К 35-летию экшена с Арнольдом Шварценеггером «КиноРепортер» рассказывает историю его создания.
35 лет назад на экраны вышел культовый боевик Марка Л. Лестера «Коммандос», ставший любимым фильмом советских мальчишек и подаривший Арнольду Шварценеггеру первую «человеческую» роль. Рассказываем, как глуповатое и веселое би-муви, в котором несложно увидеть попытку объединить ДНК Джона Рэмбо и Джеймса Бонда, превратилось в эталон боевика 1980-х.
По сюжету, экс-спецназовец и вдовец Джон Мэтрикс живет в горах с дочерью Дженни, наслаждаясь мирной жизнью, в которой можно кормить оленей, колоть дрова и есть мороженое. Однако идиллия рушится, когда южноамериканский диктатор из Вал Верде (выдуманное государство также фигурировало в «Крепком орешке 2» и «Хищнике») похищает Дженни, чтобы заставить ее отца убить действующего президента и таким образом вернуть власть в руки тирана. Большая ошибка! За 11 часов, которые есть у Мэтрикса, чтобы спасти своего ребенка, он спрыгнет из взлетающего самолета, покидается телефонными будками в торговом центре, съест морского берета на ужин, найдет дочери новую маму и, предварительно ограбив оружейный магазин, доберется до острова, где прячутся невезучий шантажист-киднеппер, свихнувшийся наемник Беннет, имеющий личные счеты с Джоном, и бесполезная армия солдат.
Из варваров в спецназовцы
История «Коммандос» началась в 1984 году, когда руководитель Paramount Барри Диллер, приложивший руку к запуску «Такси» и «Индианы Джонса», ушел на студию 20th Century Fox. Чуть ли не в первый рабочий день он предложил найти подходящий сценарий для рождающегося феномена Арнольда Шварценеггера. Бывший культурист и будущий политик только что прогремел благодаря фэнтези «Конан-варвар» и фантастике «Терминатор». Продюсер был готов дать зеленый свет любому экшену с актером, если бюджет не превысит $12 млн.
Этим сценарием стал «Коммандос», который написали Джеф Лоуб (будущий глава Marvel Television) и Мэттью Уайсмен. Правда, оригинальный текст рассказывал об израильском солдате, решившем отказаться от насилия. Образ еврея-пацифиста, пусть даже героического, австрийцу явно не подходил, поэтому Стивен Е. де Соуза по заказу продюсера Джоэла Сильвера переписал сценарий под Шварценеггера. После ролей пещерного воина из прошлого и неуязвимого робота из будущего у Железного Арни впервые появилась возможность сыграть обычного человека в обычной одежде. По его словам, такие роли играл Джон Уэйн.
«Коммандос» был для меня большим шагом вперед. На тот момент я был известен только как Конан и Терминатор и вдруг получил возможность сыграть нежного и любящего отца. Правда, при этом он еще и машина для убийств, которая ни перед чем не остановится, пока не достигнет цели», — вспоминал Шварценеггер.
Австриец, в 1960-х служивший у себя на родине танкистом, даже готовился к роли — читал статьи и книги о солдатах удачи и, насколько это было возможно, пытался обуздать тяжелый немецкий акцент.
Первый герой боевика
В конце 1980-х Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер конкурировали похлеще, чем Pepsi и Coca-Cola. Кто убьет больше в кадре? Чьи проекты соберут больше денег? Кто больше времени проводит в спортзале? Однако в 1985-м ответ был очевиден: Сталлоне. За его могучей спиной были четыре «Рокки», два «Рэмбо» и несколько драматических ролей в заметных, но не хитовых проектах. Собственно, именно успех «Первой крови» хотели повторить продюсеры «Коммандос». Сталлоне даже иронизировал над Шварценеггером: «Я делал «Рэмбо», а он – «Коммэндо» (в английском Rambo и Commando звучат похоже).
Первая часть приключений Рэмбо была не столько экшеном, сколько драмой о посттравматическом стрессовом расстройстве никому не нужного ветерана войны во Вьетнаме. Зато сиквел был уже полнокровным боевиком. В нем Джон Рэмбо не плакал и жестоко карал врагов: всего на экране он прикончил 74 человека.
Режиссер Марк Л. Лестер — автор нескольких дешевых эксплуатационных фильмов, боевика «Класс 1984» и хоррора по Стивену Кингу «Воспламеняющая взглядом», — драматизировать не собирался. Он посмотрел «Рэмбо 2» на предварительном показе и решил переплюнуть конкурента: из-за этого Мэтрикс ликвидирует 102 человек (каскадеров на площадке было больше, чем актеров).
«Коммандос» виделся режиссеру веселым приключением в духе бондианы, китайских фильмов о боевых искусствах и… нацистской пропаганды. Знаменитая открывающая сцена, в которой Шварценеггер, почти как Ленин на субботнике, в одиночку несет по лесу бревно (не волнуйтесь, ненастоящее!) была вдохновлена документальными фильмами Лени Рифеншталь «Триумф воли» и «Олимпия». Камера Лестера восхищалась мускулами Арнольда, находящегося на пике формы, как камера немки восхищалась телами олимпийских атлетов. Да и Арнольд, за которым на съемках ездил целый бодибилдерский грузовик, забитый тренажерами, гантелями и друзьями-культуристами, знал себе цену.
Актер сам выполнял почти все трюки и отказывался использовать дублеров даже в сценах, где не видно его лица. «Мою руку нельзя дублировать, она одна такая в мире», — заявлял режиссеру Шварц. В 1980-х еще не было компьютерной графики, и все трюки в фильме, включая автомобильные погони, тарзаньи полеты по торговому центру, взрывы и перестрелки, снимались вживую. По сегодняшним меркам экшен в «Коммандос» вряд ли кого-то по-настоящему удивит, но все еще смотрится вполне достойно.
Смертельно смешно
Де Соуза наполнил плоский триллер изобретательными убийствами и смешными диалогами, сделав текст предшественников более развлекательным. В операции по спасению дочери Мэтрикс использует едва ли не весь ассортимент оружейных и хозяйственных магазинов. В ход пошло все — от голых рук, гравитации и автоматов до циркулярок, ракетниц и труб. При этом шутит экс-вояка не менее эффектно, чем убивает, метко метая не только ножи, но и запоминающиеся ванлайнеры. Самоирония и юмор выгодно отличали веселого Джона Мэтрикса от психологически травмированного и серьезного Джона Рэмбо.
Суперпродюсер Джоэл Силвер сделал себе имя и состояние именно на комедийных экшенах. До «Коммандос» он и де Соуза сняли «48 часов», где, как и в ленте со Шварценеггером, временное ограничение работало на создание напряжения в сюжете. Лестеровский фильм стал для Силвера в некотором роде черновиком для последующих хитов и куда более громких фильмов в жанре «Смертельного оружия» с Мэлом Гибсоном, «Крепкого орешка» и «Последнего бойскаута» с Брюсом Уиллисом и «Хищника» с тем же Шварценеггером. Если бы герои этих фильмов не были честными копами и наемными военными, то вполне могли зарабатывать деньги импровизационным стендапом. Даже в замысловатой «Матрице», пришедшей на смену прямолинейным боевикам 1980-х и также спродюсированной Сильвером, можно найти следы «Коммандос», ведь фамилия главного героя, эмигранта из Восточной Германии, которому коммунисты не давали слушать развращающий рок-н-ролл, — Мэтрикс.
В США «Коммандос» никогда не пользовался бешеной популярностью и несколько затерялся на фоне вышеупомянутых блокбастеров и трех частей «Рэмбо». Однако в СССР и постсоветской России ленту по-настоящему полюбили, несмотря то что «русские» в ней — наряду с южноамериканцами и сирийцами — упоминаются среди врагов главного героя. У нас ленту показывали в кинотеатрах и по кабельному ТВ, а пиратские переводы Андрея Гаврилова, Василия Горчакова и Юрия Товбина разошлись на цитаты.
