Многими из этих выступлений можно бесплатно насладиться на YouTube.
35 лет назад, 9 августа 1986 года, финальный концерт Queen подвел черту под целой эпохой в истории рок-музыки. Подошел к концу заключительный тур группы с участием Фредди Меркьюри и басиста Джона Дикона, всколыхнувший всю Европу: на 26 выступлениях побывало более миллиона человек. Финальное шоу в рамках Magic Tour прогремело на английской земле, в Небуорте, где ранее зажигали Pink Floyd, The Rolling Stones и Deep Purple.
В 1991-м Меркьюри отправился на рок-н-ролльные небеса. Но память о нем и других выдающихся исполнителях бессмертна. Не только благодаря богатому музыкальному наследию, но и за счет кинофильмов, зафиксировавших немало концертов с такой яркостью и живостью, что зритель будто на машине времени переносится в прошлое и воочию наблюдает за тем, как титаны рока устраивают на сцене форменное светопреставление. Самые впечатляющие из подобных картин и собраны в материале «КиноРепортера».
«Вудсток» (1970)
Эпичный проект о знаменитом фестивале «эры хиппи», который за несколько дней в августе 1969-го посетили 500 000 человек. На Вудстоке сыграли Jefferson Airplane, Grateful Dead, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и прочие легенды, превратив фестиваль в мощнейшую концентрацию положительной энергии и встретив культурную революцию под визг гитар и грохот ударных.
Над тем, чтобы придать огромному количеству отснятого материала законченный вид, постаралась команда из шести монтажеров (в том числе Мартин Скорсезе), и их усилия увенчались тремя номинациями на «Оскара». В итоге «Вудсток» был премирован Американской киноакадемией как лучший документальный фильм и при бюджете в $600 000 заработал в прокате $50 миллионов. Режиссерская версия ленты, выпущенная в 1994-м, идет без малого четыре часа и включает ранее оставшиеся за кадром выступления Джоан Баэз, Джо Кокера и The Who.
«Pink Floyd: Концерт в Помпеи» (1972)
Это выступление прославленных британских экспериментаторов претендует на звание едва ли не самого оригинального рок-концерта всех времен. Если иные музыканты гордятся тем, что забивают стадионы, то Pink Floyd собрали принципиально иную публику: 0 зрителей. Да и арена заслуживает внимания – древний амфитеатр в итальянском городе Помпеи, разрушенном в результате извержения Везувия почти 2000 лет назад.
Режиссер Адриан Мабен отдыхал в Италии с девушкой и во время прогулок по этому амфитеатру потерял паспорт. Вечером он наведался туда в одиночестве, и вдруг его сразило внезапное озарение.
«Темнота. Тишина. И я подумал: «Вот оно то место, где должны сыграть Pink Floyd!» Ты ощущаешь здесь смерть. И сексуальность. Нечто все еще обитает в этих краях».
Идеальная атмосфера для загадочной, неземной, преодолевающей границы реальности музыки Флойдов, которая в подобном формате окрасилась поистине космическим звучанием. А спустя 44 года один из лидеров группы, Дэвид Гилмор, вернулся в Помпеи с сольным концертом – на сей раз, правда, со зрителями, из-за чего прежняя таинственность неуловимо испарилась.
«Зигги Стардаст и пауки с Марса» (1979)
Зигги Стардаст являлся одной из ипостасей главного хамелеона рок-музыки Дэвида Боуи. Черты его внешнего и внутреннего облика были отчасти вдохновлены фильмами Стэнли Кубрика и эстетикой японского дизайнера Кансая Ямамото, а также образами приятеля Боуи Игги Попа и кантри-певца The Legendary Stardust Cowboy. Зигги впервые появился на свет в альбоме The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars (1972) как гость из космоса с тьмой всевозможных пороков, вроде бы несший людям спасение, но в итоге растерзанный обезумевшими поклонниками.
Примерно так же со своим героем поступил и сам Боуи. На концерте 1973 года на лондонской площадке Hammersmith Odeon артист неожиданно объявил, что это шоу станет не только последним в туре, но и вообще «последним, которое он устраивает». Конечно, Дэвид и дальше продолжил выступать, интригуя и поражая мир поп-культуры своими эпатажными воплощениями. А поворотные для его карьеры мгновения были запечатлены на пленку и представлены постановщиком Д.А. Пеннебейкером в виде полнометражной картины, дающей возможность погрузиться в уникальный перформанс, который напоминает скорее завораживающую арт-инсталляцию, чем рок-концерт в привычном понимании.
Queen: Live at Wembley Stadium (1986)
Лондонский стадион «Уэмбли», домашняя арена сборной Англии по футболу, принял на своем веку немало концертов. Там выступали Дэвид Боуи, Пол МакКартни, Элтон Джон, Брюс Спрингстин, Aerosmith… Кого, в общем, только не было. В 2007 году стадион открылся после длительной реконструкции. В новом тысячелетии он приютил совсем другую плеяду артистов, от Адель и Тэйлор Свифт до The Killers и Green Day. Но величайшим в его истории навсегда останется двухдневное шоу Queen летом 1986-го, вышедшее на кассетах и DVD на основе съемочного материала от 12 июля.
