Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Под другим углом: Как снимают кино для смартфонов

Под другим углом: Как снимают кино для смартфонов

9 марта 2022 /
Под другим углом: Как снимают кино для смартфонов
Кадр из сериала Михаила Идова «15»

История возникновения проектов компактного формата – рискованные затеи, творческие эксперименты и российский опыт.

Телевизор или монитор не единственная альтернатива кинотеатру. Фильмы и сериалы теперь снимают специально для мобильных устройств в компактном и упрощенном формате. «КиноРепортер» разобрался, кто и почему этим занимается и насколько это востребовано.

В интересное время живем. К звездам летать пока каждому нельзя, зато лежать на диване и поглощать без меры кино и сериалы пожалуйста. Даже термин новый появился binge watching. Им именуют смотрение сериала запоем. А к нашим услугам бездонные каталоги бесчисленного количества телешоу, которые в борьбе за внимание зрителей и их кошелек придумывают все новые ухищрения.

Например, контент, специально подогнанный под экраны мобильных телефонов, чтобы нам не приходилось тратить усилия на переворачивание своих гаджетов. Или встроенный прямо в вашу любимую соцсеть, чтобы не переходить в другое приложение, к тому же расфасованный крохотными кусочками. Дошло уже и до того, что онлайн-банки такие сериалы показывают.

Норвежский стыд и Цукерберг

Кадр из сериала
Кадр из сериала «Стыд» (Норвегия)

Все началось в 2015 году в Норвегии с сериала «Стыд». В общем, обычное подростковое «мыло» про бытовые и социальные проблемы школьников что-то вроде «Школы» Валерии Гай Германики. Но «Стыд» брал в первую очередь новаторским подходом.

Ежедневно на отдельной странице сайта главной норвежской телерадиокомпании NRK появлялись небольшие, по несколько минут, клипы, которые в конце недели компилировались в очередной эпизод. События сериала происходили в режиме реального времени, а персонажи вовсю общались в соцсетях с фанатами, что вкупе с предельно натуральной манерой подачи не просто ломало четвертую стену, а напрочь ее сносило.

В кратчайшие сроки сериал побил все локальные рекорды популярности аудитория на пике достигала 1,26 млн человек при общей численности населения Норвегии в 5 млн и принялся уверенно завоевывать остальной мир. На данный момент существует по меньшей мере 8 адаптаций «Стыда», в том числе американская. Причем последнюю курировал Саймон Фуллер (создатель шоу Pop Idol, из которого «Голос» вырос), а права на показ выкупила Facebook.

Кадр из сериала
Кадр из сериала «Стыд» (США)

Корпорация Марка Цукерберга тогда как раз только что презентовала сервис Facebook Watch и пригрозила за 2018 год потратить на производство собственного контента $1 млрд. Соответственно, какая-то часть этой суммы пошла на американскую версию «Стыда», продержавшуюся в итоге 2 сезона (в оригинале 4 сезона).

И это, кстати, не единственный сериал от Facebook Watch, который был закрыт уже через год. После тех же двух сезонов свернули «Соболезную вашей утрате» с Элизабет Олсен и «Священную ложь» с Джульетт Льюис. А «Королева Америка» с Кэтрин Зетой-Джонс вовсе до второго сезона не дожила.

Из-за проблем с продвижением, связанных, скорее всего, с тем, что никому в здравом уме не придет в голову смотреть сериалы на Facebook, $1 млрд улетел в трубу. И сейчас Facebook Watch представляет собой грустный аналог TikTok для пенсионеров. Но это ничто по сравнению с провалом, которым обернулась единственная и по-настоящему амбициозная попытка создать стриминг, целиком заточенный под вертикальные сериалы.

Взлет и падение «быстрых кусочков»

Кадр из сериала
Кадр из проекта Quibi – сериала «50 штатов страха»

Летом 2018 года бывший глава Walt Disney Studios и сооснователь DreamWorks Джеффри Катценберг анонсировал новую революционную платформу NewTV. Спустя несколько месяцев название сменилось на Quibi, что расшифровывается как комбинация слов quick («быстро») и bite («кусать»). Концепция мобильное приложение с контентом из 10-минутных «кусочков», чтобы можно было смотреть на ходу, по пути на работу, например.

Идея многим показалась перспективной, и крупнейшие голливудские студии, телекоммуникационные компании и банки поспешили инвестировать в проект. Уже на начальном этапе, к концу 2018 года, удалось собрать около $1 млрд. А впоследствии сумма выросла почти до $2 млрд. В конце 2019-го было объявлено о заключении рекламных контрактов на $150 млн в число рекламодателей вошли PepsiCo, Google, Walmart и еще ряд гигантов.

Запуск платформы состоялся в апреле 2020 года, за первую неделю приложение скачали на 1,7 млн устройств, но уже в декабре сервис Quibi приказал долго жить. Весь вышедший к тому моменту контент купила меньше чем за $100 млн компания Roku и выложила бесплатно на своем кабельном канале.

Причин такого сокрушительного фиаско несколько. В том числе, конечно, обрушившаяся на мир пандемия весь замысел растоптала. Ведь если все сидят дома в изоляции и на работу никто не ходит, то кому оно нужно? Но и сам контент оказался никому не интересен. Производством эксклюзивных сериалов занимались не последние люди, включая Дерека Колстада и Стивена Содерберга, но их никто не смотрел.

Потому что и смотреть там было нечего несколько позиций всего. Да и маркетинговая компания была проведена вопиюще бездарно и безалаберно. Людям так и не объяснили толком, почему они должны платить $5 в месяц ($8 стоила подписка без рекламы) за три с половиной полнометражных фильма, разбитых на 10-минутные эпизоды.

Приложение к приложению

А вот кто просек, что называется, фишку, так это Snapchat не слишком известный у нас, зато достаточно популярный на Западе (около 300 млн пользователей по всему миру) мессенджер для передачи картинок и видео с короткими текстовыми сообщениями. К слову, именно в Snapchat изобрели такую штуку, как сторис.

И снова переносимся в 2015-й. Тогда в приложении открылся раздел Discover по сути, рекламная площадка, позволявшая размещать свой контент в виде роликов, доступных в течение 24 часов, брендам-партнерам: CNN, Comedy Central, ESPN, National Geographic и так далее. Позже, в конце 2018-го, на базе Discover был запущен проект Snap Originals с дюжиной эксклюзивов на старте. Компания пошла на риск: за предшествовавший запуску квартал она потеряла $353 млн, в дальнейшем ей предсказывали потерю еще $1,5 млрд и падение стоимости акций до $7. Но риск себя оправдал.

Концентрированные вертикальные шоу понравились публике преимущественно подростковой. Сейчас их насчитывается свыше 140, что примерно в 1,5 раза больше, чем количество собственных фильмов, сериалов и программ Apple TV+.

Фрагмент постера сериала Dead of Night
Фрагмент постера сериала Dead of Night

Среди них зомби-хоррор Dead of Night про девушку, которая пытается выбраться из оккупированного мертвецами города и снимает себя и все происходящее на камеру телефона. А спродюсировал его падкий на всякие ноу-хау Тимур Бекмамбетов. И решен сериал был, разумеется, в формате Screenlifе, который Бекмамбетов не сам придумал, но превратил в бренд и поставил на поток.

Тот же Бекмамбетов в 2018 году в коллаборации с писателем и журналистом Михаилом Зыгарем выпустил документальный сериал «1968.Digital» что-то вроде «Намедни» Леонида Парфенова, только опять же в Screenlife. Зрителю предлагалось вообразить, что у разных важных исторических личностей в 1968 году были смартфоны, и понаблюдать, как они в эти смартфоны тыкают, у себя на экране. Так появился первый российский вертикальный сериал для мобильников. Но, само собой, не последний.

Было бы, правда, преувеличением сказать, что мобильные вертикальные сериалы у нас расплодились как грибы. Скорее они стали рекламным инструментом, подчас эффектным, но вряд ли особенно эффективным.

В 2019 году дейтинг-сервис Mamba представил сериал Mamba Stories с сюжетами на основе реальных переписок и вновь без Бекмамбетова и его студии Bazelevs не обошлось. Из последних примеров интерактивный сериал Михаила Идова «15», интегрированный в приложение банка «Тинькофф». Или созданный для продвижения сервиса «Клипы ВКонтакте» неловкий новогодний ситком с Антохой MC «Не спелись».

Своего Snap Originals у нас не появилось. Есть, правда, онлайн-кинотеатр Kion, пытающийся экстенсивно захватывать рынок посредством в том числе так называемых киносторис. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что, если не считать мелко нарезанного вертикально военного блокбастера вездесущего Бекмамбетова «Девятаев», это те же самые обычные сериалы горизонтальной ориентации, только серии там чуть покороче минут по 15.

Таким образом, успех Snap Originals скорее всего, феномен уникальный и в обозримом будущем неповторимый. Люди, конечно, смотрят что-то на своих смартфонах, держа их вертикально, но приплачивать за это не жаждут.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: