Фэнтези-боевик от создателя «Джона Уика» с Ольгой Куриленко, британская абсурдная комедия о невиданном искусстве, австрийская космофантастика о моральных дилеммах, французский комедийный детектив с неожиданным двойным дном, а также Дмитрий Нагиев в роли дикого папуаса.
В далекой-далекой стране, в высокой башне замка спит прекрасная принцесса. Ее туда заточил злобный узурпатор, он намерен через бракосочетание с нею легитимизировать свою власть над королевством. Но принцесса обучалась кунг-фу у лучших мастеров, и поэтому она дает отпор – ногами, кулаками и острым мечом.
Пожалуй, из всех попыток соорудить женскую версию «Джона Уика» за последние годы эта – наиболее удачная. После расчудесной «Взрывной блондинки» (2017), разумеется. Не в последнюю очередь благодаря свежему подходу: вместо очередной истории про очередную киллершу – фэнтези про суперпринцессу.
Хотя фэнтези – это громко сказано, конечно. На самом деле речь идет скорее о стилизации. Вся движуха разворачивается в стенах замка, и все носят соответствующие заданной теме костюмы. Ну а большего, собственно, и не требуется. Восходящая звезда Джои Кинг (отличный тру-крайм-сериал «Притворство», 2019) в платьице лихо выделывает акробатические пируэты, раздавая тумаки, а Доминик «Проповедник» Купер и Ольга Куриленко смешно отыгрывают злодеев. Куриленко еще и кнутом размахивает.
Сделано бюджетно, на аутсорсе в Болгарии, вьетнамским режиссером, у которого в послужном списке, среди прочего, – третьесортный шарксплотейшн «Рекуин» (2022) и экранизация «Кроткой» Достоевского. Тем не менее боевая хореография эффектная и обильная. Видать, не зря в продюсерах числится сам Дерек Колстад – создатель как раз упомянутого «Джона Уика».
Группа перформанс-художников, работающих в жанре звукового кейтеринга, поселяется в арт-резиденции, чтобы творить там свое искусство под чутким патронажем спонсора – импозантной и властной особы по имени Жан Стивенс (Гвендолин Кристи). Отношения в коллективе складываются напряженные, к тому же конкуренты из арт-группы «Мангровые закуски» так и норовят подкинуть какую-нибудь подлянку. А весь творческий процесс документирует специально нанятый писатель, страдающий от метеоризма.
Прежде всего, следует ответить на вопрос: а что же такое звуковой кейтеринг? Когда как. Иногда – театр пантомимы. А иногда – как бы одновременно нойз-концерт, кулинарное шоу и, собственно, перформанс. Причем если с первыми двумя компонентами более-менее понятно, то последний может быть вообще чем угодно. Хоть публичным сеансом гастроскопии, хоть копрологическим танцем.
И вот с такой вот, не слишком, прямо скажем, замысловатой хохмой – почти два часа циничного глумления над совриском – британский оригинал Питер Стрикленд (сюрреалистический ретрохоррор «Маленькое красное платье», 2018) заявился, представьте себе, на фестиваль в Берлине. Где встречен был в целом тепло, но без бурного восторга. Ни фурора не произвел, ни скандала. Потому что ничего такого там на самом деле нет.
Ценителям абсурда и ярым ненавистникам современного искусства мимо проходить все же не стоит, как, впрочем, не стоит и ожидать чего-то невероятного. «Извержение вкуса» – штука любопытная, местами и впрямь забавная, но далеко не такая остроумная, какой хочет казаться. Если только вы не считаете верхом юмора нарочно тесное соседство дискуссий об угнетении женщин с монологами о кишечных газах. От которых, увы, быстро успевает наскучить.
В не столь отдаленном будущем люди так загадили родную планету, что жить на ней стало совсем невыносимо. Лишь привилегированные граждане относительно нормально себя чувствуют, обитая в фешенебельных воздушных VIP-куполах. Прочим же остается влачить жалкое безрадостное существование. Тем временем на орбитальную станцию «Рубикон», где проводится кое-какой важный научный эксперимент, прибывают двое: шпионка и ученый. А вскоре всю Землю стремительно накрывает густой токсичный туман смерти.
Австрийская космофантастика «Рубикон» эксплуатирует один из самых жутких умозрительных образов, которые только способно породить человеческое воображение, – космонавт, наблюдающий из безвоздушного пространства за стремительной гибелью всего мира. В данном случае, правда, вместо одного космонавта у нас целых три (плюс к тем двоим, вышеупомянутым, еще и русский дед). И созерцанием апокалипсиса они не особо увлекаются. Потому как, во-первых, бюджета на это нет. А во-вторых, некогда им увлекаться: нужно решать моральные дилеммы.
Именно этому фильм по большей части и посвящен – моральным дилеммам. И довольно, надо сказать, сложным. В самом буквальном смысле: берется стандартная проблема вагонетки и нагружается огромной кучей всевозможных дополнительных условий научно-фантастического толка. Что может быть весьма увлекательно. Для любителей этических задачек со звездочкой – самое то.
Кроме того, следует отметить: при явно, как ранее было замечено, скудном бюджете фильм смотрится на удивление здорово. Компьютерной графики не так уж много, но та, что есть, выполнена на очень приличном уровне и глаз не режет. Декорации, костюмы – тоже нестыдные, почти как в проектах класса А. Что для независимого сай-фая большая редкость.
Нервная мадмуазель-архитектор приезжает в особняк, принадлежащий владельцу успешной компании-производителя настольных игр, где также проживают члены его семьи, чтобы представить собственный проект реконструкции этого особняка. Изучив проект, эксцентричный богач его отвергает. А спустя пару минут умирает от рук неизвестного злоумышленника. И теперь архитекторше и наследникам покойного придется участвовать в большой игре, цель которой – вычислить убийцу и остаться при этом в живых.
Вроде бы стандартный герметичный детектив с уклоном в комедию, наподобие «Достать ножи» (2019) или старой доброй «Улики» (основанной на настолке как раз). Только нужно учесть, что этот экземпляр – французский, со всеми вытекающими. То есть более экспрессивный, чем необходимо. А еще под винтаж старательно декорированный и раскрашенный в кислотные цвета.
Но вообще-то фильм лишь маскируется под герметичный детектив. На самом же деле это нечто совершенно иное. Тоже герметичное. Но иное. Что именно – было бы неправильно озвучивать, поскольку тот твист, посредством которого производится резкая и кардинальная смена жанра, – самый ценный (если не единственный) актив фильма. На него ушел практически весь запас фантазии, и действительно почти невозможно догадаться, в чем он состоит.
Притом не то чтобы он как-то умно придуман. Просто хороший «вотэтоповорот», внезапный. За которым не открывается каких-то дивных новых горизонтов, и дальше фильм катится чисто по инерции, преодолевая на финальном отрезке пути еще один твист, совсем не обязательный и уже не столь непредсказуемый.
Капитан дальнего плавания, пропавший без вести на 10 лет, возвращается домой совершенно другим человеком: он теперь идентифицирует себя как вождь папуасского племени. И соответствующе себя ведет. Носит набедренную повязку, грозит копьем, разговаривает на неизвестном языке, периодически переходя на ломаный русский. Однако все вокруг принимают его дикость относительно спокойно и не сдают в профильное учреждение, а по мере сил помогают обратно встроиться в общество.
Комедии с Дмитрием Нагиевым – отдельное, как известно, направление в киноискусстве. И «Мой папа – вождь» всерьез претендует на то, чтобы стать новой вершиной этого направления. В нем Дмитрий Нагиев, виртуозно играющий дикаря-психопата, бросает вызов то ли себе, то ли зрителю, то ли здравому смыслу, в очередной раз убедительнейше демонстрируя, что для него не существует границ и что выбор ролей диктует ему сам первородный хаос.
В каком обличии предстанет он пред нами, грешными, в следующий раз? Бориса Ельцина? Шестилетней девочки? Покемона Пикачу? Чемпиона по фигурному катанию? Ксеноморфа? Обретшего разум куска хозяйственного мыла? Никто не может этого знать, но все перечисленные варианты равновероятны.
Что же касается конкретной картины, то она, на первый взгляд, представляет собой вольную импровизацию на тему «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» в формате запредельно дурацкой комедии. Но это только поверхностный слой. Если его чуть-чуть поскрести, под ним обнаруживается целая бездна горьких дум о таких вещах, как коррупция, алчность, предательство, ПТСР и так далее. Неожиданно, правда? А вот не стоит потому что Дмитрия Нагиева недооценивать. Он всегда на шаг впереди.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…