Летом 1942 года партизан Николай Киселев получает от командования предложение возглавить стратегически важную операцию. А именно – вывести через леса за линию фронта многочисленную группу евреев. Он сначала вежливо отказывается, потому что миссия видится ему заведомо самоубийственной. Но тут же предложение переквалифицируется в приказ, и он соглашается.
Конечно же, Николай Киселев героически справился, но подвиг его на долгие годы был забыт. И вспомнили о нем лишь в середине нулевых. В 2005-м Киселеву посмертно присвоили звание Праведника народов мира. Чуть позже вышел документальный фильм «Список Киселева». А о том, чтобы также игровую ленту создать, всерьез заговорили ближе к концу прошлого десятилетия. В 2017-м Анна Матисон заявлялась на питчинг Фонда кино с проектом картины «Большая земля», где роль Киселева должен был исполнить Сергей Безруков, но что-то у них не заладилось. Еще имелся проект поскромнее, под названием «Моисей Коля», и вроде даже отсняли его, но потом он куда-то бесследно пропал.
В итоге честь первым донести историю Николая Киселева до массового зрителя выпала Сергею Урсуляку, поставившему по сценарию Геннадия Островского (сериал «Волк») фильм «Праведник». В котором история эта подается посредством напрашивающейся аллюзии. Николай Киселев (Александр Яценко) – как бы Моисей, только советский. И водит евреев не по пустыне, а по лесу. И преследует их не фараон, а немецкий офицер. И вместо расступающихся вод Красного моря – взрывающийся (не сам по себе, конечно, но все равно) танк на мосту через речку. А вместо Аарона – карточный шулер и бывший уголовник по кличке Ферзь (Евгений Ткачук). Разве что никаких скрижалей с заповедями не предполагается. Не считая вежливой просьбы вести себя потише и по возможности отказаться на время от строгого соблюдения кашрута и отправления шумных обрядов.
На экране евреи скитаются не сорок лет, а около двух с половиной часов. Что по меркам полнометражного кино все равно довольно долго. Особенно с учетом того, что магистральная линия в силу объективных причин предсказуема и прямолинейна. Поэтому в нагрузку к ней предусмотрены различные подсюжеты в широком ассортименте, от маленьких и не столь значительных до крупных и важных. Которые, в свою очередь, подчас меж собой затейливо переплетены.
Есть, например, один в жанре романтической комедии. Начинается он с того, что бывший уголовник Ферзь пытается насильно приласкать симпатичную еврейскую девушку (Мария Золотухина, внучка Валерия Золотухина), а заканчивается все свадьбой. В другом присутствует упомянутый немецкий офицер, он же главный злодей, по совместительству фотограф-любитель. Сыграл его актер по имени Дитмар Кениг, у которого прежде заметных ролей не было, что, несомненно, является громадным упущением для мирового кинематографа. Поскольку Дитмар Кениг чертовски крут, так и пышет негодяйской харизмой, словно Кристоф Вальц пополам с Клаусом Кински. Любую сцену крадет и обращает в чистое золото. Жаль только, что не так уж часто появляется.
Кроме того, отдельный подсюжет разворачивается в 2005 году в Израиле, где Николаю Киселеву собираются дать почетное звание. Но перед тем требуется установить все обстоятельства произошедшего 60 с лишним лет назад, и непосредственный участник тех событий должен соответствующие показания дать. Однако тот на Киселева, давным-давно покойного, до сих пор за что-то в обиде. И это как бы продолжение еще одного подсюжета, в котором фигурируют еврейский юноша (Марк Эйдельштейн) с младшей сестрой, Константин Хабенский и Чулпан Хаматова в роли его родителей, старинная золотая астролябия в роли семейной реликвии, снова тот самый злодей-нацист и страдающая от внутреннего конфликта предательница.
Не слишком ли много уже подсюжетов и персонажей? Пожалуй, многовато, даже для солидного хронометража в два с половиной часа. Притом что их вообще-то гораздо больше, чем вы думаете. Есть ведь и герой Сергея Маковецкого, призванный разряжать время от времени обстановку шутками. И упитанный еврей Шломо (не спрашивайте, откуда в лесах Белоруссии в 1942 году взялся упитанный еврей), который, наоборот, призван душу зрителя в клочья рвать. И пожилая межнациональная супружеская пара, состоящая из еврея и немки. И самого Николая Киселева романтическим интересом не обделили. И так далее, и тому подобное.
Короче, трудно не заподозрить в «Праведнике» тщательно замаскированный телевизионный сериал для федерального канала, который перемонтировали для показа в кинотеатрах, вырезав немало материала. Из-за чего все линии проложены пунктиром. Они то пропадают куда-то, то снова неожиданно всплывают, когда вы о них уже успеваете забыть, и отдельные ключевые моменты остаются за кадром. Как следствие, внушительная часть фильма представляет собой череду сцен, которые можно было бы в произвольном порядке перетасовать, и ничего бы существенно не поменялось.
При этом оно не то чтобы сильно чему-то мешает. В худшем случае немного сбивает с толку. Например, когда в израильском флэшфорварде центральный персонаж вдруг ни с того ни с сего выдает анекдот про какого-то Перчика (опять же, не спрашивайте). Но в целом все достаточно понятно, и нужные посылы сформулированы четко. Вот мы глазами Николая Киселева – то есть глазами Александра Яценко, пронзительными и вызывающими безоговорочное доверие, – наблюдаем чудесную картинку: солнце пробивается сквозь деревья, птички поют, евреи мирно молятся, и тут же рядышком партизан-мусульманин совершает намаз. Полная интернациональная межконфессиональная идиллия. Как-то так и должно быть всегда и везде, будто говорит нам Сергей Урсуляк.
В той же манере, обезоруживающе простой и доступной, Урсуляк постулирует и иные максимы. О том, что память поколений следует хранить и чтить, данное слово – держать, обиды – прощать, ближнему – помогать, чужие традиции – уважать, а юридические документы – составлять предельно подробно. Соответственно, было бы нелепо требовать от фильма, оперирующего подобными категориями – абсолютными, не допускающими полутонов – чего-то сложного и неоднозначного. Чрезмерная перенаселенность тоже не должна смущать: все, что идет в нагрузку к смыслообразующему ядру библейской аллюзии, изложено пускай и отрывками подчас, но вполне членораздельно. И от главного не отвлекает.
А главное – это тот факт, что благодаря фильму «Праведник» официальная мифология Великой Отечественной войны обретает еще одного героя и еще одно имя. Чего мифологии всегда не хватает – новых Девятаевых, Печерских, Космодемьянских. По крайней мере, героев и имен никогда не бывает много. Так, через рассказывание историй о них, память поколений и сохраняется. Впрочем, рассказывать тоже можно по-разному, и если делать это неправильно, существует риск достичь противоположного эффекта. Но лучше все-таки пробовать, чем вовсе не делать.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…