Испокон веков родители отчитывают своих чад за чрезмерную увлеченность видеоиграми. Вместо того, чтобы корпеть над домашним заданием или, на худой конец, гонять мяч во дворе, они знай себе сражаются на мечах, устраивают перестрелки и дурным голосом орут, если могучий босс распыляет их персонажа на пиксели. Но истина такова, что взрослые тоже сутками напролет пропадают в вымышленных мирах, поскольку видеоигры из чисто эскапистского развлечения давно превратились в нечто большее.
И дело совсем не в компьютерной графике, от виртуозности которой порой кружится голова. Сами истории, лежащие в основе той или иной игры, куда насыщеннее и увлекательнее, чем сюжеты многих фильмов или сериалов. Взять хоть невероятную сагу о Ведьмаке или вестерн-балладу Red Dead Redemption II. Да и связи игровой индустрии с кинематографом сейчас прочнее, чем когда-либо. Актеры охотно дарят свою внешность героям, которые становятся не менее культовыми, чем персонажи с экранов. Что рокер Джонни Сильверхенд (Киану Ривз) из Cyberpunk 2077, что курьер Сэм Портер-Бриджес (Норман Ридус) из Death Stranding.
В Elden Ring, которая однозначно является главным игровым событием 2022 года, звездные лица, увы, отсутствуют. Но это ничуть не помешало шедевру геймдизайнера Хидэтаки Миядзаки (серия Dark Souls) и сценариста Джорджа Р. Р. Мартина так лихо ворваться в современную поп-культуру, что индустрию развлечений без их детища теперь уж и не представить. Да, вы не ослышались: над историей работал знаменитый автор «Игры престолов». Хотя конкретные детали доводили до ума другие люди, ключевых персонажей и мифологию вселенной, в которой разворачиваются основные события, создал именно Мартин (являясь при этом знаковой фигурой и с точки зрения маркетинга).
Действие игры происходит в фэнтези-мире под названием Междуземье, населенном всевозможными существами. Их видов здесь больше сотни – от гигантских лобстеров, оживших мертвецов и драконов в ассортименте до огненных великанов, плюющих ядом цветов и громил с тыквой вместо головы. Немаловажное уточнение – почти каждый из них хочет тебя прикончить, поэтому в режиме «бей/беги» волей-неволей проводишь большую часть времени. Попутно, разумеется, разматывая клубок сюжетных нитей.
Когда-то в Междуземье царила тишь да гладь. Над ним властвовала богиня Марика Бессмертная, а ее сила зависела от «одного кольца, чтоб править всеми», – Кольца Элден. Также из Кольца черпало магическую мощь Древо Эрд, символ Золотого Порядка. Оно излучало особую ауру, которая проливалась на грешные головы жителей королевства и осеняло их благодатью. Но однажды произошло непоправимое – Марика разбила великое Кольцо Элдена (причины еще предстоит выяснить) и бесследно исчезла.
Осколками кольца завладели ее отпрыски-полубоги, которые мигом затеяли войну. Междуземье погрязло в распрях. И в него вернулись Погасшие, изгнанники, ранее лишенные благодати. Одному из них – нашему герою – суждено собрать осколки Кольца, восстановить его былое могущество и принести в королевство долгожданный мир.
Нечто подобное мы уже где-то слышали, не правда ли? Только вместо Междуземья было Средиземье, вместо Кольца Элден – Кольцо Всевластья, а вместо Дж. Р.Р. Мартина над произведением трудился Дж. Р.Р. Толкин. Отсылки к «Властелину колец» здесь слишком очевидны, чтобы их игнорировать, и Хидэтака Миядзаки даже не думает отрицать влияние главной фэнтези-саги всех времен на свою игру. Но это – лишь некий магистральный референс, приманка для новичков. Стоит хотя бы пару часов побегать по горам и полям Междуземья, и сразу понимаешь: вселенная Элдена не похожа ни на что.
