«Последний срок» Сергея Пускепалиса | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Театр > «Последний срок» Сергея Пускепалиса

«Последний срок» Сергея Пускепалиса

16 мая 2019 / Эвелина Гурецкая
«Последний срок» Сергея Пускепалиса

Спектакль «Последний срок» по повести Валентина Распутина стал первой постановкой режиссера Сергея Пускепалиса на сцене МХАТ имени Горького, политику которого ему сотоварищи предстоит определять в ближайшие годы.

Еще до начала репетиций, в интервью КиноРепортеру Сергей Пускепалис рассказал, почему именно это произведение знаменитого русского писателя он выбрал для своей первой постановки: «Я берусь за постановки, если автор меня не отпускает, хочу поделиться этим со зрителями. Мне эта история давно греет сердце, и сам Распутин считал „Последний срок“ своей главной книгой. Ее тематика- это преемственность, тонкая грань между пониманием истины и истиной как таковой. У многих это понимание истины приходит в момент, когда человек стоит перед Вечностью, перед подведением главных итогов своей жизни». 

В этой повести Валентин Распутин поднимает проблему, которая особенно острой стала в наше время практически во всем мире — распад семейных отношений, родственных связей. Но для нашей страны с ее традиционным общинным укладом жизни эта проблема особенно болезненна. А писатель со свойственной всякому таланту прозорливостью увидел ее истоки еще полвека назад. Тогда, в 70-е годы прошлого века, начался массовый исход деревенских жителей в города. В иной среде менялся не только образ жизни, изменялись понятия морали и нравственности. «Распалась связь времен…» Увеличивается разрыв между поколениями, каждый отдельный человек становится все более одиноким и лишенным смысла жизни. Все это писатель Распутин смог передать в своей небольшой повести, а режиссер Пускепалис своей постановкой сумел донести эти мысли до зрителей. Вдумчивым, неторопливым проникновенным получился у режиссера Пускепалиса его спектакль «Последний срок».

По сюжету, к матери, находящейся на смертном одре, приехали ее дети, которые давно с ней не живут и редко навещают. Когда они начинают готовиться к поминкам, мать неожиданно приходит в себя с верой, что ей не просто так дан этот «последний срок». Она может перед концом повидать своих детей, а главное — любимицу Танчору, младшую дочку, которая после своего отъезда никогда еще к ней не наведывалась. Но дети приехали просто исполнить свой долг, похоронить мать. И неожиданное возвращение к жизни старухи Анны, которую они застали в беспамятстве, приводит их в явное замешательство. Как бы ни старался каждый из ее четверых детей изобразить радость от возвращения матери к жизни, в душе они, похоже, вовсе этому не рады. Как быть теперь? Ждать ее кончины? Но неизвестно, как долго придется ждать. А у каждого где-то там своя жизнь, к ней вернуться они и спешат. Потолкавшись в избе пару дней, практически не общаясь с матерью, трое прибывших издалека все-таки уезжают. А мать остается с теми, с кем доживала свой срок и до их приезда — с сыном Михаилом, его женой Надей и их маленькой дочкой. Трагедия ситуации в том и состоит, что ни один из ее детей так и не понял, ни разу не задумался, что ради последнего свидания с ними и вернулась к жизни их мать. Пусть и ненадолго. А у них в этом свидании, похоже, не было и надобности.

Самая содержательная часть постановки — это монологи старухи Анны. Ей сразу стало понятно, что дети ее живут если и не в разладе, то друг за друга вовсе не держатся. Они словно дальние родственники, встретившиеся у смертного одра матери, вечно чем-то занятые, куда-то спешащие. Но и такими она их принимает, никого не осуждая. Судит она только саму себя. В этой роли в спектакле Елена Коробейникова. Удивительно и невероятно перевоплощение актрисы, которой еще нет и сорока, в иссохшую 80-летнюю старуху. Она создала такой достоверный образ, нашла такую точную тональность, что ни разу не усомнишься, что перед тобой дышащая на ладан старуха. Правда, есть одно «но»: актриса говорит так, как и положено очень старой женщине — тихо, порой неразборчиво. В этом спектакле именно ее монологи невероятно важны, в них столько мудрости, житейской философии, понимания жизни… Но актриса на сцене без микрофона, и даже в середине партера ее слова порой с трудом разбираешь. Что уж говорить о дальних рядах огромного зала театра.

С микрофоном на сцене, по задумке режиссера, лишь один персонаж, рассказчица. Она начинает спектакль, порой произносит тексты «от автора» и даже появляется как видение смерти в воображении Анны, которая и со смертью ведет свои разговоры. Все занятые в спектакле артисты из мхатовской труппы и мхатовской школы: народный артист России Михаил Кабанов, заслуженные артистки Лидия Матасова и Ирина Фадина, Юрий Болохов, Надежда Маркина и другие, создавшие очень точные образы своих героев. Особенно ярким получился в спектакле образ Миронихи в исполнении Надежды Маркиной. Да и Сергей Габриэлян нашел точные интонации и жесты для образа своего героя Степана. Эпизодическая роль, а в памяти остается. По сюжету он наведался в баню к соседям, сыновьям Анны, которые закупили на поминки ящик водки, и чтоб добро не пропадало, стараются с ним поскорее расправиться. Эти полные юмор сцены с философскими монологами Степана внесли толику веселья в эту в общем-то довольно грустную историю.

Сколь тщательно подошли к постановке ее создатели можно судить по таким вот фактам: спектакль поставлен по инсценировке, написанной в 1970-е годы самим Распутиным, с небольшими добавлениями из текста повести. Чтобы достоверно передать деревенский говор, с актерами специально занимался педагог по постановке диалектной речи. Художник-постановщик Эдуард Гизатуллин воссоздал на сцене убранство типичной деревенской избы: большая русская печь, узкая железная кровать, деревянная горка с посудой, большой стол посередине, за которым собиралась когда-то вся большая семья. На авансцене в ряд — керосиновые фонари, без каких раньше в деревне не обходилась. И большие пологи, с потолка до пола, напоминающие лоскутные одеяла. Эдуард Гизатуллин сделал порядка полутора тысяч фотографий всех возможных типов ситца и его сочетаний. В результате и были созданы эти полотна, напоминающие лоскутное одеяло, которые заполняют значительное пространство сцены. Это и примета деревенской жизни, и олицетворение жизни как таковой: ведь она у всякого, как и старухи Анны, по сути как лоскутное одеяло.

Музыкальным сопровождением спектакля стало русское этническое хоровое пение. Что обычно бывает интересно после просмотра любого спектакля, так это «послевкусие». «Последний срок» режиссера Пускепалиса, вне всякого сомнения, еще долго будет всплывать в памяти и бередить душу.

Читайте также

Добро пожаловать в обычный мир: Рецензия на фильм «Мертвые не умирают» Кино
10 июля 2019

Добро пожаловать в обычный мир: Рецензия на фильм «Мертвые не умирают»

Вслед за вампирами Джим Джармуш взялся за зомби — еще одну извечную тему в массовой культуре.

Soviet да любовь: Рецензия на третий сезон сериала «Очень странные дела» Рецензии
8 июля 2019

Soviet да любовь: Рецензия на третий сезон сериала «Очень странные дела»

«КиноРепортер» — о плохих русских и подростковых влюбленностях в продолжении культового сериала.

Дерзость и молодость: Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома» Кино
4 июля 2019

Дерзость и молодость: Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»

Обманутые ожидания как главный двигатель сюжета.

Мутация современной культуры: Рецензия на фильм «Двойная жизнь» Кино
3 июля 2019

Мутация современной культуры: Рецензия на фильм «Двойная жизнь»

Мелодрама о тщете всего человеческого в бездушном мире цифровой реальности.