Начать свой романтический киносписок я хочу не с самого очевидного фильма – истории приключений несносной дочки миллионера Элли и неудачливого репортера Питера, кораблем, автобусом, автомобилем мчащихся навстречу негаданному счастью. До поры до времени (по законам жанра) они терпеть не могут друг друга. Но, конечно, «иерихонская стена» между ними падет, и Элли убежит к Питеру из-под венца. Усы и фирменная улыбка Кларка Гейбла, ноги и шарм Клодетт Кольбер, 5 «Оскаров» во всех основных номинациях. По моему мнению, этот фильм – непревзойденный эталон, золотая классика старого Голливуда и must see для романтического вечера.
«Это случилось однажды ночью» не чистый ромком, а screwball comedy – один из фундаментальных жанров американского кино 1930-х и 1940-х. Бурлеск, любовный фарс, в котором после череды перипетий сумасбродные, эксцентричные, отчаянно не подходящие друг другу герои понимают, что влюблены. Говард Хоукс, Джордж Кьюкор, Эрнст Любич и, конечно, автор «Это случилось…», великий сказочник Фрэнк Капра, – корифеи этого жанра.
Их лавры многие пытались примерить на себя в последующие эпохи, но удалось это считаным единицам (к примеру, Эльдару Рязанову в «Служебном романе» или братьям Коэн в «Невыносимой жестокости»). И знаменитые «Римские каникулы» ведут свою родословную от этого непритязательного на первый взгляд шедевра Капры. Жанровая уникальность (наряду с вневременным очарованием и Кларком Гейблом без майки, изменившим представления американцев о мужском этикете) – одна из причин, почему я настоятельно рекомендую вам этот черно-белый фильм из далекого 1934 года.
Разве мог мой список обойтись без французов? Конечно же, нет. Грустная и прекрасная история любви. Он автомеханик, она продает зонтики в магазине матери. Его отъезд, их разлука, его нежданное возвращение. «Целой жизни мало, чтобы ждать тебя / Моя жизнь пропала, если нет тебя», — слова из русского перевода из ставшей в 1960-е гимном влюбленных по всему миру заглавной песни фильма, написанной ушедшим в начале этого года великим французским композитором Мишелем Леграном. История неслучившегося счастья, в которой все персонажи – от главных до самых неприметных – поют. Но это не мюзикл, это скорее фильм-опера.
Как мне кажется, победившие в Каннах в 1964 году «Шербурские зонтики» – намного больше, чем культовый фильм. Они легенда. Эмблема романтики шестидесятников, эпохальная картина, запустившая карьеру роковой блондинки Катрин Денев (не могу представить в этой роли никого другого, а ведь изначально играть должна была победительница Евровидения Изабель Обре). Одновременно и неотъемлемая часть французской «новой волны», и ее антитеза, фильм Жака Деми повлиял на жанр «лав-стори» как никакой другой (разве что вышедшие двумя годами позже «Мужчина и женщина» Клода Лелуша).
Отблески «Зонтиков» можно увидеть в массе фильмов со всего света – от советского «Романса о влюбленных» Андрея Кончаловского до американской «Истории любви» или французского же «Все песни только о любви». «Шербурские зонтики» заиграют новыми красками, если знать историю любви Деми и Аньес Варда, точку в которой смогла поставить лишь скоропостижная смерть режиссера в 1990 году. Мой вариант идеального double feature – сразу после самой знаменитой ленты Деми посмотреть фильм Варда «Жако из Нанта», поставленный по воспоминаниям мужа после его ухода.
Еще одна печальная история любви в моем списке, на этот раз советская. Будто бы развернутый третий акт из «Шербурских зонтиков», только не в пестром антураже карамельных французских 1960-х, а в сдержанных тонах ретромелодрамы времен ранней оттепели. «Не получилось. Тем лучше. Так что запомните: я свободный, веселый и счастливый человек. И буду еще счастлив разнообразно и по разным поводам», – говорит главный герой Ильин, лишний человек новой формации, чтобы вскоре заснуть на коленях у женщины, ждавшей его почти всю свою жизнь. Быть может, недостаточно радостные для Дня всех влюбленных «Пять вечеров» — все равно один из самых пронзительных фильмов о времени и о любви, которые я когда-либо видела. Настроение этого фильма — в берущей за душу «народной» песне Юлия Кима «Губы окаянные» в закадровом исполнении Сергея Никитина.
