Кино

Кто такой Роберт Эггерс


Роберт Эггерс – мастер, чьи картины ждут с нетерпением миллионы зрителей. Его новый проект «Варяг» наделал шума задолго до премьеры, а теперь критики наперебой расхваливают невероятную режиссерскую работу. Которая оказалась лишь третьей по счету полнометражкой Роберта. Что же за магию творит Эггерс, если сам Стивен Кинг испугался его фильма, а Аня Тейлор-Джой благодаря ему прославилась на весь мир?

«Гензель и Гретель» (2006)

Здесь нет никакой тайны: Роберт рос как обычный ребенок, любил родителей, любил комиксы. Когда мальчику было 10 лет, друг семьи – художник Хайман Блум, повлиявший на самого Поллока, подарил ему пару книг. Одна была посвящена гравюрам Альбрехта Дюрера, вторая – работам Мартина Шонгауэра.

«В тот момент я буквально, но по большей части метафорически, отложил свои комиксы и стал снобом и дилетантом, – говорил Эггерс в интервью The New Yorker. – В моих глазах морские создания, сатиры, дикие люди и демоны дискредитировали Marvel».

Этот короткий стейтмент очень многое объясняет не только относительно увлечений режиссера, но и насчет влияния, которое визуальное искусство оказало на его творчество. В 2001 году, сразу после школы, Роберт отправился в Нью-Йорк, чтобы учиться в Консерватории драматического искусства. А в 23 года он выпустил вполне себе самобытный проект, который во многом предопределил особенности его будущих работ.

Дебютным фильмом Эггерса стала немая черно-белая короткометражка. Адаптация классической сказки Братьев Гримм, как если бы ее сняли в 1920-х, – идеальное портфолио для режиссера, который создает новую версию «Носферату». Но об этом позже.

«Гензель и Гретель» будто вдохновлены сюрреализмом Бунюэля и Дали, при этом внимание зрителя фиксируется на текстуре персонажей. Несмотря на то, что это первый фильм Роберта, он многое проясняет насчет пристрастий режиссера. Сказки и мифы, как правило, занимают центральную часть в его проектах. К тому же, все его картины дополнены личным опытом, а роль ведьмы из сладкого домика исполнила мать Роберта Келли Эггерс.

«Работая с архетипическим повествованием вроде сказок или легенд, я все равно стараюсь привносить собственный опыт, – объяснил Эггерс в одном из интервью в 2019 году. – Когда мои братья впервые прочитали сценарий «Ведьмы», они сказали, что семья из XVII века звучит как если бы в нашей семье случился спор… Когда сюжет сопровождается вещами из реальной жизни, он более основателен».

«Ведьма» (2015)

Между дебютным коротким метром и первой полнометражной работой прошло более 10 лет, и почти все это время Эггерс, как это ни удивительно, работал художником. Его проекты были по большей части короткометражными, и только пару раз в фильмографию будущего хоррормейкера затесались сериалы: «Штаты будущего» (2010-2014) и «Мой муж – гангстер» (2011-2012). Но ни один из них не представляет такого интереса, как слоубернер «Ведьма» (2015).

Лента рассказывает о семье англичан, живущей на отшибе у леса. Их ребенка отказываются крестить в городской церкви – якобы не та вера. И с этого момента зло постепенно обосновывается в доме, отнимая одного за другим членов семьи. Младшие дети, а затем и родители считают виновной старшую дочь Томасин. И в конце концов череда жутких событий подводит девушку к сделке с дьяволом.

В 2013 году Альфонсо Куарон прочитал сценарий «Ведьмы», когда фильм еще находился в разработке. Его реакция объяснима: «Я был в восторге. И более всего – мне было очень любопытно». Он отметил, что Эггерс, в отличие от других режиссеров, не обращается с магией и символизмом на экране как с отклонением от нормальности. Он вообще не делает такого сопоставления.

«Эти элементы так же естественны, как погода. И люди сосуществуют с ними, – рассказал Куарон в интервью The New Yorker. – Эггерс не подвергает сомнению существование ведьм, и нет никаких скрытых смыслов… Это просто ведьмы. И все». 

А когда состоялась премьера, весь мир отреагировал на «Ведьму» Эггерса. Она обозначила появление нового хоррора – на старую тему, но качественно иного. Не скримеры, не кровь, не темные углы: простой человеческий ужас, облаченный в идеальную форму. С одной стороны, это действительно легенда о ведьме. С другой – история несчастной семьи, которую легко разобщить. История про людей, которые одинаковы во все времена.

«Я люблю заглядывать в прошлое, чтобы понять нас [людей] сейчас: религии, мифы, народные сказания, сказки – вот, что меня интересует», – говорит Эггерс.

В отличие от коллег по цеху – Мурхеда и Бенсона, – Эггерс дебютировал в полном метре с размахом. Премьера «Ведьмы» состоялась на «Сандэнсе» в январе 2015 года, в списке продюсеров оказался Крис Коламбус, а после выхода фильма Стивен Кинг, «мастер ужаса», признался, что картина повергла в ужас его самого. Год спустя кинотеатральным прокатом ленты занялась компания A24, которая стоит за дистрибуцией мощных авторских проектов – от «Врага» (2014) Дени Вильнева до «Трагедии Макбета» (2021) Джоэла Коэна.

В центре сюжета и в самом деле оказывается вера: вера в Бога и Дьявола, в ведьм, в темные силы. И отсутствие веры в людей, точнее, в собственную семью. Если ведьма существует, то легче всего ей сожрать семейство, в котором все почему-то настроены друг против друга и в любой непонятной ситуации готовы обвинить ближнего.

С одной стороны, страшная сказка про темную магию. С другой – грустная притча о плохих родственниках. Вероятно, именно поэтому фильм так тепло встретили критики и зрители. Однако не только умелое совмещение вечных тем и первобытного страха сыграло свою роль: Эггерс оказался таким дотошным творцом, что успех был предопределен.

Оригинальное название фильма звучит как The VVitch: A New-England Folktale, что переводится как «Ведьма: Новоанглийская сказка». Эггерс рос в Новой Англии (регион на севере США) и часто посещал Плимутскую плантацию. Плимут в 1620 году основали пилигримы, переселившиеся из Англии на корабле Mayflower. Можно сказать, что именно с этого города началась история США. Вероятно, детские воспоминания Эггерса вдохновили его на создание «Ведьмы». Но это идея не с первой полки. Режиссер провел несколько неудачных питчингов – «слишком странных, слишком расплывчатых» фильмов. Тогда ему пришлось поменять направление.

«Если я собираюсь снять жанровый фильм, он должен быть личным и должен быть хорош», – сказал как-то Эггерс.

Ведьма была главным героем детских кошмаров Роберта с тех пор, как он увидел сказку «Волшебник страны Оз» (1939). Кошмары продолжались и во взрослом возрасте – и, что интересно, прекратились после съемок дебюта. Что ж, теперь мы знаем залог успеха: взять детские страхи, облечь их в историю, собрать хорошую команду и запастись терпением.

Фестивальной премьере предшествовало 5 лет подготовки и тщательной проработки буквально каждой детали. Диалоги во многом основаны на реальных документах XVII века: Эггерс сотрудничал с рядом британских и американских музеев, а также консультировался с экспертами по фермерству в Великобритании XVII века. Историческая точность стала для него делом принципа: «Мы должны вернуться назад в прошлое, если хотим поверить в существование ведьмы», – считает Роберт. Этим же объясняется двойная VV в названии фильма: так выглядела буква W в Эпоху Якова. Эггерс встретил такое написание в нескольких источниках того периода, в том числе в брошюре о ведовстве.

Съемки осуществлялись только при естественном освещении или при свечах – это позволило добиться натуралистичности, как если бы все происходило в действительности. Кроме того, съемка велась при помощи винтажных линз Panavision 1940 годов. Лес удалось сделать визуально более высоким и пугающим благодаря соотношению сторон 1.66:1. 

Для создания декораций к работе привлекли плотников, у которых был надлежащий опыт строительства в стиле того периода. Художница по костюмам Линда Муир перелопатила 35 книг из серии «Одежда простых людей в елизаветинской и ранней Англии Стюартов», чтобы создать максимально подходящую одежду изо льна, шерсти и конопли, предварительно выбив для это дополнительный бюджет.

Что еще? Пляску ведьм вокруг костра исполнили танцоры буто (авангардный стиль современный японского танца). А музыка, которую написал Марк Корвен, исполняется на таких аутентичных инструментах, как никельхарпа и вотерфон – Эггерс был категорически против любых электронных приспособлений. И эта музыка тоже являлась импровизацией – достаточной для того, чтобы режиссер мог орудовать звуками так, как ему вздумается.

Единственное, с чем возникла проблема, – это локация. Из-за того, что налоги на съемки в Новой Англии выходили за пределы бюджета, пришлось отправиться в Канаду. Но и там все срослось не сразу: Роберт долго не мог найти идеальный лес. А когда нашел, то съемочной группе пришлось приехать натурально в глушь – в город Киоск, штат Онтарио.

Но фильм сняли всего за 25 дней. Лишнее доказательство того, что подготовка решает практически все проблемы. И внимание к деталям. Это пожалуй, главная черта Эггерса: он со старта задал очень высокую планку и до сих пор умудряется, создавая принципиально разные по формату проекты, оставаться на том уровне, до которого многим современным кинематографистам никогда не дотянуться.

А потому неудивительно, что на «Сандэнсе» Роберт получил премию за режиссуру в драматическом конкурсе.

«Маяк» (2019)

«Этот маяк мне, черт побери, вместо жены – куда более красивый, верный и послушный, чем любая женщина из плоти и крови», – заявляет Томас Уэйк с лицом Уиллема Дефо одним промозглым вечером.

От сверхъестественного хоррора Эггерс переключился на психологический триллер, тоже, тем не менее, наполненный символизмом и жуткими предзнаменованиями. Это черно-белая картина о двух смотрителях маяка – молодом и пожилом – где-то на краю света, вне времени, вне реальности.

Реальность как таковая уступает у Эггерса паранойе уединения, но уже не на краю леса, а на острове с маяком. Где только море, свет, который мешает спать, и удушающее одиночество. Совершенно меняя структуру взаимодействия персонажей и легенд, которые тонким слоем покрывают их реальность, режиссер все еще обращается к человеческим отношениям, усугубленным непростыми обстоятельствами.

История фильма началась довольно давно: после неудачного питчинга «Ведьмы» Роберт обсуждал с братом Максом новый сюжет. Первым источником вдохновения послужил неоконченный рассказ Эдгара Аллана По под названием «Маяк». Но адаптировать его для короткометражки было сложновато, и тогда Роберт стал искать материал другого рода.

Тогда-то он и наткнулся на легенду XIX века о том, что на маяке Смоллс близ Уэльса во время шторма погиб один из смотрителей. Причем звали их одинаково: Томас. Это и вдохновило режиссера создать историю о самоидентификации. Как только идея была сформирована, появился спонсор, готовый оплатить съемки дебютного проекта. Ну а дальше вы знаете.

После успеха «Ведьмы» с новым фильмом проблем быть просто не могло. А потому исполнители главных ролей нашлись сразу. Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо были так впечатлены мастерством Эггерса, что поочередно связались с ним, чтобы выразить желание поработать с режиссером.

Тогда вопрос каста и решился. Первым предложение о сотрудничестве принял Паттинсон, а затем, встретив Дефо на вечеринке, начал уговаривать и его. Но, вопреки ожиданиям и харизме Роберта, диалог не увенчался успехом, так что Эггерс сам встретился с Уиллемом.

«Обсуждения не было. «Вот как мы это сделаем: либо моим способом, либо вообще как» – очень необычная постановка вопроса для режиссера. «Так я это вижу. Да или нет?» – вспоминает Дефо.

При подготовке к съемкам Эггерс основательно погрузился в тему: разыскал фотографии Новой Англии 1890 годов, отсмотрел французские фильмы 1930-х на морскую тематику, обратился к работам художников-символистов – таких, как Жан Дельвиль, Саша Шнайдер и Арнольд Беклин.

Источников, вдохновивших разные элементы «Маяка», действительно много: начиная с упомянутого рассказа По и заканчивая поэзией Сэмюэла Тейлора Кольриджа. Есть в фильме Эггерса и кинематографические отсылки. Например, одержимость Уинслоу фонарем маяка, словно ящиком Пандоры, вдохновлена образом из картины «Целуй меня насмерть» (1955), а жуткие чайки отчасти наследуют хичкоковским «Птицам» (1963).

Речь Уэйка (Дефо) тоже стала предметом тщательной проработки: его ритмическое произношение формировалось на основе говора капитанов, моряков, рыбаков. В случае с Уинслоу (Логан Хоукс) базой послужила серия интервью журналистки Сары Орн Джуитт с фермерами.

Еще одной особенностью фильма стал формат: почти квадратное изображение с соотношением сторон 1.19:1 снималось на линзы Panavision 1912 и 1930 годов, которые у компании по старой дружбе смог запросить Джарин Блашке, постоянный оператор Эггерса. Этот хитрый прием по созданию аутентичного и гиперреалистичного изображения использовался не впервые: для «Ведьмы», напомним, были выбраны линзы 1940 года.

Съемки снова проходили в Канаде, в рыбацкой деревушке Мыс Форчу в Новой Шотландии и ангаре аэропорта Ярмуте. А вот 20-метровый маяк, отвечающий всем техническим требованиям, пришлось строить самостоятельно. Это было не единственной проблемой: удаленная локация, сложная логистика и суровый климат заставили съемочную группу как следует пострадать. Паттинсон однажды дошел до предела и буквально был готов поколотить Эггерса.

«Я был максимально близок к тому, чтобы ударить режиссера, – признавался впоследствии Паттинсон. – Как бы сильно я ни любил Роберта, был момент, когда я сделал уже пять дублей, шагая по пляжу, и вдруг спросил: «Какого черта здесь происходит?! У меня ощущение, что мне просто брызгают в лицо из пожарного шланга». А он ответил: «Именно это я и делаю». Это было сродни пытке. Но определенно создавало интересную энергию».

Что ж, эти мучения оказались не напрасны: у Эггерса получилась страшная сказки с тягучей, клаустрофобной атмосферой, в которой нашлось место и Прометею, и русалке, и двум обезумевшим одиночествам. В качестве одобрения со стороны общества кинокритиков Роберт получил Приз ФИПРЕССИ в рамках двухнедельника режиссеров на Каннском кинофестивале.

«Варяг» (2022)

«Именно к такому исполнению должны стремиться блокбастеры», – журналист Джек Кинг.

Несмотря на то, что это третий по счету проект Эггерса, его в некотором роде можно считать дебютом, поскольку в таком масштабе Роберт еще не снимал. Во-первых, независимая компания A24 на этот раз осталась в стороне, а за дело взялись гиганты Focus Festures и Universal Pictures.

Во-вторых, бюджет сильно вырос по сравнению с первыми двумя фильмами. Если «Ведьму» снимали за $4 млн, а «Маяк» – за $11 млн, то «Варяг» обошелся аж в $90 млн. По голливудским меркам не так уж много, но для Роберта это явная смена масштаба. В-третьих, каст просто невероятный. Опять же, в «Ведьме» – ни одного известного лица на момент премьеры. В «Маяке» – только Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо.

«Варяг» же собрал целую россыпь звезд: Александр Скарсгаард, Николь Кидман, Итан Хоук, Бьорк и даже ее дочь Исадоура Барни. Кроме того, к работе с Эггерсом вернулись теперь уже сверхпопулярная Аня Тейлор-Джой и вечный Уиллем Дефо.

«Сотрудничая с одними и теми же людьми, достигаешь понимания относительно исполнения и целей. Это упрощает дело, – считает Эггерс. – Я полностью доверяю моим коллегам, с которыми сотрудничаю повторно, но доверие актеров важнее всего. Первое, что требуется при взаимодействии с незнакомым актером, – это установление доверительных отношений. Если его нет – работать очень сложно».

В оригинале названный The Northman (англ. «северянин»), фильм рассказывает историю викинга Амлета, который мстит дяде за убийство отца. Сюжет определенно напоминает шекспировского «Гамлета», который, в свою очередь, был вдохновлен скандинавской легендой. Однако, по словам самого Эггерса, его новая картина не похожа на масштабные исторические фильмы.

На этот раз съемки проходили в графстве Донегол, Ирландия, и в Альтриме, Северная Ирландия. Эггерс снова тщательно изучил вопрос: он общался с археологами и антропологами, чтобы создать максимально правдивый фильм про викингов. Однако сравнивать картину со скандинавским эпосом не стоит: «подобное сопоставление было бы ошибкой», – считает Роберт.

«Мы создали дорогое, художественное – но коммерческое – но художественное кино про викингов… Сейчас все начнут его сравнивать: «Если это не «Гладиаторо» или «Храброе сердце», то это провал. И дело в том, что это не так. Конечно, есть общие черты. Но я старался снять нечто более странное», – говорит Эггерс.

Судя по восторженным отзывам зрителей и журналистов, которые наводнили Интернет после премьеры фильма, Роберту удалось – что бы он ни задумывал. Будем надеяться, этот авторский блокбастер все-таки доберется до российских кинотеатров.

Безымянный ремейк «Носферату»

Именно «Носферату» (1922) побудил Эггерса заняться кинематографом. В старшей школе он ставил спектакль, основанный на этом фильме, а после выхода «Ведьмы» в 2015-м Роберта наняли снимать полнометражный ремейк.

«Этот фильм очень важен для меня по многим причинам. Мне кажется, что Носферату ближе к образу вампира из народных легенд. Кровопийца в исполнении Макса Шрека – это комбинация мифологического вампира, чьи корни лежат скорее в Англии, чем в Германии, и Альбину Грау, у которого было свое видение относительно оккультного происхождения вампиров. И хотя Стокер использовал легенды, создавая образ Дракулы, Носферату скорее является продолжением вампира, созданного Джоном Полидори», – рассказал Эггерс однажды в интервью.

Проект долгое время был заморожен, и только теперь стали появляться новые детали о «Носферату» Эггерса. Главные роли должны были исполнить Аня Тейлор-Джой и Гарри Стайлз, но последний в итоге отказался, и производство застопорилось на неопределенный срок. Судя по всему, съемки будут проходить в Праге, куда Джарин Блашке уже перевез дочь. Однако дата их начала неизвестна, как и имя исполнителя главной роли. Зато Роберт четко выразил свое желание видеть Уиллема Дефо в «Носферату».

«Носферату» настолько важная для меня история, она постоянно всплывает так или иначе, – рассказал Эггерс в интервью SlashFilm. – Если Уиллем… Если «Носферату» случится, Уиллему лучше там быть, потому что я очень люблю с ним работать… Но, может, он бы сыграл Эллен? Кто знает».

Что ж, похоже, Роберт не за успехом гонится: в его голове есть образ фильма, и он сделает буквально все, чтобы он воплотился на экране. Даже если это займет еще пять лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад