Обзор самых заметных и самых занятных премьер.
Новый высокохудожественно-заковыристый хоррор Джордана Пила, звезда «1917» в британском триллере с хичкоковским акцентом, минималистичная пьеса о новоселье и непрошеных гостях, невероятная история фальшивого шпиона и крутой боевик из Южной Кореи.
«Нет»
Выпендриваться любят все, а умеют это делать единицы. Джордан Пил – как раз из тех, кто умеет. Что он снова продемонстрировал, сняв кино о том, как снимается кино, которое при этом как бы хоррор об инопланетном вторжении в декорациях вестерна (буквально в декорациях вестерна).
Кто-то наверняка скажет, что на самом деле Джордан Пил снял какую-то шляпу, и будет по-своему прав. Джордан Пил действительно снял шляпу. Но не как Федор Бондарчук в известном анекдоте, а почти в прямом смысле. Огромную такую шляпу, упитанную. Которая, само собой, не то, чем кажется, и неистово символизирует.
У Джордана Пила, как и у любого, кто любит и умеет выпендриваться, вообще все подряд что-нибудь да символизирует. В этот раз он среди прочего препарирует собственный творческий метод, заключающийся, грубо говоря, в том, чтобы взять пару черных ребят, камеру и забабахать что-нибудь фантастическое, доселе невиданное. А заодно препарирует и всю современную систему производства и потребления контента. Где производитель и потребитель пожирают друг друга, точно те волки из стихотворения Чайковского.
Про BLM-повестку тоже, само собой, не забывает, но она вся в пару строк уложена, чисто для проформы. Потому что ее и некуда особо пихать: тут вот флешбэки с бешеным шимпанзе-убийцей, тут летающая шляпа, тут азиат-шоумен, а вон там – любовные послания жанровой классике середины прошлого века, по соседству с одой ламповой технике и ретроградству.
Неподготовленному зрителю даже может показаться, что все устроено как-то избыточно хаотично и непонятно. Но если не вдаваться во все эти джордан-пиловские премудрости, то «Нет», в сущности, представляет собой всего лишь странноватый гибрид «Ковбоев против пришельцев» и «Знаков» Шьямалана. Притом чертовски смешной и увлекательный.
«Я был там»
Двое политически сознательных молодых людей проникают по ночам в жилища богачей, чтобы нарисовать на стене свою фирменную метку и выразить таким образом свою активную гражданскую позицию. Но один из них бросает это занятие, потому что готовится стать отцом. А второй (звезда «1917» Джордж МакКей) забирается в особняк судьи с безупречной репутацией в отставке и обнаруживает там жуть жуткую.
Режиссер иранского происхождения Бабак Анвари резво ворвался в мир большого кино с хоррором «В тени» о злых джиннах и последствиях Иранской революции. Его с ним даже на «Оскара» выдвигали (до номинации, правда, не дошло, но тем не менее). Потом он перебрался из Британии в Америку, где отметился чем-то невразумительным под названием «Раны» с Арми Хаммером и Дакотой Джонсон, а также поучаствовал в альманахе «Земля монстров». После чего вернулся обратно в Британию.
«Я был там» – на первый взгляд типичный триллер поджанра «нечего лезть в чужие дома, мало ли кто там обитает». Но с подвыподвертом. Где-то на исходе первой трети фильм совершает кульбит в стиле Альфреда Хичкока (а именно «Психо») и резко сворачивает в другую сторону. Или, вернее сказать, выписывает петлю. А затем еще, еще и еще.
Кое-какой свежести это, несомненно, придает. Хотя в конечном счете интрига все равно сводится к тому, кто же и когда же наконец прищучит мерзкого белого цисгендерного богатого мужика, весьма добросовестно сыгранного Хью Бонневилем. Иными словами, социальный комментарий опять выскакивает на передний план. Впрочем, стоит заметить, что и по мамкиным борцунам с системой, которые против всего плохого и за все хорошее, а посуду за собой вымыть не в состоянии, Бабак Анвари тоже сатирически проходится. Но так, по касательной. Потому как белые богатые мужики собой куда большую угрозу обществу являют. Ну да кто бы спорил.
«Кто их пригласил?»
Супружеская чета приобретает новый дом, роскошный и в элитном районе. По такому счастливому случаю они организуют вечеринку, куда приглашают всех многочисленных друзей и приятелей, чтобы перед ними похвастаться. Но друзья и приятели все почему-то быстро расходятся. Остается только одна пара, неизвестно откуда взявшаяся. Слово за слово, познакомились – вроде приличные люди. Вечеринка, стало быть, продолжается. И чем дальше продолжается, тем становится очевиднее, что люди-то приличные, и вместе с тем недобрые какие-то, явно чего-то замышляют.
Опять же, типичный на первый взгляд триллер. Только из когорты другой, про непрошеных гостей и забавные психологические игры. При этом не слишком кровожадный и отталкивающийся скорее не от Михаэля Ханеке того же, а от более классического образца – «Кто боится Вирджинии Вульф?»
Подобный формат, камерно-разговорный, не требует больших бюджетов, а требует всего лишь внятной, продуманной драматургии и прилежной актерской работы. И то и другое в данном случае имеется. С некоторыми оговорками – не такими уж критичными. Видно, скажем, что автору-дебютанту Дункану Бирмингему не хватило то ли опыта, то ли еще чего, чтобы полностью действие загерметизировать. Отсюда – совершенно необязательный подсюжет про какую-то женщину и невезучую собачку, с помощью которого этот Бирмингем демонстративно вешает на стену чеховское ружье и в финале не менее демонстративно стреляет из него в молоко.
Но это, разумеется, за смертный грех не считается. В целом кино оставляет приятное впечатление: милая и озорная коротенькая пьеска без претензий, снабженная вполне очаровательным юмором, моралью и в меру хитрым твистом. Для любителей минимализма и легкой чернушки – самое то.
«Шпион, которого не было»
Обаятельный продавец автомобилей знакомится с серьезной деловой женщиной и оперативно, нахрапом, завоевывает ее сердце. Вскоре она начинает подозревать, что с ним что-то не так. Явно темнит мужик, хитрит. Спрашивает его напрямую, и он ей объясняет: «Понимаешь, дорогая, я – секретный агент». А затем крадет у нее деньги со счета и испаряется.
Подобных историй в различных вариациях пруд пруди, но конкретно эта, положенная в основу фильма, выделяется. Прототипом антагониста послужил Роберт Хенди-Фригард, который на протяжении многих лет выдавал себя за сотрудника британской разведки, вербовал граждан (преимущественно дам) в свою несуществующую опергруппу, промывал им мозги, выманивал у них деньги, а также разными иными способами злодействовал. В конце концов попался, но долго в тюрьме не просидел и поныне здравствует. Буквально на днях, например, его задержали за драку с полицейскими.
Фильм же из всей богатой биографии этого предприимчивого негодяя освещает всего лишь пару наиболее ярких эпизодов. Да и те изрядно перевирает в угоду нынешним трендам. В частности, одна из жертв мошенничества, согласно духу времени, трансформировалась в чертовски умную пробивную тетку, которая чуть ли не в одиночку – полиция и ФБР только под ногами у нее путаются – гада выслеживает.
Ну а как, с другой стороны, иначе? В жизни-то всегда все значительно скучнее, чем в кино. Даже в жизни такого одиозного персонажа, как Роберт Хенди-Фригард. Которого с инфернальным огоньком играет Джеймс Нортон. На его сольных выходах кино во многом и держится, преподавая ценный урок: если повстречался вам вдруг агент 007 во плоти, не стоит сразу воображать себя девушкой Бонда, а следите-ка лучше повнимательнее за своим кошельком.
«Киллер-хранитель»
Матерый супернаемник получает от своей жены задание присмотреть за дочерью подруги, своенравной и вздорной девочкой-подростком. А дальше происходит то, что происходит обычно, когда супернаемники сталкиваются с беззащитными девочками. Она – не без содействия бандитов, промышляющих торговлей людьми, – впутывается в неприятности. Тогда как ему, соответственно, приходится ее выручать.
На небосводе азиатского кино повышенной динамичности и нажористости взошла новая звезда. Два года назад уже немолодой мужчина Чхве Джэ-хун (сейчас ему ровно 60) дебютировал в режиссуре костюмным боевиком «Мастер меча», где артист Чан Хек сыграл подслеповатого хмурого воина наподобие Затоичи, изящно уничтожающего супостатов, орудуя клинком и конечностями. Ничего выдающегося, но исполнено было очень недурно, с душой, красивыми нарядами, отличной боевой хореографией, и ценителям зашло на ура.
Поэтому Джэ-хун поспешил успех закрепить еще одним примерно такого же плана боевиком, только попроще во всех отношениях, без причудливых костюмов и исторических декораций. В духе «Заложницы», где вместо Лиама Нисона – все тот же Чан Хек. Герой которого – снова воин, но современный и иного типа: изъясняется в снисходительно-ироничном тоне, излучает удавье спокойствие и уверенность в себе и супостатов уничтожает все так же изящно, но притом несколько вальяжно, попивая кофе из бумажного стаканчика.
Тоже как будто ничего выдающегося. Но при этом все на своем месте: русская мафия, высокопоставленные негодяи, продажные копы, пафосные диалоги, кровавые разборки, битва с финальным боссом на высоте и так далее. И сделано как следует, брутально и лихо. А хореография еще виртуознее стала. Красота, одним словом.
Комментарии