Когда речь заходит о российских хоррорах 1990-х, что в принципе случается нечасто, первым делом вспоминают «Прикосновение» Альберта Мкртчяна. Мы же его сейчас оставим в покое. А вместо этого постараемся выудить из той противоречивой эпохи, когда отечественный кинематограф переживал не лучшие, но подчас весьма увлекательные времена, несколько гораздо более редких и причудливых артефактов.
Бравый милиционер, преследующий неуловимого бандита по кличке Аль Гарун, с подачи своего покровителя, генерала МВД, вовлекается в разборки не столько криминального, сколько мистического характера, которые развернулись из-за живой куклы по имени Хаги-Траггер. Выглядит Хаги-Траггер премило: махонький щекастенький плюшевый человечек в черном цилиндре, наряде старинном и с тоненьким мультяшным голоском. Разве только острые зубы истинную натуру этого создания выдают. Хаги-Траггер умеет подчинять себе человеческую волю и вполне может кого-нибудь заставить с высоты сигануть. А может и просто задушить. Но вообще, если разобраться, не такой уж он агрессивный. Скорее своенравный.
Представьте себе типичное кино про ментов и бандитов из 1990-х, с погонями, перестрелками и драками. Только в нем также фигурирует кукла-убийца, похожая на взбесившегося персонажа детской телепередачи. К тому же ее, по некоторым данным, озвучила Людмила Гнилова, чей голос вы слышали в мультиках «Вовка в тридевятом царстве», «Горшочек каши», «Котенок по имени Гав», «Большой Ух» и многих других. Ну не чудо ли?
Да здесь буквально каждая сцена – праздник, пир духа. Георгий Вицин в своей последней роли изображает полоумного папу Карло. Сергей Шакуров имитирует восточный акцент и плюется бритвенным лезвием прямо в глаз. Александр Пороховщиков бодро марширует, стуча в игрушечный барабан. А еще есть Евгений Стычкин с волосами и простреленной головой и карлик-киллер с обрезом. По всем признакам этот фильм просто обязан был стать культовой классикой на века. Но отчего-то пока не стал. Видать, слишком уж опередил свое время.
Пара молодоженов, невесть как очутившаяся в какой-то глуши, натыкается на хижину в лесу, у берега водоема, и решает в ней заночевать. А утром они обнаруживают себя в роскошных хоромах. То есть снаружи это все еще полусгнившая халупа, но интерьер, накануне полностью экстерьеру соответствовавший, вдруг разительно переменился. Муж сразу соображает, что тут что-то не так, и предлагает немедленно валить. Однако его суженая выдвигает контрпредложение: сперва позавтракать на расположенном рядышком живописном деревянном помосте, который по совместительству является эшафотом. Вскоре из леса приходит хозяин хижины, и с этого момента все становится совсем непонятно и странно.
Примечательно, что именно на съемках «Прогулки по эшафоту» началась история любви Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой, благополучно длящаяся по сей день. Здесь, например, есть сцена, в которой Дроздова, голая, со вскрытым черепом, лежит на больничной кушетке. А в другой сцене Певцов в крошечных плавках и в крови с ног до головы суматошно мечется меж деревьев, затем находит какую-то массивную деревяшку, поднимает ее над головой, напрягая рельефную мускулатуру, и швыряет эту деревяшку в воду. Как не пробудиться светлым чувствам при таких обстоятельствах?
В фильме еще масса всякого эдакого творится. Но почему и зачем – это уже вопрос. Герои Певцова и Дроздовой оказываются во власти не то демона, не то языческого духа, не то сумасшедшего ученого (Борис Плотников), и это единственное, что можно сказать хоть с какой-то определенностью. А дальше открывается поистине безграничный простор для разнообразных трактовок. «Прогулка по эшафоту» способна в зависимости от угла зрения трансформироваться и в сновиденческий морок, и в библейский парафраз, и в фантастическую притчу, и в лесной хоррор. Совершенно не исключено, например, что Ларс фон Триер с «Прогулки» своего «Антихриста» содрал. Как минимум – отчасти.
Делегация казаков прибывает в Москву с целью приобретения быка. Осуществив сделку, они весело напиваются, после чего собираются домой. В ночь перед отъездом к казаку по имени Колька подкатывает на лимузине эффектная барышня и приглашает развлечься в своей компании. Тот, естественно, соглашается. Она его отвозит к себе, соблазняет и высасывает ему глаза. Колька возвращается домой с чужими глазами и уходит в глубокий запой, из которого его выводит родной дядя, уговаривая поехать обратно в Москву и глаза вернуть. Вот. А Гонгофер, если вам интересно, это кличка хряка, чье сердце нужно съесть, чтобы открылась дорога. И у таксиста тоже фамилия Гонгофер. Какого таксиста? Да неважно.
Сценариста и режиссера Петра Луцика многие знают (а многие не знают) прежде всего по культовой «Окраине», у которой с его же более ранним «Гонгофером» обнаруживается немало общего. Включая образ Москвы как средоточия зла и источника угрозы для простого русского народа. Только если в «Окраине» зло облекается в относительно конкретную форму проклятых капиталистов, то в «Гонгофере» оно имеет сугубо потустороннюю природу.
В заключительном акте «Гонгофер» и вовсе оборачивается своеобразным оммажем «Зловещим мертвецам» в Чертанове, с кунг-фу и боевыми ведьмами-гимнастками, а также собаками-людоедами. Да еще и под саундтрек Федора Чистякова и группы «Ноль». Что вкупе, конечно же, в сто раз чудеснее и милее всех оригинальных «Зловещих мертвецов», вместе взятых.
Еще одна видная фигура российского кино конца XX века – Евгений Юфит, основоположник и ярчайший представитель (на пару со своим постоянным соавтором Владимиром Масловым) так называемого некрореализма. Что это такое, в двух словах не объяснишь, да и вообще, наверное, никак не объяснишь. Назовем это, допустим, попыткой заглянуть за грань, отделяющую жизнь от смерти, и воспроизвести то, что там происходит, максимально достоверно посредством кинематографического инструментария. Так или иначе, влияние Юфита и некрореализма на культурный ландшафт 1990-х велико, бесспорно и прослеживается в том же «Гонгофере».
Самая известная работа Юфита и Маслова – «Папа, умер Дед Мороз» по мотивам вампирского готического рассказа А.К. Толстого «Семья вурдалака» (о чем сроду не догадаешься, если заранее не знать). Но мы сейчас обратимся к более позднему их фильму, который и к зрителю гораздо дружелюбнее, и даже обладает почти нормальным на первый взгляд вполне складным сюжетом.
Трое ученых проводят секретный эксперимент по заказу правительства, как вдруг на территорию полигона проникают опасные мутанты-сектанты, жертвы прошлых подобных опытов. Чтобы ликвидировать последних, правительство посылает отряд военных. Если не вдаваться в отдельные детали, как будто вполне конвенциональный хоррор. Собственно, от некрореализма в его изначальном виде здесь только неповторимая тревожная эстетика осталась, а концептуально «Серебряные головы» двинулись в другом направлении. И стали первой частью трилогии, посвященной возможным путям эволюции человека (через буквальное соединение с деревом, в частности).
Деятель широчайшего профиля Андрей И (настоятельно рекомендуем ознакомиться с его на зависть богатой и насыщенной биографией) тоже, надо полагать, принадлежит к числу тех, на кого Евгений Юфит и некрореализм влияние оказали. Это заметно, по крайней мере, по его псевдодокументальному боди-хоррору «Конструктор красного цвета» (1993), который состоит из кадров сомнительных медицинских операций, цитат из вымышленных источников, а также познавательных сведений о сиамских близнецах, применении трупной крови и тайном проекте по созданию сверхчеловека с пальцами ног на руках.
А вот другой фильм Андрея И, психоделический нуар «Научная секция пилотов», обрел популярность сразу в нескольких узких кругах. Среди которых – диггеры и поклонники многочисленных талантов Анатолия Крупнова. Диггеры смотрят его, потому что он про московское метро. Поклонники Крупнова – поскольку он там в одной из главных ролей. При этом музыку написал Сергей Курехин. Тогда как сам Андрей И сыграл маньяка-террориста с туманными мотивами. Маньяк этот жестоко истребляет машинистов, размазывая их по вагонам, пачкает пассажиров ГМО-кровью и прочими неподобающими вещами занимается. Ну а герой Крупнова его ловит. Смотрится причем довольно бодро, а нарочитая загадочная недосказанность в духе эпохи придает дополнительный шарм.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…