Кино

По косточкам: Деконструируем классические фильмы ужасов

Что посмотреть на Хэллоуин, чтоб было и весело, и страшно? Конечно, метахоррор! «КиноРепортер» собрал ужастики, которые не жалеют свой собственный жанр и выворачивают его наизнанку самыми неожиданными способами.

«Под маской: Восхождение Лесли Вернона» (2006)

Между легендарным «Криком», главная роль в котором отведена фанатам хоррор-картин, и «Реальными упырями», ставшими эталоном уморительного мокьюментари, был фильм Скотта Глоссермана, незаслуженно обделенный вниманием зрителей. И выстроенный на том, за что мы любим те самые шедевры Уэса Крэйвена и Тайки Вайтити.

«Под маской» – это ироничный и до смешного обстоятельный псевдорепортаж о жизни молодого человека, очарованного злодеями культовых слэшеров: «Хэллоуин», «Пятница, 13-е», «Кошмар на улице Вязов» – и далее по списку. Трогательный Лесли приглашает к себе съемочную группу, чтобы увековечить главное событие его жизни: кровавую резню, к которой он готовится очень тщательно. Молодой человек не упускает ни одной детали и объясняет каждый троп классического слэшера с точки зрения самого убийцы. Какие тренировки лучше подходят для будущего маньяка-убийцы? Как выбрать подходящую группу жертв из колледжа? Как пугать их до того, как случится расправа? Лесли знает!

Съемочная группа в «Восхождении Лесли Вернона» не остается за кадром – и юная Тейлор, которая берется взять опасное интервью, и ее верный оператор тоже подходят к своему делу ответственно. А еще играют ключевую роль в сюжете. Какую именно – мы вам, конечно, не скажем. Но можем заверить, что без хороших поворотов тут не обошлось.

«Убойные каникулы» (2010)

Если герои «Лесли Вернона» – умницы, и используют знание классических ужасов себе на пользу, то тут все наоборот. Герои черной комедии Илая Крейга обворожительно глупы – на радость любителям жанра. Эта мощная доза подросткового идиотизма и придает «Убойным каникулам» самый элегантный цвет.

В основе сюжета – тоже, естественно, клише (к которому мы вернемся еще не раз): компания студентов отправляется в домик в лесу, чтобы хорошо провести время. Но есть нюанс: в этом же лесу, совсем неподалеку, располагается дача Такера и Дейла – добродушных сельских мужиков. Они приезжают отремонтировать домик, а подростки, вдохновленные романтикой хорроров, принимают их за маньяков-убийц – и понеслось.

«Убойные каникулы» давно растащили на цитаты, и одна из них исчерпывающе описывает происходящее на экране: «Ребятишки приехали и самоубиваются на свежем воздухе». Так что кровавый фарс, в котором причиной всех трагедий являются не намеренные злодеяния, а глупость и шаблонное мышление, передает привет не только «Техасской резне бензопилой» и прочей классике жанра, но и франшизе «Пункт назначения».

«Хижина в лесу» (2011)

Все та же завязка: ребятишки приехали отдохнуть на свежем воздухе. Набор героев тоже стандартный: развратная красотка, ее ручной качок, душный ботаник, приятная скромница и потешный придурок. События постепенно подводят каждого к гибели – но здесь виной всему уже не их неосмотрительность, а неумолимый рок. У которого есть конкретное воплощение.

«Хижина в лесу» Джосса Уидона – зрелище с двойным дном. Раскрыть, каким именно режиссер сделал второй «уровень» сценария, без спойлеров практически невозможно. Скажем так: за каждым шагом героев пристально следят. Но кто – а главное, зачем – до поры до времени должно оставаться тайной.

Помимо метауровня повествования, восхитительного юмора, обаятельных злодеев и их эффектных «питомцев», в «Хижине» еще и мощный актерский состав: тут и Сигурни Уивер, и Крис Хемсворт, и Брэдли Уитфорд. И, в конце концов, это Джосс Уидон – так что смотреть нужно.

«Последние девушки» (2014)

Здесь шаблонный троп из фильмов ужасов вывели аж в название фильма: «Последняя девушка» – the final girl – та самая скромница, которая обычно остается у злодея «на десерт». И, как правило, выживает (но это не точно). Такая есть во всех вышеперечисленных фильмах. Здесь они – в ассортименте. Кто станет последней-распоследней – вот в чем вопрос.

В «Последних девушках» Тодда Штрауса-Шульсона способ разобрать жанр на запчасти прямолинеен донельзя: по сути, это фильм в фильме. Кинотеатр, в котором герои (конечно же, компания подростков) смотрят картину «Кровавая баня», загорается, ребятишки проходят сквозь дыру в экране, чтобы спастись от пожара, и оказываются по ту сторону экрана. Снова слэшер, лес и те самые тропы. А заодно – покойная мама главной героини, которая в свое время сыграла важную роль в «Кровавой бане».

Несмотря на неуклюжую завязку, «Последние девушки» приятно удивляют: среди шуток и отсылок нашлось место и для неподдельно драматичных, почти сентиментальных моментов. Небольшая доля серьезности уравновешивает абсурд, и получается отличный аттракцион.

«Кошмар на улице Вязов 7» (1994)

Седьмая часть франшизы, знакомой всем на белом свете, – воплощенная рефлексия и самоирония тех, кто однажды выпустил на экраны Фредди Крюгера. «Новый кошмар» (так дословно переводится название картины) – снова кино о кино, но тут уже не зрители идут в фильм. А антигерой в той самой полосатой кофточке идет искать тех, кто его породил, – членов съемочной группы Уэса Крэйвена.

Актеры, задействованные в предыдущих частях «Кошмара на улице Вязов», и сам режиссер – в роли самих себя, нагнетание саспенса через артефакты, созданные художниками фильмов, паранойя героев, для которых грань между творчеством и реальностью стирается… У Крэйвена получилось, что называется, «мета-мета». Но не игрой единой – и даже не отсылками к предыдущим частям – славен «Новый кошмар».

В этом фильме, снятом к десятой годовщине премьеры самого первого «Кошмара на улице Вязов», Крэйвен постарался отойти от карикатурности оригинальной франшизы. Фредди стал менее комичным, пространство картины – более мрачным, посыл – почти философским.

На руку создателям это не сыграло: в прокате «Новый кошмар» собрал значительно меньше, чем любой из старых. Как впоследствии точно заметили критики, этот метахоррор стал не только своевременным прощанием режиссера с франшизой о Фредди Крюгере, но и прелюдией к «Крику» – одному из лучших фильмов Крэйвена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

19 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад