Кино

Почему «Зловещие мертвецы» – лучшая хоррор-серия в истории

Пора бы наконец заявить: «Зловещие мертвецы» – абсолютно лучшая хоррор-серия всех времен. Не то чтобы кто-то это отрицал, но вместе с тем никто до сих пор не осмеливался это констатировать. А тут как раз очередная часть подоспела, которая этот тезис лишний раз подтверждает. «Восстание зловещих мертвецов», даром что там нет ни Брюса Кэмпбелла (по уважительной причине), ни хижины в лесу, честь мундира не посрамило.

Фактически его можно считать еще одним ремейком первых «Зловещих мертвецов», уже третьим по счету после «Зловещих мертвецов 2» и «Черной книги». Действие разворачивается в замкнутом пространстве (вместо окруженного чащей домика – полузаброшенное многоквартирное здание), где кто-то обнаруживает экземпляр «Некрономикона», воспроизводит вслух заклинание и нечаянно вызывает темную силу. Далее темная сила порабощает одного за другим близких главного героя (в данном случае – героини), превращая их в свирепых дедайтов, а тот (в данном случае – та) дает им мощный отпор, в процессе внутренне перерождаясь и частично теряя рассудок. Мораль: слово – не воробей, вылетит – огребаешь.

Кадр из фильма «Восстание зловещих мертвецов»

За счет чего эта формула раз за разом безотказно работает (а в том, что она работает, нет никаких сомнений)? Простого однозначного ответа нет. Имеет смысл скорее говорить о целом комплексе различных факторов. Среди которых, в первую очередь, следует выделить узнаваемый и неповторимый визуальный стиль, в обязательном порядке включающий в себя стремительные полеты субъективной камеры, утрированное изображение насилия и устрашающе-комичный дизайн дедайтов. Плюс священные орудия для борьбы с потусторонними врагами – бензопилу (желательно прикрученную к культе) и двустволку, она же бум-палка, она же boomstick.

Важное значение имеет подход к спецэффектам и экшену, благодаря которому зрителям гарантирован увлекательнейший кровавый слэпстик, напоминающий всеми любимых с детства «Тома и Джерри». Здесь мы тоже наблюдаем изощренную садистскую игру в кошки-мышки, где каждая из сторон то и дело наносит противнику, казалось бы, несовместимые с жизнью удары. Только если кот Томас после того, как на него упадет наковальня, обычно превращается в смешной плоский блинчик с глазами, то в «Зловещих мертвецах» результат насильственных действий демонстрируется несколько иначе, но столь же нарочито неправдоподобно.

Кадр из фильма «Зловещие мертвецы: Черная книга»

Поэтому спецэффекты, пластический грим и хореография в «Зловещих мертвецах» выполнены так, чтобы соблюдался тонкий баланс между натурализмом и мультяшностью. То есть чтобы и контакт с реальностью (а значит и со зрителем) совсем не терялся, и чтобы кровища, жуткие морды дедайтов и разудалая расчлененка все-таки развлекали, а не отталкивали. Причем Сэм Рэйми со товарищи и сами ведь не сразу этот баланс нащупали, только со второго раза.

Однако мало ли на свете подобного рода культовых хорроров. И тем не менее, ни один из них не прожил столь же долгую и стабильно счастливую жизнь, как «Зловещие мертвецы». Многие франшизы, зародившиеся примерно в то же время, впоследствии теряли к себе интерес, скатываясь в direct-to-video и неминуемое забвение. Кто сейчас всерьез помнит про пятого «Восставшего из ада», четвертый «Кошмар на улице Вязов», шестую «Пятницу, 13» или хоть какой-нибудь из «Хэллоуинов», выпущенных между первым и сиквелом-перезапуском? Вот, то-то и оно. У «Зловещих мертвецов» же за всю историю не было решительно ни одного провала. Какую часть ни возьми, любая – несомненный культ.

Кадр из сериала «Эш против Зловещих мертвецов»

Дело, вероятно, не в последнюю очередь в том, что Сэм Рэйми никогда свое детище не бросал, и если не самостоятельно им занимался, то бдительно следил, чтобы оно не попало в дурные руки. «Черную книгу», например, Федерико Альваресу доверил, лишь удостоверившись, что тот собирается все делать как надо, с ламповыми практическими эффектами и подобающими объемами кровищи. И когда запускал сериал «Эш против зловещих мертвецов», сначала устроил мастер-класс, поставив первый эпизод, а уж потом других режиссеров подпустил.

Тут мы подходим еще к одному аргументу в пользу того, что «Зловещие мертвецы» круче всех. А именно: в то время как создатели прочих франшиз – причем любых, необязательно из хоррор-сегмента – предпочитают на разные лады повторять один и тот же сюжет (возьмите хоть «Людей в черном», хоть «Терминатора»), «Зловещие мертвецы» прекрасно чувствуют себя в том числе и в отрыве от той вышеописанной формулы, которая изначально принесла им успех. Более того – порождают целые маленькие жанровые категории («Сергий против нечисти» как раз оттуда). Ведь их вселенная гораздо шире, чем кажется на первый взгляд, во всех отношениях.

Кадр из фильма «Зловещие мертвецы 2»

Во-первых, в ней существует ключевой артефакт из вселенной Лавкрафта – «Некрономикон», а заодно и ряд характерных мотивов и персонажей лавкрафтианской мифологии. Что уже открывает безграничный простор для любых маневров в области неописуемого. Во-вторых, образ глубоко враждебных человеку дедайтов, которые это неописуемое, собственно, олицетворяют, вобрал в себя все лучшее от других культовых злодеев – Пазузу из «Изгоняющего дьявола» и зомби из «Ночи живых мертвецов» (название, кстати, тоже фильмом Ромеро вдохновлено). А это, на минуточку, совершенно разные, чуть ли не взаимоисключающие поджанры.

Короче говоря, во вселенной «Зловещих мертвецов» заранее предусмотрено буквально все что угодно: путешествия во времени, фантастика про попаданцев, средневековое фэнтези, доппельгангеры, постапокалипсис в стиле «Безумного Макса» (открытый финал безвременно ушедшего от нас сериала). Старина Рэйми все продумал так, чтобы ни один въедливый зануда не смог бы даже заикнуться о противоречии того или иного сюжетного хода канону.

В какие бы дикие степи ни ударились «Зловещие мертвецы», это всегда будет канону соответствовать. Отчасти в том, наверное, и кроется секрет их «народности». Оттого-то и представлены они везде, во всех форматах, от комиксов и видеоигр до театральной сцены и творчества «Сектора газа». Оттого-то их и цитируют без конца повсюду. Оттого-то им все и всюду стараются подражать. И потому-то за дальнейшее будущее «Зловещих мертвецов» переживать не приходится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Лев Зулькарнаев: «Я в поиске, мой метод обновляется чуть ли не ежемесячно»

Увидев Льва Зулькарнаева в «Слове пацана», можно подумать о нем как о человеке грубом и недалеком. Вот она – сила…

17 часов назад

На открытую репетицию спектакля «Плохие хорошие» приглашает Евгений Писарев

Эксклюзивное мероприятие состоится 18 ноября на основной сцене Московского драматического театра имени Пушкина. Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Евгений…

18 часов назад

«Ученик. Восхождение Трампа»: То ли агитка, то ли открытка

1970-е. Еще не оперившийся бизнесмен Дональд Трамп (Себастиан Стэн) хочет доказать отцу, что достоин унаследовать его империю недвижимости. Нарастающие амбиции…

1 день назад

Красота спасает: Советские кинодивы 1940-х

Звезды киноэкрана 1940-х оставили свой след не только в золотом фонде отечественного кинематографа, но и в сердцах зрителей. Их талант…

2 дня назад

Почему «Джокер: Безумие на двоих» далеко не так плох, как принято думать

Для одних Артур Флек (Хоакин Феникс) – психопат, убивший шесть человек. Для других – символ бунта, способный возглавить мятеж готэмских…

2 дня назад

В Театре имени Вахтангова прошел Хрустальный бал в честь Александра Олешко

11 ноября на Большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялся Хрустальный бал, посвященный лауреату премии «Хрустальная Турандот» 2023 года Александру…

3 дня назад