Криминальные репортеры – отдельная каста киногероев. Они часто оказываются в самой гуще событий (как правило, по собственной воле) и получают информацию из первых рук. Что и говорить, если на информационной передовой частенько бывают даже супергерои вроде Питера Паркера и Эдди Брока? К выходу сериала Майкла Манна «Полиция Токио», где Энсел Элгорт сыграл молодого американца, который приезжает в Японию, становится криминальным репортером и в конце концов сталкивается с боссом якудза, «КиноРепортер» собрал еще несколько героев, которые не просто знают, как попасть в переплет и выбраться из него, но и буквально живут за счет этого знания.
Пожалуй, самый радикальный пример криминального репортера. Дэн Гилрой снял мрачную и гипнотическую историю о человеке, который внезапно обретает смысл жизни в игре со смертью, которая хорошо оплачивается. Как поется в одной песне, никакая цивилизация не способна скрыть животных импульсов – Луис Блум (магнетический Джейк Джилленхол, в равной мере обольстительный и отталкивающий) быстро взбирается на самую вершину пищевой цепи, однако и падает с нее столь же стремительно.
Резкие реплики и столь же предельный, на острие реализм, крупный план, никакого смещения фокуса, никаких принципов. В определенном смысле это шедевр в компактной и на первый взгляд неприметной упаковке. Но обманываться не стоит.
Дэвид Финчер, как известно, знает толк в маргинальной изнанке общества. Хронические алкоголики, психически неустойчивые персонажи, маньяки – галерея столь красочная, сколь и мрачная. На рассказах об убийцах режиссер в свое время сделал себе имя. В «Зодиаке», вдохновленном реальными событиями, скрупулезное расследование наравне с полицией ведут журналисты – именно в редакцию San Francisco Chronicle приходит зашифрованное письмо от преступника, терроризирующего Северную Калифорнию.
Репортер Пол Эйвери (Роберт Дауни-младший) и карикатурист Роберт Грейсмит (все тот же Джейк Джилленхол) ломают голову над шифром. Попытки, согласно официальной версии, были бесплодными, но отчаянные попытки героев добраться до истины приводят к тому, что Эйвери пришлось добровольно отказаться от карьеры, а после получения личной открытки от Зодиака и вовсе постоянно носить с собой оружие. Грейсмиту одержимость стоила семьи – супруга развелась с ним, поняв, что дети растут в совсем уж нездоровой обстановке. Правда, последний прославился, написав книгу, по которой Финчер и снял один из лучших своих фильмов.
В целом неудивительно, что убийцу и людоеда Ганнибала, ставшего поп-культурным феноменом, придумал бывший криминальный репортер. Томас Харрис еще в студенческие годы работал «по следам полицейских патрулей», а после переезда в Нью-Йорк и вовсе погрузился в глубинные слои преступности. Возможно, именно близкое знакомство с миром криминала и людьми, пытающимися пролить на него свет, заставило писателя создать Фредди Лаундса – журналиста скандального таблоида, которого собственные неуемные амбиции привели к бесславному концу.
Насолить, впрочем, герой успел не только серийному убийце Фрэнсису Долархайду, которого он нарек Зубной феей, чем порядком разозлил, но и протагонисту Уиллу Грэму. В сериале Брайана Фуллера роль Лаундса не только претерпела гендерный разворот на 180 градусов, но и заметно расширилась – обожающая броские вещи рыжеволосая красотка Фредди часто двигает сюжет вперед и при этом является прекрасной иллюстрацией того, кто в этой истории на самом деле является хищником, а не притворяется им.
Многосерийный психологический триллер «Острые предметы» рассказывает об эмоционально нестабильной журналистке Камилле Прикер (Эми Адамс), которую начальство отправляет в родной город, чтобы подробно осветить убийства двух молодых девушек. Возвращение домой безрадостно: сводная сестра в самом расцвете пубертата ревнует и явно скрывает собственные секреты, в воздухе витает призрак средней сводной сестры, умершей от непонятной болезни много лет назад, а отношения с матерью, которые крайне негативно повлияли на состояние Камиллы, только ухудшаются. Местные тоже не в восторге от гостьи, а потому Прикер часто прикладывается к бутылке, заводит интрижку с заезжим полицейским, едва не погибает и… в конце концов открывает для себя шокирующую правду.
Один из первых проектов платформы Kion – с калининградским колоритом, качественным визуалом и лихо закрученной интригой. Первые серии «Косы» – пример того, как выглядел бы ребенок «Ганнибала», «Менталиста» и «Настоящего детектива». Затем действие выравнивается, и на первый план выходят герои, которые могут похвастаться индивидуальным набором личностных характеристик (пусть и при довольно стандартном для жанра наборе психологических проблем). Один из них – журналист Роман Рахманов (Александр Горбатов), который в 1990-е писал о преступнике, убивающем молодых женщин с помощью косы. Похожий маньяк объявляется на анклаве в наши дни – за ним и ведется охота.
Роман – человек, пресытившийся столичной жизнью, своенравный, если не сказать истеричный. На «дело» он идет, чтобы вернуть себе статус телезвезды: когда-то давно Жнец выходил с ним на прямую связь, но «многообещающее» знакомство (оцените степень цинизма) обернулось разбитыми надеждами и так и не написанной книгой. Так что за вторую попытку он готов цепляться зубами – тем более что личных мотивов у Рахманова тоже хватает.
Шведы любят неторопливые расследования – как в литературе, так и в кино. И представители СМИ в таких сюжетах часто играют не последнюю роль. В тетралогии «Миллениум» Микаэль Блумквист, чья специализация – экономические преступления, вечно оказывается в центре событий. В первом сезоне «Моста» неизвестный террорист связывается с журналистом Даниэлем Фербе. А в шведской серии про Аннику Бенгтзон преступников наряду с полицией ищет репортер криминальной хроники.
Следуя традициям скандинавского нуара, Анника предстает не только отважной женщиной и карьеристкой, которая не боится погружаться в глубины преступного мира, но и человеком с «деструктивной чертой внутри», к тому же усиленной внешними обстоятельствами (например, первый муж Бенгтзон так сильно избил ее, что она была вынуждена убить его в порядке самообороны). Попадает героиня и в другие передряги. И их так много, что в нулевых вышла дилогия с Хеленой Бергстрем, а в начале десятых – целая серия фильмов с Малин Крепен, включая «Прайм-тайм», «Последнее завещание Нобеля» и «Студию секса».
Норвежцы тоже знают толк в нуаре и при этом не стесняются заигрывать с заокеанскими мотивами. Первые серии «Детектива Вистинга», например, посвящены поискам маньяка, орудующего на местных землях с середины 1990-х. За поимку мерзавца берется местный следователь (Свен Нордин). А в качестве поддержки ему присылают агентов ФБР (их, к слову, играют Ричи Кэмпбелл и Кэри-Энн Мосс). Одновременно маньяка выслеживает дочь следователя Лина (Теа Грин Лундберг), которая лишилась возможности пойти по отцовским стопам из-за проблем с наркотиками.
До мест преступлений она все равно добирается – благодаря журналистской корочке. А вот родственными связями Лина скорее злоупотребляет, что приводит к вполне закономерным последствиям. Отец, впрочем, тоже хорош – будучи ослепленным злостью, он в какой-то момент упускает важную улику, которая ведет к разгадке. И, разумеется, ставит его чересчур независимую и самостоятельную дочь под угрозу. Но поистине голливудской сценой спасения не обходится – линия прерывается на середине первого сезона (из двух), так что в сети обмана и отговорок отцу с наследницей приходится побыть подольше.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…