Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Производственный ад «Железного человека», или Почему Том Круз и Квентин Тарантино не верили в успех супергероики

Производственный ад «Железного человека», или Почему Том Круз и Квентин Тарантино не верили в успех супергероики

3 мая 2023 /
Производственный ад «Железного человека», или Почему Том Круз и Квентин Тарантино не верили в успех супергероики

История создания, возможно, самого важного фильма для мира современных супергеройских блокбастеров.

15 лет назад на широкие экраны вышел фильм, навсегда изменивший подход к созданию не только картин по комиксам, но и блокбастеров в целом, – «Железный человек». Он перезапустил карьеру Роберта Дауни-младшего, превратил супергероику в успешную многомиллиардную франшизу и ощутимо повлиял на развитие мирового кинематографа в следующем десятилетии.

Однако у киноверсии Тони Старка могла быть совершенно другая судьба. Например, гения-миллиардера чуть не сыграл Том Круз, а в списке потенциальных режиссеров ленты в свое время оказался Квентин Тарантино. «КиноРепортер» рассказывает о трех неудавшихся попытках голливудских студий перенести историю Железного человека на большой экран.

Кадр из фильма «Железный человек»
Кадр из фильма «Железный человек»

Изначально режиссером фильма должен был стать Стюарт Гордон, который уже запомнился аудитории своими хоррорами «Реаниматор», «Извне» и «Куклы». Дополнить видение мастера ужасов поручили Эдварду Ноймайеру, ранее написавшему сценарий к первому «Робокопу». Студия позиционировала «Железного человека» как мрачный и экспериментальный проект с небольшим бюджетом. В центр сюжета авторы поместили пожилого Тони Старка, ведущего затворнический образ жизни в своем пентхаусе в Лас-Вегасе. Это была явная аллюзия на предпринимателя и инженера Говарда Хьюза, о котором Мартин Скорсезе чуть позже расскажет в «Авиаторе» (2004).

Первый акт фильма показывал некую глобальную катастрофу, которая бы и сподвигла Старка сдуть пыль со старой брони и вернуться на супергеройскую службу спустя 20 лет после ухода на пенсию. И это вся информация о проекте, дошедшая до наших дней. Мы не знаем ни с кем бы сражался Тони, ни того, кто бы мог сыграть старика-супергероя, ни причины, почему проект так и не вышел из стадии препродакшена. Возможно, Universal не верила в потенциал кинокомиксов или идеи Гордона и Ноймайера не устраивали руководство студии. Так или иначе, спустя шесть лет после покупки компания продала права на Железного человека другому гиганту – 20th Century Fox.

Кадр из фильма «Робокоп» (1987)
Кадр из фильма «Робокоп» (1987)

Студия не хотела тянуть с экранизацией комиксов – вскоре после завершения сделки над историей картины начали работать Джефф Винтар (в дальнейшем он напишет сценарий для «Последней фантазии» и «Я, робот») и Стэн Ли. Авторы собирались построить сюжет вокруг вооружений Старка времен холодной войны. В частности, медицинского костюма инженера, предназначенного для оказания помощи раненым в полевых условиях, который в дальнейшем был переоборудован для военных целей. В ранней версии сценария также фигурировал злодей МОДОК, добравшийся до широких экранов только в этом году в ленте «Человек-муравей и Оса: Квантомания».

Ролью Тони Старка интересовался Николас Кейдж, большой поклонник комиксов. Актер, позаимствовавший фамилию у персонажа Marvel Люка Кейджа, покупал раритетные экземпляры супергеройских историй за огромные деньги и какое-то время был даже прикреплен к фильму Тима Бертона «Супермен жив» (сохранились фотографии звезды в костюме Человека из стали). Но фаворитом 20th Century Fox долгое время оставался Том Круз. Ходили слухи, что роль Пеппер Поттс, возлюбленной Тони Старка, предназначалась Николь Кидман, которая на тот момент была замужем за актером.

Круз прокомментировал проект о Железном человеке лишь в начале нулевых. Он подтвердил, что к нему действительно обращались с подобным предложением (артист не уточнил, кто именно это был), но из-за специфики своей работы над фильмами ему пришлось отказаться. Проще говоря, Круз хотел больше творческого контроля.

«Да, однажды они пришли ко мне. Но если я что-то делаю, я хочу все осуществить как надо. Это должно быть сделано так, чтобы я знал: выйдет нечто особенное. Когда начала складываться общая картина, мне не показалось, что затея сработает. Мне нужно иметь возможность принимать решения и создавать настолько великое кино, насколько это реально. Тогда же все сложилось иначе», – объяснил Круз.

Том Круз

Однако вернемся к 20th Century Fox, которой, как и Universal, не везло с производством. В течение пары-тройки лет проект находился в подвешенном состоянии, пока в 1999 году за доработку сюжета не взялся сценарист бондовского «Золотого глаза» Джефри Кейн. Правда, работе над экранизацией это не сильно помогло. В определенный момент студия даже обратилась за помощью к Квентину Тарантино, но переговоры с ним ни к чему не привели. Компания оказалась в тупике и в декабре 1999 года пошла по стопам Universal.

На стыке веков новым домом Железного человека стала студия New Line Cinema. Написать очередную версию сценария доверили Теду Эллиоту и Терри Россио, вместе работавшим над диснеевским «Аладдином» и «Годзиллой». Дуэт хотел показать экзистенциального Тони Старка, жившего «в сером мире, в котором деньги и личность героя изолировали бы его от общества». Но через несколько месяцев оба автора покинули проект, и сценарий отправился в мусорное ведро. Новой историей занялся Тим МакКэнлис («Стальной гигант»).

И его финальная идея оказалась очень похожа на то, что мир в итоге увидит в 2008 году: корпоративные интриги в Stark Industries, кража технологий Тони Старка и даже камео Ника Фьюри. К 2002-му сценарий был готов, а вот режиссера до сих пор не нашли. New Line Cinema начала переговоры с автором «Баффи» и «Светлячка» Джоссом Уидоном, однако безрезультатно. Производственный ад продлился еще два года. Студия опять поменяла сценариста и нашла нового постановщика. Режиссерское кресло должен был занять Ник Кассаветис, только выпустивший знаменитый «Дневник памяти». Переписать историю поручили Альфреду Гофу и Майлзу Миллару, создавшим культовый сериал «Тайны Смолвиля» про юность Супермена.

Кадр из сериала «Тайны Смолвиля»
Кадр из сериала «Тайны Смолвиля»

Ключевой темой экранизации должен был стать конфликт отцов и детей – сценаристы сделали главным злодеем Говарда Старка, отца Тони, который взял бы себе имя «Воитель» (тот самый напарник Железного человека в кинематографической вселенной Marvel). Однако сделка с Кассаветисом сорвалась, и сценарий так и остался пылиться на полках студии. Не придумав ничего нового, New Line Cinema в 2005 году продала права на Старка Marvel Studios.

И вот спустя 15 лет Железный человек перешел в руки людей, которые точно знали, как перенести на большой экран историю миллиардера-супергероя, – Джона Фавро и Кевина Файги. Вспоминая первые шаги в работе над лентой, творцы согласились, что тогда, в середине нулевых, они шли ва-банк: либо зрителям понравится их видение жанра как фанатов комиксов, либо вся затея обернется провалом.

Итог этой истории мы прекрасно знаем. Фавро благодаря собственному энтузиазму, творческой свободе и выбору Роберта Дауни-мл. на роль Тони Старка снимет один из лучших супергеройских сольников всех времен. А Файги в дальнейшем станет архитектором киновселенной таких масштабов, каких мир еще не видел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: