Кино

Ритм времени: Как культовые песни отражают эпоху

С чем у вас ассоциируется песня Eye of The Tiger? Или сингл My Heart Will Go On? Одни расскажут о каком-нибудь событии из жизни. Другие ответят, что никаких мыслей эти композиции не вызывают. Однако большинство людей вспомнит фильмы или сериалы, в которых они звучали. Правильно подобранный видеоряд позволяет музыке отпечатываться у нас в голове и в то же время превращает ее в своеобразную визитную карточку, маркер той или иной эпохи. Песни и ленты существуют в неразрывном тандеме, и даже спустя десятилетия им удается сохранить прочную связь друг с другом.

До середины XX века киностудии использовали в основном оригинальные саундтреки, с помощью которых они могли контролировать эмоции зрителей: динамичные – для напряженных сцен, лирические – для драмы, мелодичные – для комедий. Но с 1950-х и 1960-х годов музыка в кино начала радикально меняться. Знаменитые песни или созданные чисто для фильмов композиции стали пользоваться все большей популярностью в Голливуде.

Контроль зрительских эмоций теперь не стоял на первом плане – ведь в руках студийных боссов появился новый рекламный инструмент. Музыкальные темы со словами, специально записанные для фильмов заранее, использовались для продвижения проектов на радио и телевидении. Один из ярких примеров – хит Moon River из «Завтрака у Тиффани», который композиторы Генри Манчини и Джонни Мерсер написали для Одри Хепберн. Зрители могли слушать эту песню дома, испытывая практически те же эмоции, что и при просмотре ленты в кинотеатре. Музыкальные темы становились воспоминанием об увиденном.

На радость продюсерам в это же время в Голливуде появляется новая звезда – Элвис Пресли, гениальный музыкант с эффектной внешностью и невероятной харизмой. Для студий, делавших упор на оригинальные песни, он стал настоящей золотой жилой. Именно Элвису мы обязаны популяризацией рок-н-ролла: практически каждая заглавная композиция в фильмах с его участием становилась хитом. Сразу 11 треков Короля попали в список 500 лучших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone, включая культовую Jailhouse Rock.

В 1960-е зрители также увидели рождение франшизы, которая успешно существует и по сей день, – бондианы. Секретный агент британской разведки и так бы покорил аудиторию, но авторам картин требовалась изюминка, которая смогла бы еще больше возвысить их над конкурентами. Так фильмы о Бонде обзавелись фирменным вступлением с запоминающейся заглавной песней и стильной заставкой. Первый трек со словами появился в «Голдфингере»: партитуру написал композитор Джон Барри, а исполнительницей стала Ширли Бэсси, чья популярность после премьеры картины лишь возросла. Интро блокбастеров о Бонде в дальнейшем превратилось в эдакий срез эпохи: с каждой новой лентой зрители могли проследить, как менялся не только сам агент 007, но и мировая музыка в целом.

Отдельное место в киноиндустрии занимают фильмы про Вьетнам. Многие режиссеры переосмысливали подход к созданию военного кино, в том числе и с точки зрения музыки. Вместо традиционных боевых мотивов с барабанами, духовыми и фанфарами в саундтреках 1970-х и 1980-х стали чаще появляться популярные песни. Причем многие из треков заметно и даже умышленно контрастировали с происходящим на экране.

Так, вступительная часть «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы с бомбардировкой напалмом сопровождается легендарной The End в исполнении The Doors. Эпизод вызвал у аудитории неоднозначный отклик, поскольку творчество группы было популярно среди хиппи, выступавших против войны во Вьетнаме. Коппола с самого начала готовил зрителей к нестандартному взгляду на конфликт, а использование современной песни позволило напомнить публике, что эта трагедия происходила совсем недавно.

Популярная музыка не только помогает связать события в фильме с действительностью, но нередко является и инструментом иронии. Лирические произведения о любви, надежде, чудесном мире соседствуют с жестокими и неприятными кадрами. В ленте «Доброе утро, Вьетнам» герой Робина Уильямса, ведущий военной радиостанции, в одной из сцен ставит в эфир песню Луи Армстронга What a Wonderful World, а зрителям тем временем показывают бомбежку деревни, подавление протестов и расстрел людей.

Музыкальным символом эпохи войны во Вьетнаме навсегда останутся песня Fortunate Son группы Creedence Clearwater Revival и частично творчество The Rolling Stones. Их композиции звучали в вышеупомянутом «Апокалипсисе сегодня», «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика и более позднем «Форресте Гампе» Роберта Земекиса. Треки настолько органично сплелись с военным видеорядом, что даже сейчас мемы о вьетнамских флешбэках непременно ассоциируются с Paint It Black, Gimme Shelter и Fortunate Son.

В течение двух десятилетий роль музыки в кино заметно изменилась: в 1980-х в Голливуде наступил Золотой век саундтреков. Композиторы начали чаще экспериментировать с жанрами, объединяя, например, такие несовместимые вроде бы вещи, как классическую оркестровую музыку и электронику. Подобные коллаборации можно услышать, скажем, в полнометражных продолжениях «Звездного пути».

Что касается популярных треков, то они стали появляться практически повсеместно, начиная с драм и заканчивая фантастикой с боевиками. За 10 лет мы получили массу хитов: Eye of the Tiger из «Рокки 3», Don’t You (Forget About Me) из «Клуба «Завтрак», Take My Breath Away из «Лучшего стрелка», The Power of Love из «Назад в будущее» и т.д. Песни долгое время держались в топах всевозможных чартов, моментально приобретали статус культовых и становились вечным напоминаем о яркой эпохе 1980-х. Симбиоз нашумевших треков и фильмов достиг апогея, и теперь перед киностудиями стоял вопрос о том, куда двигаться дальше.

Одни нашли решение в мультипликационных мюзиклах. Конечно, речь о Disney – в 1990-е студия переживала невиданный расцвет. Она не только задала стиль всей мультипликации на ближайшие 10 лет, но и крайне ответственно подошла к созданию музыкального сопровождения. В 1993 году Disney выпустила «Аладдина», в котором зрители и критики особенно отметили любовную балладу A Whole New World (музыка Алана Менкена, слова Тима Райса). Песню ждал невероятный триумф: она завоевала «Золотой глобус», «Грэмми» и «Оскара». Через год студия повторила этот успех – в кинотеатрах вышел «Король Лев» с синглом Элтона Джона Can You Feel the Love Tonight. За исполнение этой песни легендарный музыкант получил свою первую золотую статуэтку.

Также в 1990-е в кино стали чаще фигурировать поп- или рок-баллады, которые превращались в заглавные темы картин. Это и I Don’t Want to Miss a Thing группы Aerosmith из «Армагеддона», и I Will Always Love You Уитни Хьюстон из «Телохранителя», и, разумеется, My Heart Will Go On Селин Дион из «Титаника». Последний сингл произвел эффект разорвавшейся бомбы: композиция завоевала «Оскара», «Золотой глобус» и 4 «Грэмми», стала крупнейшим хитом певицы и всего десятилетия, а также успешно трансформировалась в главный любовный гимн следующих нескольких лет.

Некоторые режиссеры, в свою очередь, начали чаще интегрировать песни в нарратив фильмов. Одним из мастеров подобного подхода по праву считается Квентин Тарантино, который полагается на музыку, чтобы воплотить свои идеи на экране. В 1990-е первые творения культового постановщика запомнились не только блестящими диалогами, но и идеально подобранным саундтреком.

«Одна из вещей, которые я делаю, когда приступаю к работе над фильмом, когда пишу сценарий или когда у меня появляется идея, – я просматриваю свою коллекцию пластинок и просто ставлю песни, пытаясь найти личность картины, ее дух. В конце концов я останавливаюсь на одной, двух или трех композициях и думаю про себя: «О, это отличный вариант для вступительных титров», – рассказывал Тарантино.

В нулевые коммерческая машина кино заработала с новой силой. Практически каждый фильм, будь то комедия, драма или слэшер, получал собственный альбом с саундтреком, который поклонники сметали с прилавков. Жанровый ренессанс отражался и на самих лентах: зрители могли услышать множество песен в стиле рэп, R’n’B, поп, рок, и метал. Вместе с тем продюсеры и музыканты создавали для тинейджерских каналов клипы на те или иные хиты, в которых фигурировали либо сами актеры, либо сцены из фильмов.

На нулевые пришелся и расцвет популярных синглов в сериалах. Шоураннеры проектов остро нуждались в дополнительных якорях, которые могли бы зацепить аудиторию. Ими стали уже известные нам заглавные темы. Начав с «Друзей» и их «хлопающего» сингла I’ll Be There for You в 1990-е, в нулевые создатели сериалов продолжили вкладывать в свои творения музыкальные визитные карточки. Кто не помнит знаменитые Superman из «Клиники», Save Me из «Тайн Смолвиля» или Woke Up This Morning из «Клана Сопрано»? В этот период золотой век саундтреков наступал уже для телевидения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад