Поучительная народная комедия с остросоциальным уклоном о пользе любых проявлений любви.
Мужик устраивается на работу личным водителем владельца мусороперерабатывающего завода, надеясь как-нибудь невзначай подкинуть тому свой бизнес-проект. Однажды по доброте душевной он берется подбросить мужа сестры и племянника последнего на служебном авто. Что приводит к печальным необратимым последствиям: авто оказывается на дне реки, а вся семья теперь должна владельцу завода новый «Майбах». Который, на минуточку, 50 миллионов стоит. Где ж такие деньжищи в провинциальном городке достать, да еще и в сжатые сроки? На порносайте, конечно же. У них там как раз акция проводится: снимаешь ролик, и если аудитории он зайдет, то тебе выплачивают неплохую сумму.
Порно – штука, что ни говори, в высшей степени любопытная, и как предмет для изучения, и вообще. Вот и Любовь Толкалина не даст соврать, недаром она уже во втором сериале появляется, который этому важнейшему культурно-социальному явлению посвящен. Только если прошлогодний Happy End исследует непосредственно индустрию порнографии, вскрывая и эпатажно выставляя напоказ всю ее подноготную, то создателей новой «Неличной жизни» интересуют в большей степени быт и нравы простого русского народа, для исследования которых этими самыми создателями порно хитроумно приспособлено.
Простой русский народ в данном случае представлен среднестатистической супружеской парой (Максим Лагашкин и Елена Лядова) и их несколькими родственниками. Все они вместе ютятся в обычной среднестатистической малогабаритной квартире с обоями в цветочек, ковром на стене, водкой в холодильнике, маленьким пузатым телевизором на кухне и прочими непременными атрибутами. И этот замкнутый мир – архаичный, извечный – сталкивается с совершенно чуждым ему миром порно.
Особо искушенные, бывалые зрители тут могут справедливо возразить, что, мол, квартирам с обоями в цветочек и коврами на стенах мир порно отнюдь не чужд, и тому есть масса видеодоказательств, пускай зачастую и не лучшего качества. Хорошо, давайте тогда внесем уточнение: речь идет именно о порно современных передовых образцов. То есть о той самой индустрии, функционирующей отчасти по законам свободного рынка, где крутятся огромные суммы в валюте, где на любой спрос найдется подходящее предложение по тегу, где есть свои суперзвезды и армии их поклонников. Ну да что мы вам будем рассказывать, сами же прекрасно все знаете.
В эту самую индустрию и пытаются встроиться обычные наши сограждане, герои Лагашкина и Лядовой. Для конспирации они используют первое, что под руку подвернулось: он – картонную голову робота, она – маску Человека-паука. Что вкупе с их искренней, трогательной неумелостью (а также с эффектным случайным камео бабки) срабатывает. Далее эта линия несколько отступает на периферию, но, во-первых, радовать не перестает, а во-вторых, тем четче доносится мысль вроде бы простая и очевидная, а все же смелая и весьма незаурядная: семейные ценности и порно – вещи друг другу отнюдь не противоречащие. Потому что порно – всего лишь часть нашей повседневности, в основном безвредная, а где-то даже и полезная.
На наглядном примере мы видим, как порно способно крепкую, сплоченную семью сделать еще крепче, еще сплоченнее. А вот у злодея, сыгранного Алексеем Серебряковым, местечкового магната, семья не крепкая, не сплоченная, того и гляди развалится. Главным образом потому, что жену свою (Толкалина как раз) он давно уж как женщину не воспринимает, отчего та прикладывается к бутылке. Опять же, напрашивается вывод: не в деньгах, стало быть, счастье. А в любви.
Также затрагиваются и другие смежные темы, в частности, насущная тема общественного порицания якобы неподобающего поведения, что происходит от не искорененного, к сожалению, и широко распространенного по сей день ханжества, а также от банальной зависти. Нередко же бывает такое: уличат кого-нибудь в чем-нибудь таком, и давай порицать. Доходит и до увольнений, и до прочих несправедливых санкций, порой и травлю устраивают.
Так что сериал «Неличная жизнь» в первую очередь выполняет крайне серьезную социальную функцию: просвещает, учит толерантности (в хорошем смысле, а не как это слово принято нынче превратно толковать, нагружая лишними коннотациями), сеет разумное и доброе. Притом делает это все в легкой, доступной, развлекательной форме народной комедии, далеко не стыдной и даже по-своему стильной. С музыкальными интерлюдиями, в которых женский хор исполняет русские фолк-стандарты, и в принципе небанальным саундтреком. В конце концов, это ведь само по себе довольно убойно – когда Максим Лагашкин с картонной головой робота ласкает Елену Лядову в маске Человека-паука под замечательную лирическую композицию группы «Ноль».
Комментарии