«Пять вечеров» сняты Никитой Михалковым в золотой период мастера, между «Неоконченной пьесой для механического пианино» и «Обломовым» (даже параллельно съемкам последнего). Каждый найдет в этой экранизации пьесы Александра Володина что-то свое: одни – чистосердечную «драму из старинной жизни», другие – замечательные актерские работы Людмилы Гурченко и Станислава Любшина, а кто-то — изощренное упражнение в стилизации.
Филигранно воссозданная патина времени, решенный почти в классицистском триединстве сюжет, отчаянная ностальгия по 1950-м как времени юности страны и собственной юности – конечно, «Пять вечеров» не обычный романтический фильм, он намного сложнее и глубже. Что не мешает, однако, наслаждаться его поистине уникальной интонацией камерной интимности уже нескольким поколениям кинозрителей.
Я никак не могла пройти мимо этого калейдоскопа из жизни простых и не очень простых британцев в предрождественскую пору. Love is all around, – поет в своем новом хите один из персонажей, вышедший в тираж рокер. И действительно, одна лишь любовь повсюду. В любовном хороводе кружатся и премьер-министр, и его секретарша, и грустный вдовец, и писатель, и рекламщик-изменщик. Каждый (кроме изменщика и наглого президента США) найдет долгожданное счастье в вихре падающих снежинок.
В ролях – весь цвет британского кино и театральных подмостков: Хью Грант, Эмма Томпсон, Алан Рикман, Колин Ферт, Мартин Фриман, Лиам Нисон, Кира Найтли, Билл Найи, Лора Линни, Роуэн Эткинсон. Режиссер – Ричард Кертис, еще в 1990-е создавший своими фильмами и сериалами («Ноттинг Хилл», «Четыре свадьбы и одни похороны» и т.д.) новый имидж старой Англии, образ так называемой Cool Brittania, в который до сих пор влюблен весь мир. «Реальная любовь» – не только пропаганда (в хорошем смысле) туманного Альбиона, но и моментальная жанровая классика, которая даже в России умудрилась соперничать за статус идеального новогоднего фильма с незабвенной «Иронией судьбы».
Любовь в фильме Кертиса реальна именно потому, что реальны, одушевлены и похожи на моих и ваших соседей все многочисленные персонажи, а те сантименты, которые обычно раздражают в шаблонных голливудских ромкомах, здесь решены на удивление тонко, по-британски. Может быть, поэтому романтическая комедия одинаково полюбилась (несмотря на внушительный хронометраж) как женщинам, так и мужчинам. Рецепт «Реальной любви» пытались год за годом повторить в «Елках», но добиться такой же легкости, воздушности, сердечности, такого же совершенства вряд ли возможно.
Вышедший в День всех влюбленных «Лед» – история талантливой фигуристки Нади (Аглая Тарасова и в фильме, и в жизни – дочь Ксении Раппопорт), которая стремится к своей мечте, преодолевая все препятствия. Сюда входят травма и новый неуправляемый партнер Саша (вездесущий и безупречный Александр Петров). «Лед» – это и screwball comedy, как «Это случилось однажды ночью», и музыкальный фильм, как «Шербурские зонтики», и кино о прошлом, как «Пять вечеров», и определенно зимний (хотя бы из-за названия) фильм, как «Реальная любовь». Поэтому лучшего завершения для моего списка просто не найти.
«Лед» вобрал в себя слишком много трендов российского кино 2010-х, чтобы не выстрелить. Бум спортивных фильмов, от «Легенды №17» до «Движения вверх», в который фильм режиссера-дебютанта Олега Трофима идеально вписался. Ностальгия по 1980-м, 1990-м и началу века, за которую здесь отвечают музыкальные номера вроде «Хочешь?» Земфиры или «Лететь» группы «Амега», любимой романтической баллады поколения 30-летних.
Плюс, конечно, Александр Петров – актер, присутствие которого гарантирует успех фильма в прокате. К слову, об успехе. Получился из фильма «Лед» манифест поколения в легком жанре или нет, судить пока рано, но то, что сборы составили больше 1,5 млрд рублей, – свершившийся факт. И если вы по какому-то недоразумению не посмотрели «Лед», советую наверстать упущенное. Ведь, несмотря на холодное название, фильм способен растопить сердца, и вы неизбежно проникнетесь его романтическим настроением.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…