Годом ранее Queen тоже выступали на «Уэмбли» – в рамках благотворительного фестиваля Live Aid для поддержки пострадавших от голода в Эфиопии. Но тогда их участие ограничилось 19-минутным сетом, поскольку количество заявленных музыкантов превышало все мыслимые пределы. Зато сольный концерт, за два дня поставивший на уши 160 000 человек, стал подлинным триумфом группы в целом и Фредди Меркьюри в частности. Его образ, броско скомпонованный из белоснежных штанов с красными лампасами и ярко-желтой куртки, оказался не менее легендарным, чем надрывное исполнение Bohemian Rhapdsody на рояле, заставленном стаканчиками с пивом.
«The Rolling Stones: Да будет свет» (2008)
Любовь Мартина Скорсезе к творчеству «Стоунз» продолжается без малого 50 лет. Он использовал их композиции в ряде знаковых лент, от «Злых улиц» (1973) до «Отступников» (2006), а в 2016-м вместе с Миком Джаггером запустил сериал «Винил» о мире рок-музыки 1970-х. Скорсезе вообще обожает классический рок-н-ролл – Чака Берри, Карла Перкинса, Литтл Ричарда, Элвиса Пресли… Но именно песни «Стоунз» «постоянно крутились у него в голове» и порой даже направляли в режиссерских изысканиях, вдохновляли на эксперименты со светом и камерой (как бы странно это ни звучало).
В контексте такого увлечения, граничащего с одержимостью, логичным шагом стало создание Мартином картины о своих друзьях и кумирах. В 2006 году «Роллинги» временно перестали греметь на стадионах и выступили в более камерном формате, в нью-йоркском театре Beacon. По сравнению с грандиозными шоу перед сотнями тысяч беснующихся фанатов тот концерт скорее смахивал на междусобойчик для избранных, хотя группа пребывала в потрясающей форме и выстрелила всеми громкими хитами. Командовал парадом Скорсезе, который запечатлел происходящее на два десятка камер и превратил «Да будет свет» в страстный гимн неутомимым рокерам, оказавшимся ближе к преданным поклонникам, чем когда-либо.
Led Zeppelin. Celebration Day (2012)
Хотя прощальный концерт Led Zeppelin состоялся еще в 1980-м, даже после распада одной из влиятельнейших рок-групп мира ее участники иногда собирались и вместе играли. Самым знаменательным из этих реюнионов стало выступление 2007 года в Лондоне в память об основателе лейбла Atlantic Records Ахмете Эртегюне. На сцену вышли Роберт Плант (вокал), Джимми Пейдж (гитара), Джон Пол Джонс (бас) и Джейсон Бонем (ударные), сын великого барабанщика Джона Бонема, после смерти которого Led Zeppelin и прекратили свое существование.
Фильм Дика Карратерса – произведение одновременно монументальное и предельно лаконичное. Здесь нет ни кадров из-за кулис, ни записанных интервью, ни документальных вставок и флешбэков. Только музыка. Все такая же виртуозная и энергичная, как и полвека назад. То плачущая, то ревущая, подобно 18 тысячам зрителей (желающих попасть на концерт набралось 20 миллионов, поэтому счастливчиков определила лотерея). Ощущения до сих пор невероятные. Словно на пару часов недосягаемые боги покинули свою обитель и снизошли до простых смертных, напоследок одарив их сиянием золотистых кудрей заросшего бородой фронтмена и выстроив хрустальную лестницу до самых небес.
«Green Day: Пуля в Библии» (2005)
«Знаете, музыка для меня – это воздух, которым я дышу. Кровь, бегущая по моим венам и поддерживающая во мне жизнь. Не представляю, что бы я без нее делал».
Откровенно говоря, слова вокалиста Green Day Билли Джо Армстронга не поражают особой свежестью мысли. Однако именно с них начинается фильм-концерт о сумасшедшем шоу, которое короли поп-панка забацали в Англии в июне 2005-го, хорошенько встряхнув 130 000 фанатов. И заставив в очередной раз изумиться, как этим неугомонным растрепанным парням удавалось на протяжении всей карьеры совмещать оголтелость возбужденных подростков и вдумчивость зрелых, многое повидавших мужчин.
Тот же Армстронг бил на сцене гитары, по-черному пил и перебарщивал с наркотиками, после чего долго восстанавливался в рехабе, пытаясь с помощью медитаций вернуться к творчеству и относительно нормальному ритму жизни. Но все это случилось позднее. В 2005-м же Green Day, только выпустившие свой шедевр American Idiot, казались себе и окружающим бессмертными, непотопляемыми, полными вдохновения и огня. Билли Джо как оглашенный скачет по сцене, терзает струны, направо и налево расшвыривает воздушные поцелуи. Что бы ни случилось в будущем, запомнить его стоит именно таким, как на этом концерте, – вечно молодым и вечно свободным.
Комментарии