На этой неделе исполнилось 55 лет с момента выхода на экраны «Планеты обезьян» Франклина Дж. Шаффнера. Тогда, в 1968 году, фильм о разумных приматах казался огромной финансовой авантюрой, а теперь это – классика научной фантастики, до сих пор не утратившая актуальности. Картина Шаффнера запустила франшизу, которая живет и полвека спустя: 9 фильмов, 2 сериала, комиксы, видеоигры… Рассказываем о том, как создавалась первая экранизация популярного романа, чего боялись продюсеры и при чем здесь Стэнли Кубрик.
В 1963 году французский писатель Пьер Буль опубликовал свой девятый роман – «Планета обезьян». Буль уже был известен на весь мир, причем во многом благодаря кино: в 1957 году Дэвид Лин экранизировал его книгу «Мост через реку Квай». Лента получила 7 «Оскаров», один из которых достался Булю как автору сценария, хотя он даже не говорил по-английски. Дело в том, что сценаристы фильма, Карл Форман и Майкл Уилсон (запомните это имя), оказались в «черном списке» из-за подозрений в симпатиях коммунистам. Они продолжали работать над картиной, но об указании их авторства не могло быть и речи. Так награда за сценарий досталась Булю.
«Планета обезьян» – научно-фантастический роман об исследователях из далекого будущего, которые попадают на неизвестную планету, напоминающую Землю. Там на вершине эволюции оказались приматы, а люди не умеют говорить и ведут себя как животные. У обезьян есть все приметы развитого общества (наука, политика, религия), а человек для них – просто охотничий трофей или объект экспериментов. Главный герой книги, Улисс, оказывается в клетке. Сначала он пытается доказать обезьянам, что тоже обладает разумом, а потом решает сбежать.
Воодушевленный успехом предыдущей экранизации Буля, американский продюсер Артур П. Джейкобс купил права на роман «Планета обезьян» еще до его публикации. Работа над фильмом началась в 1964 году. Параллельно Джейкобс продюсировал другую картину про говорящих животных – экранизацию «Доктора Дулиттла» (которая потом провалилась в прокате).
Первую версию сценария «Планеты обезьян» написал один из создателей телевизионной антологии «Сумеречная зона» Род Серлинг. В ее основе лежала концепция знакомого нам мира, перевернутого вверх ногами. Серлинг знал толк в фантастике, но от его варианта отказались из-за необходимости строить дорогостоящие декорации. Сценарист предлагал сделать общество обезьян высокотехнологичной цивилизацией, а на это не было денег.
Тогда Джейкобс привлек к доработке сценария опального Майкла Уилсона (да-да, того самого). Несмотря на формальный запрет на профессию, люди из «черного списка» цеплялись за любую возможность остаться в индустрии. Зная о мастерстве Уилсона, который работал не только над «Мостом через реку Квай», но и над «Лоуренсом Аравийским», Джейкобс решил рискнуть.
Одним из первых актеров на проекте стал блиставший тогда Чарлтон Хестон. Он был звездой голливудских эпиков, сыграв Бен-Гура в одноименном байопике 1959 года, за который получил «Оскара», и Моисея в «Десяти заповедях» в 1956-м. Эти картины заработали десятки миллионов долларов и собрали все возможные номинации Американской киноакадемии, так что к Хестону прислушивались.
Когда речь зашла о режиссере «Планеты обезьян», актер посоветовал Джейкобсу нанять Франклина Дж. Шаффнера. Годом ранее Чарлтон работал с ним над фильмом «Властелин войны» и остался доволен. Именно Шаффнер предложил сделать мир обезьян примитивнее, чтобы сократить расходы. В самом конце над сценарием потрудился еще один, третий автор, имя которого неизвестно. Он окончательно отшлифовал историю и дописал часть диалогов.
Сценарий был готов, но студия 20th Century Fox не торопилась начинать съемки. Ее руководство опасалось, что фильм покажется нелепым, особенно на фоне конкурента – «2001: Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Говорящие обезьяны вызывали у боссов сомнения: никто не верил, что они могут выглядеть правдоподобно. Чтобы лента получила зеленый свет, Джейкобсу и съемочной группе пришлось снять пробную сцену с актерами и промежуточным вариантом грима. Только тогда начальство Fox убедилось, что идея работает.
«Планеты обезьян» не было бы без Джона Чемберса, легендарного художника по гриму, который оживил приматов. Это он создал уши Спока в оригинальном сериале «Звездный путь» 1966 года. До «Планеты обезьян» Чемберс уже работал с Хестоном: он превратил его в Чудовище из популярной сказки в телесериале 1958-го. Художник стал известен благодаря новаторскому протезному гриму, который он в полной мере использовал в «Планете обезьян».
Чемберс отказался от традиционных масок и использовал резиновый грим, который наклеивал на кожу артистов слой за слоем. Благодаря этому актеры свободно говорили, а зрители могли различать мимику на лицах. Изначально на грим тратили по 6 часов. Потом это время удалось сократить до 3 часов. В массовых сценах с обезьянами, когда в кадре появляется больше сотни приматов, задействовали 80 гримеров, парикмахеров и костюмеров. За свою работу над «Планетой обезьян» Чемберс получил «Оскара» за выдающие заслуги в кино.
Фильм снимали несколько месяцев в Калифорнии, Юте и Аризоне. Чтобы создать ощущение бесплодной планеты в сценах прибытия космонавтов, группа отправилась в Гранд-Каньон и к водохранилищу Пауэлл. Для некоторых эпизодов выбрали дикие места, куда было невозможно проехать: например, для сцен на пляже в конце фильма. Съемочную группу туда доставляли на вертолете.
Финальная сцена со Статуей Свободы – один из самых запоминающихся кадров в истории кино. Чтобы изображение получилось эффектным и достоверным, съемочная группа объединила сразу несколько техник. Общий план – это комбинированная съемка: Статую Свободы дорисовали поверх кадра с пляжем и скалами. Вид сверху снимали со специальных подмостков, выстроенных вокруг уменьшенной копии Статуи из папье-маше.
Фантастическому фильму – фантастический саундтрек. Композитор Джерри Голдсмит («Китайский квартал», «Омен», «Основной инстинкт») использовал приемы авангардной музыки и необычную перкуссию, чтобы создать у зрителя ощущение тревоги от безлюдной планеты. Работа Голдсмита произвела впечатление на киноакадемию: одна из двух номинаций на «Оскара», полученных фильмом, – за лучший саундтрек.
При бюджете $5,8 млн (из этой суммы 1 млн потратили на грим) фильм заработал в прокате больше $26 млн. Легендарный кинокритик Полин Кейл, которой было не так просто угодить, признавала: «Планета обезьян» – одна из лучших научно-фантастических картин, когда-либо созданных Голливудом». Через 2 года история о разумных приматах получила продолжение, а вскоре превратилась в прибыльную франшизу.
С 1968-го по 1973-й вышло пять лент. В 1974-м появился телесериал. Еще через год – многосерийный мультфильм. В 2001-м прославленный чудак Тим Бертон выпустил свой ремейк оригинальной картины Шаффнера, а в 2011-м начался перезапуск серии под руководством сценариста Рика Джаффа. В новой трилогии снялись Джеймс Франко, Гари Олдман, Энди Серкис, Вуди Харрельсон и другие. Работа над франшизой продолжается и сейчас: на 2024 год запланирован релиз очередной части, которую снимет режиссер «Бегущего в лабиринте» Уэс Болл.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…