Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > «Пятый элемент»: Тренды, которые актуальны 25 лет спустя

«Пятый элемент»: Тренды, которые актуальны 25 лет спустя

5 мая 2022 /
«Пятый элемент»: Тренды, которые актуальны 25 лет спустя
Фото: Alamy/ТАСС

Пересматриваем один из ярчайших блокбастеров 1990-х и вдохновляемся образами Жан-Поля Готье.

7 мая 1997-го гости Каннского кинофестиваля впервые увидели «Пятый элемент» – новый фильм Люка Бессона, который он мечтал снять долгие годы. Так сильно мечтал, что сначала создал драму «Леон» (1994), дабы заработать на свой фантастический блокбастер. «Леон» в итоге занял собственную нишу в истории кинематографа, а также проложил «Пятому элементу» путь прямиком к звездам. Хотя историю-то, пожалуй, все уже знают. Поэтому сегодня мы вспоминаем костюмы Жан-Поля Готье, разработанные специально для фильма, и вдохновляемся на создание образа для вечеринки.

Жан-Поль Готье

«Я хотел лучшего, и это был Жан-Поль», – Люк Бессон.

Что ж, неудивительно: Готье, он же enfant terrible мира моды, уже обзавелся громким именем к моменту, когда Бессон взялся за фильм. Но и сам Жан-Поль вдохновился предыдущими проектами Люка – «Подземкой» (1985) и «Голубой бездной» (1988), а потому сотрудничество двух мастеров было вопросом времени. Но если история Бессона, равно как и «Пятого элемента», многим известна, то влияние Готье на шедевр и поп-культуру в целом очевидно не для всех.

В 24 года Жан-Поль запустил свой именной бренд и показал первую коллекцию Jean Paul Gaultier. В 32 представил на подиуме платья с конусообразными чашечками. В 38 одел Мадонну для ее тура Blond Ambition World Tour, а к 50 стал креативным директором Hermès. Помимо Мадонны, Жан-Поль работал с Бейонсе, Рианной, Мэрилином Мэнсоном и даже Бьорк. При этом вдохновение мастер черпал буквально во всем – от тельняшек до мусора.

24 апреля 2022 года маэстро исполнилось 70. В 2019-м он выпустил собственный мюзикл Fashion Freak Show. А в 2020-м навсегда покинул подиум, посчитав затраты на высокую моду нецелесообразными… Но мир моды он не покинет никогда.

«Слишком много одежды убивает моду», – пояснил он свой уход в интервью Business of Fashion.

Жан-Поль любит кино, и оно отвечает ему взаимностью. Дизайнер не только создавал костюмы для легендарных фильмов «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989) Гринуэя и «Кика» (1993) Альмодовара, но и сам появлялся на экране. Более того, в 2012 году Готье включили в состав жюри Каннского фестиваля, что стало очередным признанием его вклада в кинематограф.

Цифры

В XXIII веке разворачиваются события картины.

400 страниц было в первом варианте сценария Бессона.

С 15 лет Люк лелеял идею снять «Пятый элемент».

В 1992 году Принс отказался от предложения Готье сыграть в фильме Бессона (об этом позже).

$100 млн – бюджет «Пятого элемента», в который никто не хотел вкладываться.

$90 млн выделили на производство: на тот момент это был самый дорогой фильм в истории европейского кино.

300 претенденток на роль Лилу отсмотрел Люк Бессон. Среди них была Элизабет Беркли, но подмоченная фильмом «Шоугерлз» (1995) репутация помешала актрисе получить роль. В итоге Бессон склонился к кандидатуре Джулии Робертс, но сыграла Лилу Милла Йовович.

400 слов и фраз «божественного языка» придумали Бессон и Йовович для Лилу.

540 техников участвовали в работе над фильмом.

$5000 стоил один пиджак Gaultier на момент начала съемок.

5000 эскизов с костюмами было подготовлено.

900 костюмов в итоге было сшито – буквально для каждого актера, который хоть на секунду появлялся в кадре.

Более $263 млн заработал «Пятый элемент» в мировом прокате.

Руби Род

Кадр из фильма
Фото: Mary Evans/ТАСС

Первым, кому предложили роль, был певец Принс: Бессон видел его в образе эпатажного ведущего Руби Рода. В 1992 году музыкант приехал в Париж с туром, но вместо того, чтобы лично побеседовать с поп-иконой, Люк отправил на встречу Готье. Не учитывая, что тот вообще не говорил по-английски. Принса не убедил ни Жан-Поль, ни стопка его потрясающих эскизов.

«Я показал ему свои рисунки, но он не сказал ни слова. У меня была идея для действительно забавного костюма с сеткой, через которую проходили бы длинные волосы, и я сделал две версии – спереди и сзади, – рассказывал впоследствии Готье. – Так что когда я объяснял Принсу на смеси ломаного английского и французского, это звучало как «там будет много воздуха, очень-очень много воздуха, спина сделана из атласа и сзади будет очень большой искусственный зад».

Произнеся слова «искусственный зад», что на французском звучит как faux cul, а для англоговорящего Принса – как fuck you, Готье еще и шлепнул себя по ягодице. После этого певец позвал охрану и ретировался. В итоге роль Руби исполнил Крис Такер, и уж его-то не смутил ни один из нарядов, предложенных дизайнером. На самом деле он был просто в восторге. И образ героя в обтягивающих комбинезонах без выпирающей маскулинности на много лет опередил свое время.

Но вернемся в наши дни: леопардовый принт, да и вообще любой анималистичный принт – от зебры до тигра, – действительно яркое решение для любого сезона. Конечно, обращаться с ним стоит аккуратно: идеально, если принт «оживит» аксессуары или головные уборы. Однако если вы планируете вечеринку, леопардовый принт нестандартного цвета – лучший способ обратить на себя внимание.

