В 2021 году вестерны переживают новый виток популярности. Причем далеко не всегда эта популярность кажется благом. Так, именно на съемках вестерна (Rust) произошел трагичный инцидент с участием Алека Болдуина, который случайно застрелил оператора и ранил режиссера.
«Тем больнее падать» с Идрисом Эльбой встряхнул каноны жанра, явив публике практически полностью чернокожий каст. «Старый Генри» с Тимом Блейком Нельсоном, напротив, отвесил этим канонам грубоватый, старомодно почтенный поклон. О намерении создать вестерн объявил неутомимый Ридли Скотт. Также, впервые в карьере, сразу в двух вестернах снимается Николас Кейдж. Вот и «Власть пса» Джейн Кэмпион стала громким кинособытием, удостоившись «Серебряного льва» за лучшую режиссуру в Венеции и продемонстрировав недюжинный оскаровский потенциал.
Вообще вестерн – самый американский жанр. Так повелось с далекого 1903 года, когда главарь разбойничьей банды, пробив четвертую стену, пальнул из револьвера в лица ошарашенных зрителей в финале «Большого ограбления поезда». С помощью вестернов с самого рождения кинематографа молодая американская нация осмысляла свою идентичность, не только обращаясь к прошлому, но и обдумывая актуальные проблемы современности. «Ровно в полдень» (1952) стал метафорой маккартизма, крестового похода на коммунистов, а в «Аламо» (1960) прослеживались намеки на холодную войну.
XXI век бросает кинематографистам очередные вызовы. Мы живем в эру инклюзивности, новой этики и новой мужественности, поэтому и старинные жанры, существующие больше сотни лет, будто изобретаются заново. Так и произошло с «Властью пса», хотя, на первый взгляд, оскароносная Джейн Кэмпион совсем не пытается прыгнуть выше головы. В широком смысле перед нами вполне классический пример мрачной семейной драмы, которая разворачивается в 1925 году на унылых просторах Монтаны под гипнотический саундтрек Джонни Гринвуда.
Жили-были два брата. Фил (Бенедикт Камбербэтч) – воплощение маскулинности, свойственной прежним героям Дикого Запада, от Гэри Купера до Клинта Иствуда. Он ненавидит водные процедуры, уважает охоту и крепкие напитки и взваливает на себя черную работу. Например, рукой мастера кастрирует быков. Джордж (Джесси Племонс) – его абсолютная противоположность. Этот добродушный тюфяк редко повышает голос, зато обожает нежиться в ванне и грезит о семейном уюте с любящей супругой.
И вскоре Джордж встречает свой идеал: избранницей оказывается вдова Роуз (Кирстен Данст). Ее муж-алкоголик покончил с собой, и теперь некому позаботиться о женщине и ее тоненьком, как тростинка, сыне Питере (Коди Смит-Макфи). Фил этот выбор не одобряет, а мальчика считает женоподобным придурком. Джордж и Роуз играют свадьбу у ворчуна за спиной и переезжают к братьям на ранчо. А там, в огненном сиянии пыльных рассветов и пьяных закатов, Фил и Питер внезапно обретают друг в друге родственные души.
После премьеры «Власти пса» в Венеции могло сложиться впечатление, что Кэмпион сняла свой ответ «Горбатой горе». Многие трубили о грандиозном гей-вестерне, который, дескать, мастерски сотрясает устои закостенелого жанра и утирает нос клеветникам, считающим, что тот давно приказал долго жить.
Однако все оказалось гораздо сложнее и тоньше. Интеллигентнее, если угодно. Кэмпион не бросается в лобовую атаку на зрителя, не провоцирует его, не заставляет свято уверовать в новые ценности. А лишь рассыпает по территории ранчо крупинки намеков, подобные крошечным золотым осколкам. И если как следует промыть их в ручье – авось и забрезжит свет истины.
На животрепещущий вопрос – является ли Фил гомосексуалистом? – однозначного ответа вы не услышите. Да, порой он мимолетно заглядывается на купающихся работяг. Да, хранит в тайнике журнальчики по физической культуре. Да, когда-то у него был товарищ, некий Бронко Генри, и во время охоты в горах они нагишом лежали в одном спальнике, дабы согреться. Делает ли это Фила мужеложцем? Едва ли. Возможно, в нем действительно живет тяга к представителям своего пола, но он наглухо заколотил ее в гроб утраченных иллюзий и обрел утешение в тяжелом труде.
Тут-то в его жизни и появляется Питер. Юная, неиспорченная душа, мальчишка с оленьими глазами и странным хобби – мастерить из бумаги цветочки. Фил, конечно, совсем не старик. Это крепкий, поджарый мужчина. В полном, что называется, расцвете сил. Но поглядишь на него – и сразу поймешь: будущего у него нет.
Перед наивным Питером же все дороги открыты, и стремление изучать медицину делает ему честь. Не найти персонажей, менее похожих друг на друга. Однако когда между ними возникает связь – исключительно, заметим, духовная, – это не кажется чем-то чужеродным, навязанным требованиями актуальной социокультурной повестки.
Сближение Фила и Питера в мире Джейн Кэмпион – единственное спасение от смертельной болезни, которая пугает героев куда сильнее чумы или оспы (пусть они и никогда в этом не признаются). Имя той болезни – одиночество. «Какое счастье – не быть одному», – выдыхает Джордж, обнимая Роуз. Племонс и Данст – супруги и в реальной жизни, поэтому в их робких ласках сквозит искреннее, не наигранное тепло. Чего не скажешь о бирюке Филе.
Бронко Генри он называет больше чем другом, и за этой загадочной характеристикой опять-таки не усматриваешь чего-то крамольного. Вот и для Питера Фил становится скорее некоей отцовской фигурой, наставником и вдохновителем. Взгляды украдкой, неловкие касания, выкуренная на двоих сигарета – такова их недолгая, деликатная, скромная и потому пронзительная близость.
Эмоции тщательно запрятаны. Сексуальные позывы подавлены. Фрустрации погребены под слоем грязи, а затем смыты прозрачной, как слезы, водой из реки. Продлись «Власть пса» еще немного – и, кто знает, может, фильм и впрямь превратился бы в оммаж «Зови меня своим именем». Но он обрывается в идеально точный момент, оставляя в сердце незаживающую рану, словно от метко выпущенной пули.
А пуль-то, кстати, здесь и нет. Как нет и перестрелок, ограблений поездов, побегов из тюрьмы, напряженных дуэлей, потасовок на кулаках и прочих прелестей, которых мы вправе ожидать от классических и современных вестернов. Вместо них – тягучие паузы, тихие беседы, блистательный Бенедикт Камбербэтч, который обмазывается глиной и гарцует на лошади, и цитата из Библии. Она гласит: «Спаси от меча душу мою, от власти пса – единственную мою».
Спасает ли Джейн Кэмпион будущее вестернов? Очевидно, одной отважной картины для этого недостаточно. Но она доказала, что для совершения революции не нужно пускать пыль в глаза и оголтело гнаться за трендами. Зато можно причинить героям настоящую, не приукрашенную боль – отнюдь не физического характера – и тайком надеяться, что кому-то из зрителей будет не все равно. Неожиданная хрупкость, вдумчивость, застенчивость «Власти пса» убивает. Но убивает мягко, трепетно, как в песне Killing Me Softly. Что ж, если так надо – убей меня. Убей меня нежно. А потом возьми банджо и сыграй мне на прощанье.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…