрибутику, рано или поздно должен быть породить совсем уж дикую «белую ворону» — таковой оказался «Зов героев» Бенни Чана. В крепком ремесленнике (см. «Кто я?», «Новая полицейская история», «Неуязвимая мишень») вдруг проснулся экспериментатор-формалист, умудрившийся лихо, по-тарантиновски, смешать уся с брутальной эстетикой спагетти-вестерна.

Действие «Зова героев» разворачивается в 1914 году в вымышленном городке, жители которого встают на защиту своего островка спокойствия от захватнической армии жаждущего власти над всем Китаем генерала и его безумного сына. Несмотря на время действия, здесь предпочитают не стрелять (особенно это касается положительных героев), а решать проблемы с помощью холодного оружия и мастерства кунг-фу (без характерных для уся полетов, разумеется, не обошлось). И в целом набор персонажей и клише, которыми вооружен «Зов героев», запросто порадовал бы условного Джозефа Кэмпбелла: в наличии — защита от превосходящих сил противника (во многом — на морально-волевых качествах, см. «Семь самураев» и все его клоны); классический герой плутовского романа, превращающийся в героя романа рыцарского; наконец, абсолютно инфернальный, комиксовый злодей. Словом, именины сердца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: