Порнография интересна не только с пользовательской точки зрения, но и как основа для игрового сюжета. Любое новое явление в этой индустрии находит отражение в сюжетах фильмов – например, вебкам-модели в Sheena667 (2019) или «Китобое» (2020). А порно-сюжеты становятся причиной массовых разборок – как в случае с прошлогодним победителем Берлинале «Безумное кино для взрослых» (2021). Но порой порнография в кино становится главным героем.
Вы думали, порноиндустрия – это только кино? А вот Ларри Флинт доказал обратное. Байопик о создателе журнала Hustler подробно рассказывает, как повлияло это явление на порно в частности и общество в целом. Мистер Флинт буквально изменил мир: он хотел придумать журнал для продвижения бизнеса, а в итоге создал целую империю, которая включает, помимо порнобизнеса, казино, сеть секс-шопов, телеканал, а также несколько ночных и стрип-клубов.
Конечно, есть и другие биографические фильмы про акул порнобизнеса – как «Властелин любви» (2013) о жизни Пауля Раймонда или «Уондерлэнд» (2003) про Джона Холмса. Однако каноническими байопиками эти проекты не назовешь. То ли дело драма с Вуди Харрельсоном. Тут почти нет голых тел, зато есть Милош Форман в качестве режиссера и «Золотой медведь» Берлинале.
Дебютной работой Пола Томаса Андерсона стала «История Дирка Дигглера» (1988), короткометражка о вымышленной звезде порноиндустрии. А спустя почти 10 лет он воспроизвел облик Золотого века порно в фильме «Ночи в стиле буги» – именно эта лента принесла режиссеру мировую известность. Представьте: 1977-й, диско правит бал, секс считается безопасным, удовольствие превращено в бизнес – и этот бизнес расцветает. Молодой официант Эдди (Марк Уолберг) подается в порноиндустрию и становится суперзвездой, однако на этой вершине долго удержаться не может никто.
Но между взлетом и падением Дирка Дигглера пройдет много жарких ночей, которые благодаря Андерсону отражают все самые яркие моменты эпохи. Но, что еще важнее, лента напоминает о том, что люди из «кино для взрослых» оценивались на рубеже 1970-80-х как отдельный социальный класс и лишались многих привилегий – от получения кредита до шанса получить опеку над ребенком. В те времена карьера этих актеров заканчивалась быстро и печально.
Кажется, в этом мире больше нечему удивляться: до работы над фильмами Marvel и DC Джеймс Ганн со своими братьями Брайаном и Шоном снимали шуточный веб-сериал про порно. Один сезон, 8 серий по 4 минуты – и все это уморительная история о том, как все устроено в порнографии. Обо всем буквально, кроме собственно секса. Главные женские роли исполнили порноактрисы: на экране даже появилась знаменитая Саша Грэй. Кстати, позже она снялась в триллере «Открытые окна» (2014) продюсерской компании Элайджи Вуда, и это была полноценная роль на большом экране.
Пародия в веб-формате интересна не только как раннее творчество братьев Ганн. В начале 2000-х, когда Джеймса посетила идея создания PG Porn (оригинальное название проекта), веб-сериалов практически не было, так что это в некотором роде новаторский проект. Правда, по его стопам практически никто не пошел: из-за нецензурных ругательств и насилия у «Порно для всей семьи» все-таки есть возрастные ограничения. Так что русскоязычная локализация в некотором роде спорит с задумкой Ганна.
Не самый интересный и зажигательный байопик, однако он посвящен «Глубокой глотке» (1972) – фильму, который 50 лет назад изменил мир порнографии. Линда Лавлэйс была простой милой девушкой, однако в какой-то момент то ли оступилась, то ли оказалась в «плохих» отношениях. «Лавлэйс» рассказывает честно – по крайней мере, пытается – о том, что на самом деле стояло за триумфом Линды и ее последующим отказом от съемок в порно, а также принятием христианства и становлением как общественной активистки.
В 1970-е, когда порноиндустрия развивалась ударными темпами, никто не задавался вопросом об этичности съемочного процесса. На примере Линды в исполнении трогательной Аманды Сайфред мы видим, что девушки не были актрисами – они становились расходным материалом. И Лавлэйс жутко не повезло с окружением, когда она взлетела на вершину мира со своей «Глубокой глоткой». Отчасти именно ее плохой опыт повлиял на движение феминисток, которые в то время боролись за права по всем фронтам.
Сериал три сезона рассказывает о становлении и развитии порноиндустрии: ярко, с блеском и выстрелами, хорошим кастом (Джеймс Франко, Мэгги Джилленхол) и серьезным шоураннером (Дэвид Саймон в ответе за «Прослушку» и «Поколение убийц»). Глянцевый снаружи, гадкий изнутри бизнес по производству «фильмов для взрослых» разбирается здесь детально – и приводятся наглядные примеры, как порно спасало или рушило жизни в два счета.
Одним из главных героев «Двойки» стал Нью-Йорк – Двойкой называли Таймс-сквер в 1980-е. Знаменитая городская площадь прежде была «злачным» местом: там прогуливались уличные девочки, проводили время гангстеры, а братья Мартино держали бар, где проворачивали криминальные схемы. В центре сюжета – проститутка Кэнди (Джилленхол), которой удается уйти с улицы в дешевые фильмы 18+, а впоследствии стать продюсером порно. И через линию Кэнди мы получаем представление обо всех сторонах этой индустрии.
Хоррор Netflix выглядит как классическое би-муви: маленький бюджет, малоизвестная актриса, трэш-сюжет. Однако проблема поднимается весьма насущная: кража личности (личных данных, если угодно) и гонка за популярностью. В некоторых рецензиях фильм называли «эпизодом «Черного зеркала». Что ж, Мадлен Брюэр и там успела сняться, и в другой истории об альтернативном будущем («Рассказ служанки»), хотя далеко за пределы независимых проектов пока так и не вышла.
В случае с «Веб-камерой» удивляет не только электронный двойник, чье существование само по себе наводит жуть. Сама главная героиня Элис не гнушается запрещенных приемов в реальной жизни и при работе перед камерой. Она готова перерезать себе горло – понарошку, конечно, но слишком уж реалистично. Может побаловаться с пистолетом. И всякий раз инициатива исходит не от актрисы, а от ее «преданных фанатов». Это они просят ее выкинуть тот или иной опасный фокус, а потом еще и недовольны, если было недостаточно драмы. Так что потеря личности в пользу интернет-двойника – это еще полбеды, на что фильм неоднозначно намекает.
Фильм про становление Золушки в «фильмах для взрослых» показывает неприглядную сторону индустрии. Тема, конечно, поднималась и в драме «Черри» (2012), однако собственно порнографии не нашлось места на экране: все пространство заняли переживания главной героини и ее путь к себе. В «Удовольствии» же все иначе: это тщательно проработанный и более чем откровенный (не только телесно) фильм, где девушка проживает свою боль и радость в процессе работы – и меняется, поднимаясь все выше по карьерной лестнице.
Но интерес тут заключается не только в сюжете, ради которого режиссер Нинья Туберг более 10 лет изучала порноиндустрию в Калифорнии. Помимо прочего, на экране – за исключением Софии Каппель, – исключительно представители «отрасли». Например, некоторые агенты буквально сыграли сами себя, ну а девушек – звезды фильмов 18+. Это далеко не первый раз, когда порноактрисы появляются в игровом кино, есть даже совсем недавний пример: во втором сезоне «Эйфории» играет Хлоя Черри. Девушка не только прошла пробы на одну из главных ролей в сериале, но еще и помогла сценаристам расширить линию своего персонажа Фэй.
Сатирическая комедия о невероятно одаренном (и одухотворенном) режиссере, которого не принимают в театр… А на съемки порно берут в два счета. На самом деле так смешно, пожалуй, порнографию в кино еще не изображали. Главный герой Роман – режиссер, который пал жертвой закостеневшей театральной организации. Молодые и интересные никому не нужны – подавай людям пошлые да скандальные сюжеты, и чтобы думать не надо было. А Роман так не может и потому оказывается на улице. Пока вдруг к нему не обращается приятель с просьбой «снять одну халтурку».
С этого момента начинается долгий путь недооцененного режиссера через поднятие российской порнографии на мировой уровень к собственной театральной постановке. Он учит порноактеров играть, привносит настоящую драму в «кино для взрослых» и помогает окружающим лучше понять их чувства. Словом, герой нашего времени. Конечно, фильм «Глубже!» не рассказывает об изнанке индустрии – в России она под запретом. Однако он представляет наглядный, хоть и шуточный пример того, как искусство (порнографическое в том числе) может спасти одну карьеру, несколько жизней и весь мир.
Честный сериал о порнографии не сгущает краски, но и не посыпает все розовым пухом. «Только для взрослых» помещает в центр сюжета Джолин, порноактрису с мужем и тремя детьми, которая в перерыве между съемками и визитами к школу рассказывает дочери о безопасном сексе и готовит на завтра обед. Сериал в первую очередь четко проговаривает, что порно – это работа, такая же, как любая другая.
Не стоит драматизировать, отворачиваться или бросаться включать «фильмы для взрослых» в свой ежедневный обиход. Но принять как данность, что если человек сделал выбор в пользу определенной профессии, то это его и только его дело. И никто не может его судить, как минимум потому что на дворе XXI век. На самом деле, подобрать правильную интонацию для того, чтобы рассказывать о такой специфической теме, сложно. Но в этом проекте аккуратно выстроена дистанция между зрителем и персонажами, так что создается впечатление, что оценивать происходящее необязательно, зато можно наблюдать и сочувствовать.
Тема вебкама становится популярнее по мере развития этого вида порнографии. Оно и понятно: в 2020-м кто-то лишился простых физических контактов, а кто-то работы. Эти две проблемы пересеклись в сети, куда на время переместился весь мир, – и решением стал вебкам. И вот на дворе уже 2021-й, и главные герои сериала Happy End видят в работе «на камеру» быстрый и легкий способ заработать.
А дальше следует откровенная история о том, как на самом деле выглядят эти «легкие деньги», почему одним нравится раздеваться, а другим нет, а также о том, что показывать тело незнакомым людям гораздо проще, чем открыть душу близким. Кто-то считает сериал излишне откровенным, зато достоверную игры Лены Трониной и Дениса Власенко отметили и критики, и зрители, а сериал уже продлили на второй сезон.
Фильмы про порно все чаще заходят на территорию хоррора: недавний фильм «Веб-камера» (2018) – отличное тому подтверждение. Новый проект «Х» студии A24 расскажет о съемках «кино для взрослых», которые пошли не по плану. По сюжету, группа кинематографистов отправляется в глубинку где-то посреди ну очень религиозного Техаса. На дворе 1979 год, и фанатизм мешается с культизмом на раз-два. А это значит, что в самом пуританском штате Америки людям, которые снимают «грязные» видео, точно не поздоровится.
Естественно, основной линией будет именно ужас, который переживает съемочная группа в процессе работы над новым фильмом. Но сам факт, что порно становится отправной точкой для какого-либо действия, о многом говорит. Это не смелость – это тенденция. Много лет прошло, прежде чем мир стал вслух называть порнографию частью кино, а порноактрисы стали перемещаться между игровыми проектами и «фильмами для взрослых» без особых трудностей. Такого просто не могло произойти в 1970-80-х. Но если происходит сейчас – значит, общество достаточно созрело для того, чтобы избавиться от ложного пуританства и признать эту сторону своего существования как полноценную.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…