Вот чего нам действительно остро не хватает для полного счастья, так это своей нормальной анимации для взрослых. По всем остальным направлениям у российской киноиндустрии успехи уже имеются. Где-то поскромнее, где-то посерьезнее, но в целом на любой зрительский запрос соответствующий продукт отечественного производства найдется. Ну, почти на любой.
Тут, конечно, кто-то возразит, что, мол, на одном канале чего-то такое производят, кто-то припомнит flash-мультики из нулевых, а кто-то – признанные узким кругом ценителей шедевры Александра Петрова (не того) и прочий артхаус. Но это исключения, поэтому особенно жаль, что в новом сериале-альманахе с громоздким названием «Антология русского хоррора: Красный состав» не так уж много русского, как хотелось бы. Поскольку в перечне создателей – сплошь канадцы безвестные из студий заграничных, и это местами сильно сказывается.
Дело, разумеется, не в фамилиях. А в том, что речь идет не о русском хорроре, как вроде бы заявлено, а просто о хорроре условно западного образца, изготовленном по западным жанровым шаблонам и лишь для виду присыпанном сверху клюквой. Или, если выражаться помягче, о взгляде на русскую хоррор-традицию со стороны. Притом что все эпизоды являются экранизациями (в той или иной степени вольными) произведений русских писателей. Вернее, произведений четырех великих русских писателей, одного современного русского писателя и одного усатого иноагента. С последнего, пожалуй, и начнем.
«Можарово» из всех сегментов выделяется тем, что выполнен он с использованием редкой техники ротоскопирования. Как «Помутнение» Ричарда Линклейтера по Филипу Дику – ближайший, наверное, аналог. Это, грубо говоря, когда сначала вживую актеров снимают, а потом рисуют поверх кадров. Сюжет, в свою очередь, представляет собой интерпретацию шуточной конспирологической теории, согласно которой за пределами Москвы на самом деле буквально ничего нет. Сплошная пустошь, где творится неведомая чертовщина, и кто туда попадает, уже не возвращается. Ну а чего еще ждать от усатого иноагента, да?
Интерпретация, впрочем, сама по себе остроумная. Но к ее экранному воплощению есть вопросы как по части визуального решения (очень уж морды у всех страшные), так и по содержанию. Например, чернокожий рэпер по имени Ганнибал Лектер и его клип на трек «Жизнь в кайф» – явно лишняя отсебятина, к тому же пошлейшая.
Еще больше пошлой отсебятины обнаруживается в эпизоде «Лесной царь» по мотивам одноименного стихотворения Василия Жуковского, оно же – перевод баллады Гете. В нем канадский режиссер Любомир Арсов (изрядно пошумевшая анимационная короткометражка IN-SHADOW) переносит действие в безрадостное киберпанковское будущее, где некий мальчик намертво застрял в скучной VR-игре, а отец тщетно пытается его спасти.
Надув щеки, Любомир Арсов щедро наваливает «глубокого символизьма», чтобы раскрыть нам глаза на ПРАВДУ. Что, собственно, он и в своей упомянутой работе делал. А ПРАВДА заключается в том, что общество прогнило, меркантильные все стали, ужас просто, да еще эти новомодные технологии человека от природы отдаляют, оболванивают население, а молодежь в «компуктерах» своих сидит, ну и так далее. Унылый алармистский нудеж, как «Черное зеркало», только еще зануднее. Однозначно худший эпизод «Красного состава».
Тогда как однозначно лучший – «Гробовщик» по одноименному рассказу Александра Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». О том, как в гости к гробовщику разом наведались все те, кого ему за свою карьеру довелось обслужить. Покойники, стало быть. В создании этого эпизода применены одновременно две техники: обычной кукольной анимации и анимации перекладной. То есть куклы и элементы декорации бумажные и плоские, но изображение объемное. И все это стилистикой живо напоминает – не скатываясь, однако, в слепое подражание – мультики Тима Бертона. Прелесть, глаз не оторвать.
Ну а оставшиеся три анимационные новеллы – как на подбор кровавые брутальные боевики. Один, по «Крысолову» Александра Грина, сделан с закосом под Фрэнка Миллера: тоже все черно-белое с редкими яркими вкраплениями. Там молодой революционер в пальто встречает симпатичную девушку на улицах Петрограда, погруженного в ад красного террора, и далее они вместе с ее отцом, матерым истребителем вредителей, дают отпор крысам-некромантам.
Второй, по произведению современного автора Дмитрия Тихонова, – такой «Безумный Макс» в постапокалиптическом средневековье, с князьями, дружинами и кочевниками-язычниками, а также обвешанными заостренными железяками советскими драндулетами. Что может быть круче, да? За один только момент, когда четырехрукая гороподобная женщина (похожая на Горо из Mortal Kombat) приказывает: «Выпускайте попрыгунчиков!» – и появляются взрывные резиновые мячики, следует тех, кто это придумал, чем-нибудь особо ценным наградить. И вежливо попросить, чтобы и дальше эту чудесную вселенную развивали.
Наконец, никак не могло, разумеется, обойтись без очередной экранизации «Семьи вурдалака» Алексея Константиновича Толстого. Которых и без того пруд пруди – Марио Бавы, Евгения Юфита, Сергея Гинзбурга с Михаилом Пореченковым. А теперь есть самая лаконичная, в которой заблудившийся в Сербии француз лихо и с прибаутками мочит свирепых зверолюдей – и все, ничего лишнего.
Итого имеем картину в целом удовлетворительную, но вместе с тем выглядит «Красный состав» как маленький робкий эксперимент, пилотный проект, который может вылиться или переродиться во что-то несравнимо большее. А может не вылиться и не переродиться. Естественно, первый вариант предпочтительнее.
И в идеале, конечно, желательно, чтобы «Антология русского хоррора» была действительно русской. Талантливых художников-аниматоров у нас мало, что ли? Да и на кой нам такое важное, нужное начинание на канадский аутсорс отдавать? Неужели мы собственную жанровую литературу – каковой у нас гораздо больше, чем многие думают – не сумеем под тот же формат приспособить? Стыдно должно быть.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…