Выбрав своему персонажу класс (боевой маг, воин, самурай, бродяга и так далее) и скорректировав его внешность, мгновенно погружаешься в открытый мир невиданных размеров. Карта Elden Ring поистине огромна, и по мере того, как в путешествиях по различным локациям открываешь ее новые фрагменты, не перестаешь поражаться: как они вообще с этим справились? С такой точностью и красотой прорисовали все объекты, от величественных замков до разрушенных изб? Сделали все участки местности столь непохожими друг на друга? Ты скитаешься по отравленному болоту с огненной лавой, ползаешь по затхлым подземельям с полчищами гоблинов, затем попадаешь, скажем, в Вечный город Нокрон, окутанный звездным сиянием бесконечной ночи, а оттуда перемещаешься в дивно меланхоличный осенний лес…
В пылу нескончаемых схваток с нескончаемыми противниками, которые поначалу оставляют от тебя мокрое место, время летит незаметно. И после того, как в десятый раз подряд получаешь по шее от золотого рыцаря на мощном скакуне, на головы Мартина с Миядзаки хочется призвать всевозможные проклятия. Такие уж они, игры в духе Dark Souls: никто не обещал, что будет легко. Но с каждым новым уровнем, с каждым найденным оружием или фрагментом доспеха герой развивается, крепнет, разучивает хитроумные атаки или приобретает ценные магические скиллы. И дышится свободнее, и пальцы уже не так судорожно клацают по кнопкам мыши, а Elden Ring вместо страданий начинает приносить удовольствие и успокоение.
Периодически ты встречаешь персонажей (NPC), которые поручают тебе побочные квесты или сопровождают в странствиях по основному сюжету. С одной стороны, так и подмывает узнать, какая судьба ждет нашего Погасшего. Концовок, к слову, существует аж 6: можно либо воцариться на троне Междуземья и стать мудрым Повелителем Элдена, либо активировать зловещую руну и обречь жителей на вечные муки. Но слишком уж спешить с определением своего будущего все же не стоит.
В упомянутом Red Dead Redemption II, допустим, сюжет был так интересен, что после завершения истории бандита Артура Моргана игра резко утратила смысл. Какими бы страстными поклонниками вестерн-сеттинга вы ни являлись. По миру Elden Ring же можно за милую душу блуждать хоть сотню часов, и это даже близко не надоест. А многие детали настоящим целебным бальзамом проливаются на сердца игроманов и киноманов, замечающих в конкретных заданиях, локациях, персонажах до боли знакомые черты.
Например, иногда твой путь пересекается с неуклюжим домом на четырех ногах – тут же вспоминается анимационный шедевр «Ходячий замок» (недаром же геймдизайнер носит фамилию Миядзаки!). За победу над одним из боссов можно получить так называемый Двуручник с гибридным клинком, по форме смахивающий на Железный трон из «Игры престолов». Территория под названием Кэлид – это чистой воды Мордор из трилогии Питера Джексона. А странные пляшущие дамы явно перекочевали из «Солнцестояния». Не обошлось и без культовой манги «Берсерк», которой Миядзаки вдохновлялся еще со времен первых Dark Souls: здесь имеется меч, напоминающие оружие главного героя «Берсерка», а память его создателя Кэнтаро Миуры увековечена в целом мемориале.
Мелочи вроде бы, а приятные. Наверное, без всех этих фанатских финтифлюшек можно было бы обойтись. Но в реальности они лишь обостряют желание облазить каждый уголок, залезть вон на ту скалу, пробежать вот по этому мостику над пропастью. Вдруг где-то неподалеку спрятан редкий артефакт, или восполняющий здоровье волшебный скарабей, или симпатичная пасхалка, придающая безумно прекрасному и безумно жестокому миру обаятельное человеческое лицо?
Любой кино- или сериальный проект рано или поздно заканчивается. И даже поток бесчисленных сиквелов в какой-то момент иссякает. Elden Ring же, по ощущениям, не закончится никогда – это уникальная игра, которая удивит, встряхнет, выбьет из колеи самого маститого геймера, уверенного, что он давно взял от жизни все. И если мама с папой попробуют предъявить вам за то, что вы провели целый вечер в сражениях с полубогом Годриком Сторуким, – просто уступите им место и включите стартовый ролик. Только не удивляйтесь потом, если за стенкой периодически начнут раздаваться жуткие вопли, а упоминать за столом имя Морготта, Короля знамений (очередной противный босс) будет категорически запрещено.
Из-за пандемии коронавируса разрушилось немало браков – не все выдержали тяготы изоляции. Да и напряженная обстановка в мире может поставить крест на самых гармоничных отношениях. В такой ситуации именно видеоигры оказываются необходимым цементирующим элементом, способным сплотить семейный союз и залатать трещины, если те вдруг образовались после яростного политического диспута. Ведь ничто не объединяет лучше, чем совместные попытки расправиться с Реналлой Полнолунной, поиски таинственного человека-волка или лепка идеальных ушей для вашего Погасшего. Чьи приключения надолго помогут забыть о том, что такое слово – скука – вообще существует.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…