25 апреля исполняется 95 лет со дня рождения великого артиста Юрия Яковлева. Когда-то 20-летнего студента не взяли во ВГИК и чуть не исключили из Щукинского училища, но время все расставило по местам. Главный царь российского кино, самый несчастный жених, отучивший нас от заливной рыбы, легендарный поручик Ржевский – все это Яковлев. В честь юбилея артиста мы решили вспомнить его ранние роли, про которые часто забывают – и зря.
Не всякий актер может похвастаться тем, что его первый фильм показывали на Каннском кинофестивале. У Юрия Яковлева случилось именно так. Он дебютировал в исторической ленте Сергея Юткевича «Великий воин Албании Скандербег» (1953). Эта албанско-советская картина о борьбе народа Албании против турецких завоевателей получила в Каннах «Особое упоминание» за режиссуру, а также международный приз. Яковлев исполнил далеко не главную роль безымянного воина и не попал в титры, но все равно это было яркое начало карьеры.
Его первые серьезные работы в кино связаны с пьесами: «Много шума из ничего» и «На подмостках сцены» вышли в 1956 году. Если в экранизации комедии Шекспира актер редко появлялся в кадре, то в фильме по мотивам произведения Дмитрия Ленского он успел себя показать. «На подмостках сцены» – это музыкальная комедия по популярному водевилю XIX века «Лев Гурыч Синичкин». Режиссер Константин Юдин перенес на экран историю странствующего артиста Синичкина и его дочери Лизы, которая мечтает стать актрисой. Оказавшись в провинциальном городе, отец и дочь посещают театр, где Синичкин видит знакомое лицо. Он просит Сурмилову, местную звезду, пристроить Лизу в театр, но той не нужны конкуренты.
«На подмостках сцены» – классический советский водевиль с яркими актерскими работами. Яковлеву досталась роль Чахоткина, постоянного сценического партнера примадонны Сурмиловой (Татьяна Карпова). Легкомысленная природа водевиля с песнями и танцами помогает Яковлеву показать его многогранный талант. А сам пародийный образ провинциального актера – отличная репетиция перед будущими комедийными ролями, в которых Яковлев был так же хорош, как и в драме.
Первая большая драматическая роль Яковлева тут же сделала его знаменитым. Идею экранизировать роман Достоевского режиссер Иван Пырьев («Кубанские казаки») вынашивал десять лет. Но до наступления оттепели в 1955 году шансов перенести прозу Достоевского на экран не было: в СССР писателя долгое время запрещали из-за идеологической противоречивости. Когда Пырьев наконец получил добро на постановку, возникла проблема с исполнителем главной роли. Режиссер долго не мог найти актера, который бы перевоплотился в князя Мышкина.
Пырьев приметил Юрия Яковлева на пробах к драме Григория Чухрая «Сорок первый», где тот претендовал на роль влюбленного белогвардейца. Чухрай в итоге выбрал Олега Стриженова, зато Пырьев нашел своего князя Мышкина. Режиссер был впечатлен тем, насколько Яковлев попадает в образ:
«Те же глаза – глубокие, умные, добрые, словом, такие, какими их описал Достоевский. Да не только глаза – во всем облике артиста ощущалось какое-то природное благородство», – вспоминал Пырьев.
Из Яковлева получился образцовый Мышкин – наивный, искренний, скромный, но не боящийся сказать правду. По сюжету, 26-летний князь возвращается в Россию из Швейцарии, где он лечился от эпилепсии. В Санкт-Петербурге Мышкин навещает единственных родственников – семью Епанчиных, после чего знакомится с несчастной красавицей Настасьей Филипповной. Мышкин здорово понимает людей, и эта чуткость к чужим переживаниям светится на лице Яковлева. В «Идиоте» много крупных планов, и актер уверенно справляется с ними, хотя для него это была всего лишь четвертая серьезная роль в кино.
Фильм Пырьева – экранизация только первой части романа Достоевского. Это не помешало картине стать лидером советского проката в 1958 году: ее посмотрел 21 миллион зрителей. Режиссер планировал взяться за постановку второй части книги под рабочим названием «Аглая», но финал истории князя Мышкина так и не увидел свет.
Экранизация дебютного романа Вадима Кожевникова о семье большевиков не стала важным событием в советском кино. Изображение детства на фоне революции не было в новинку, режиссеры прибегали к этому приему и до и после. Даже сама Татьяна Лукашевич, поставившая «Заре навстречу», начинала с похожей картины – «Гавроша» (1937), вольной адаптации романа Гюго «Отверженные». Очередную историю революционеров, воспитывающих ребенка, стоит смотреть прежде всего из-за актерских работ.
Главный герой фильма – мальчик Тима, которому выпало взрослеть в эпоху перемен. За революционную деятельность всю его семью отправляют в Сибирь. Яковлев играет отца Тимы Петра Сапожкова – интеллигентного врача, который не приемлет насилия, но даже в ссылке продолжает вести агитацию за большевиков. Роль его жены, матери Тимы, исполняет Татьяна Конюхова.
Несмотря на идеологическую стерильность картины, в ней теплится жизнь, и в этом немалая заслуга Яковлева. Его Сапожков с внешностью аристократа – идеалист, который пытается сохранить свою категоричность и последовательность в мутное время между революциями. В ссылке, где удобнее быть пластичным и сговорчивым, герой остается верен принципам.
Сапожков – не только убежденный большевик, но и отец. Вместе с женой они воспитывают сына по всем правилам революционной этики. И там, где другой актер выглядел бы как садист или пропагандист, Яковлев умудряется сохранить человечность. Его деликатные манеры, мягкий взгляд и умение сопереживать заставляют поверить, что Сапожков – настоящий отец, а не просто инженер человеческих душ.
Интересный пример советской фантастической комедии, еще и снятой Эльдаром Рязановым. В «Человеке ниоткуда» Яковлев играет антрополога Владимира Поражаева, который отправляется в экспедицию на Памир, чтобы найти загадочное племя тапи. Несмотря на скепсис коллег, Поражаеву это удается, и он забирает с собой в Москву одного из дикарей. Чудак, как его называет ученый, не знает правил цивилизованного общества, зато обладает невероятной силой и выносливостью. В столице дикарь попадает в комичные ситуации, из которых всегда выходит победителем, а Поражаев пытается убедить научное сообщество, что тапи – не выдумка.
Конечно, главный в «Человеке ниоткуда» – Сергей Юрский, сыгравший обаятельного Чудака. Но их тандем с Яковлевым превращает кино в увлекательное бадди-муви. Целеустремленный и дисциплинированный Поражаев и легкомысленный Чудак – противоположности, которые притягиваются, а заодно помогают друг другу добиться заветных целей. Дикарь мечтает стать человеком, и кто, как не идеальный советский гражданин с благородной внешностью Яковлева, может ему помочь. Самоотверженный, честный, работящий, Поражаев учит Чудака трудиться и находить общий язык с людьми.
Рязанов задумывал «Человека ниоткуда» как сатиру на изъяны советского общества, поэтому в фильме полно комедийных ситуаций, в которых и Юрский, и Яковлев смогли проявить себя. И это не говоря об Анатолии Папанове, который сыграл подлого начальника экспедиции Крохалева, мешающего Поражаеву сделать открытие. У «Человека ниоткуда» непростая судьба, Рязанову пришлось его переделывать, но это интересный взгляд на то, как советский гражданин представлял сам себя.
Авантюрная комедия Вениамина Дормана – кладезь ярких актерских работ. Тут и неотразимая пройдоха-спекулянтка Фаина Раневская, и неунывающая студентка Надежда Румянцева, и обворожительная содержанка Нинель Мышкова. Но Яковлев не теряется среди именитых коллег: наоборот, он – дирижер этого оркестра лицедеев, каждый из которых притворяется кем-то другим. «Легкая жизнь» – это история предприимчивого дельца Александра Бочкина, который когда-то променял судьбу химика-первопроходца на спокойное и сытое место в Москве. Теперь он заведует химчисткой и ведет подпольный бизнес на пару с харизматичной Маргаритой Ивановной (Раневская), за дополнительную плату удаляя загрязнения на одежде требовательных клиентов.
Однажды в размеренную жизнь Александра вторгается однокурсник Лебедев. Когда-то он уехал на Север вместо ленивого Бочкина и теперь стал главным инженером. Бочкину стыдно признаться другу, чем он занимается, поэтому он просит Маргариту Ивановну и бойкую сестру Галю (Румянцева) подыграть ему. Чем дольше длится спектакль, тем абсурднее становится положение героев. В «Легкой жизни» все персонажи носят маски, но главный лицедей тут – Бочкин, который превратил ложь в профессию.
В фильме Дормана Яковлев впервые примеряет амплуа обходительного проныры, которое принесет ему славу в «Иване Васильевиче», и делает это блистательно. Его Бочкин – делец и ловелас, который может найти подход к любому человеку. Яковлев выворачивает свое обаяние наизнанку: он и противный, и милый, и уязвимый одновременно. Удивительно, как у высоченного (почти 1,9 м) плечистого актера получается выглядеть слабым и заискивающим, даже когда он рядом с крохотной (1,5 м) Надеждой Румянцевой.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…