В 2008-м ее даже переснял Михаил Пореченков: в «Дне Д» его герой должен был убить президента Эстонии, чтобы спасти дочь. Несмотря на популярных драматургов братьев Пресняковых в качестве сценаристов, боевик не отличался оригинальным взглядом на культовый фильм из юности его создателей, провалился в прокате и канул в Лету.
Злодей и подружка
Роль стюардессы Синди, помогающей Мэтриксу вернуть дочь, сыграла Рей Дон Чонг — дочь комика Томми Чонга из вечно обкуренного комедийного дуэта «Чич и Чонг». Продюсеры предлагали партию Шэрон Стоун и Бриджет Нильсон, однако те не заинтересовались. Чонг же удалось рассмешить работодателей на пробах — она свободно импровизировала и забавно смотрелась в кадре со Шварценеггером. Синди и Джон даже должны были заняться сексом во время полета, однако сцену решили не снимать. Во-первых, Мэтрикс был слишком озабочен судьбой дочери, чтобы расслабляться. Во-вторых, некому было бы управлять самолетом. В-третьих, в 1980-х некоторые южные штаты все еще неохотно показывали в кинотеатрах межрасовые сексуальные отношения.
Гротескный злодей Беннет получился благодаря Вернону Уэллсу и одевавшим его костюмерам. Австралийский актер, сыгравший байкера с ирокезом в «Безумном Максе 2», появился на площадке в последний момент. В роли Беннета уже начали снимать Уингза Хаузера, но режиссер понял, что тот выглядит недостаточно устрашающе. Импульсивная и чрезмерная игра и эксцентричный наряд — перчатки без пальцев, тугие кожаные штаны и кольчужная майка-алкоголичка — сделали Беннета культовым персонажем. Хотя сначала Уэллс не впечатлил Шварценеггера: «Слишком милый». Однако когда австралиец с безумными глазами приставил нож к горлу звезды, та передумала и на всякий случай попросила не давать коллеге настоящие ножи.
Беннет стал особенно популярным персонажем для косплеев в Англии, где, по словам Уэллса, он однажды встретил «примерно 300 неуправляемых людей», одетых, как его герой. «Мелкие, высокие и толстые Беннеты! Было ужасно смешно и немножко жутко видеть полноватых парней ростом 160 сантиметров, которые одеты, как ты!» — вспоминал Уэллс.
Без шансов на продолжение
«Коммандос» собрал в мировом прокате почти $60 млн. На 20 млн больше, чем «Бегущий человек», но на 40 меньше, чем «Хищник». Вышедший в тот же год «Рэмбо 2» заработал $300 млн, и Шварценеггер решил, что со Сталлоне лучше конкурировать через более замысловатые проекты. Впрочем, де Соуза все-таки написал для Арнольда сценарий «Коммандос 2». В нем Мэтрикс, чьи отцовские бесчинства в Лос-Анджелесе попали в газеты, становился главой безопасности гигантской корпорации. Само собой, вскоре оказывалось, что героя используют нехорошие люди, из-за которых Дженни и Синди снова попадают в беду. Сиквел так и не сняли, а Джон Мэтрикс в итоге сдержал слово, которое дал генералу Кирби в финале.
«До следующего раза, Джон?» – «Не дождетесь».
Говори как коммандос: 7 лучших цитат из фильма
«Помнишь, я обещал убить тебя последним? Я солгал».
«Не беспокойте моего друга, он смертельно устал».
«Я не собираюсь стрелять тебе между глаз. Я выстрелю тебе между яиц!»
«Я зеленые береты ем на завтрак, а сейчас я очень голоден!»
«Я вернусь!»
«Выпусти пар, Беннет!»
«Сomo esta?»
Читать также: Второстепенный Арнольд: 13 ролей Шварценеггера, о которых вы не знали
Комментарии