Если же вы предпочитаете монохром, стоит присмотреться к форме, а не к цвету: облегающие комбинезоны, которые могут заменить вторую кожу, а порой и вечернее платье, подчеркивают фигуру и экономят время на сборы. Комбинезон можно использовать в качестве базы: стоит дополнить его простой рубашкой или платьем с рюшами – и яркий образ на все случаи жизни готов.

Лилу

Кадр из фильма
Фото: Alamy/ТАСС

Создавая легендарный костюм Лилу из белых полос ткани, Готье вдохновлялся картиной «Сломанная колонна» (1944) Фриды Кало. На самом деле творчество художницы вдохновило дизайнера не на одну вещь, а на полноценную коллекцию: в 1998 году он представил весенне-летнюю капсулу из 19 платьев, вдохновленных Мексикой в целом и Фридой в частности. Готье такой не один: работы Кало повлияли на многих дизайнеров 1980–1990-х – от Александра МакКуина до Карла Лагерфельда.

Кстати, Лилу до начала съемок никому не показывали, так что ее первое появление на площадке в костюме, придуманном Готье, повергло съемочную группу в шок.

«Все видели меня впервые. Так что наступила тишина, и это было действительно странно: когда 200 людей вокруг просто смотрят на тебя и молчат», – рассказывала Йовович про свой первый съемочный день.

Прическа Лилу – отдельная история: сейчас ее рыжие локоны кажутся классикой, хотя в свое время совершили революцию.

«Это была идея Люка сделать Миллу рыжеволосой, не моя, – поделился как-то Готье. – Кстати, костюм Лилу был создан практически в последний момент. Забавно, что именно его все запомнили».

Кадр из фильма
Фото: Alamy/ТАСС

Как бы то ни было, эти белые полоски мгновенно стали культовыми, а образ воскресшей спасительницы мира уже никак не связывают с болезненной картиной Фриды. Этот «голый костюм» обрел собственную жизнь: его регулярно используют для костюмированных вечеринок. Да и поразительные оранжевые подтяжки с белым кроп-топом в рубчик и золотыми легинсами достойны подражания.

Круг замкнулся, когда в 1998-м Александр МакКуин представил коллекцию-кроссовер, объединяющую игривые образы «Пятого элемента» и научно-фантастический нуар «Бегущий по лезвию» (1982). Также фильмом в разное время вдохновлялись бренды DKNY, Moschino, Jeremy Scott и Pam Hogg.

Оба костюма Лилу как нельзя лучше иллюстрируют модный тренд нового сезона. Разрезы – отличный вариант и для летней одежды, и для мероприятия. Это прекрасный способ раздеться, не раздеваясь, что вполне успешно продемонстрировали Сиенна Миллер и Зои Кравиц на вечеринке после вручения «Оскара-2022». Далеко ходить не надо: в коллекциях весна-лето – 2022 дизайнеры Burberry, Valentino, Ottolinger, Balmain и Stella McCartney демонстрируют разного рода вырезы на любой вкус – от аккуратных овальных до широких треугольных. Открыты спины, талии, бока и даже тазобедренные суставы. И это уже не намек, а громогласное заявление: лето близко!

Второй тренд – почти кислотный оранжевый: цвет волос и подтяжки Лилу повторить будет сложно, зато разнообразные аксессуары, обувь и даже тренч найдутся без проблем. И наверняка впишутся в любой гардероб, как, впрочем, и белая микрофутболка или дискошик в виде золотых легинсов.

И другие

Кадр из фильма
Фото: Mary Evans/ТАСС

Если вариант Лилу для вас слишком откровенный, стоит присмотреться к костюмам стюардесс: яркий цвет, вырез на груди вместо декольте и чашечки своеобразной формы. И конечно, мини, которое, кажется, с тех же 1990-х и ждет своего часа. Если говорить про тренды, то снова 100% попадание.

Потому что последствия ковидного периода постепенно уходят в прошлое, а комфорт перестает играть главную роль – на смену мягким силуэтам и удобной трикотажной одежде приходят корсеты, мини, разрезы и вырезы, умопомрачительные цвета и все, что может привлечь внимание и поднять настроение. Сидеть дома необязательно и больше не хочется, а значит, пора устраивать вечеринки, много гулять и выражать самоощущение через яркую и смелую одежду.

Кадр из фильма
Фото: Alamy/ТАСС

Подражать злодею можно, если это стильный злодей. Как правило, фанаты фильма повторяют костюм Зорга с классическим жилетом и рубашкой из переливающейся ткани. Но если речь не о вечеринке, от подобного «перламутрового» варианта лучше отказаться. Тем более что Зорг – эдакий «комичный негодяй с изюминкой». Вместо прямого цитирования стоит научиться у него сочетать несочетаемое: неоновый и черный цвета, классику и футуризм и так далее. Или, напротив, отказаться от классики, отыскать яркий бомбер из термохромной ткани и менять цвет по настроению, как хамелеон.

Каноничного антагониста сыграл Гари Олдман – во второй раз после «Леона», где, однако, был принципиально иной стиль. И кто бы мог подумать, что актер не любит «Пятый элемент»! Оказалось, его роль – лишь одолжение приятелю.

«Я снимал кино [Не глотать, 1997], Люк Бессон был одним из продюсеров и с самого начала помогал мне с поиском финансирования… Он позвонил, сказал: «Ты нужен мне в фильме». Я не читал сценарий. Это была услуга» – так прокомментировал свою роль Олдман.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: