Жил да был в Италии начала XX века добродушный столяр Джеппетто. Честно трудился, пользовался всеобщим уважением и воспитывал сына. Прелестного мальчугана Карло. Но в мире полыхала война, и пепел этого пожара долетал до Италии. Однажды Джеппетто работал в церкви – мастерил распятие. И Карло был рядом. Потом Джеппетто собрался домой. Вышел. А мальчик не успел. Небеса разверзлись, и выплюнули бомбу. Та упала на церковь, где находился Карло. А через 20 лет безутешный Джеппетто срубил сосну, выросшую на его могиле, и сделал другого мальчика. Из дерева. Имя ему – Пиноккио.
Такова завязка «Пиноккио Гильермо дель Торо» – первой анимационной ленты в карьере гениального мрачного сказочника. И, пожалуй, главного творения его жизни. Да, есть еще «Хребты безумия» по роману Говарда Филлипса Лавкрафта: его экранизацию Гильермо не раз называл проектом мечты, но реализовать дерзкий замысел ему пока не удалось. А вот с «Пиноккио» все сложилось как нельзя лучше, хотя дель Торо пришлось основательно запастись терпением. В далеком детстве он посмотрел диснеевский мультик 1940 года и счел его чуть ли не хоррором. И с тех пор загорелся желанием поведать свою версию шедевра Карло Коллоди.
Остается лишь гадать, что именно могло напугать юного дель Торо в невинном стареньком «Пиноккио». Превращение детей в ослов? Столкновение с гигантской рыбиной, проглотившей сперва Джеппетто, а затем и его деревянного отпрыска? Кто знает. Зато легко догадаться, что привлекло Гильермо в самом образе куклы, мечтающей стать живым мальчиком. Пиноккио – идеальный Иной, прототип всех неприкаянных фриков из дельторовских фильмов, которые жили в реальном мире, но чувствовали себя в нем чужаками. Ибо слишком сильно отличались от окружающих.
Роберт Земекис, в 2022 году тоже выпустивший вариацию на тему «Пиноккио», воспользовался этими вводными для поверхностных рассуждений на модные темы инклюзивности и толерантности. Дель Торо же создал визионерскую, изысканную, жуткую, но обнадеживающую сказку об одиночестве и смерти, которая любого поджидает за поворотом. Но бояться ее не надо. Поскольку она – не самое страшное, что может с нами произойти.
Смерть вообще подстерегает героев «Пиноккио Гильермо дель Торо» на каждом шагу. Взять хотя бы сверчка Себастьяна (Юэн МакГрегор) – он, между прочим, заделался писателем, работающим над мемуарами «Стрекотание моей юности». На него постоянно падают тяжелые предметы, угрожая раздавить в лепешку. Но насекомое с завидным упорством поднимается, отряхивается и продолжает следить за поведением Пиноккио по наущению оживившей его Феи-хранительницы.
Озвучила ее великая Тильда Суинтон, как и сестру Феи – Смерть. Пиноккио, будучи куклой, по-настоящему умереть не может. Но если он откуда-то сваливается, или в него стреляют, или еще что-нибудь эдакое приключается, он переносится в загробный мир. Где скелетоподобные кролики играют в покер, а похожая на сфинкса Смерть переворачивает песочные часы. Кода песок из верхней половинки пересыплется в нижнюю, Пиноккио сможет вернуться. Но с каждым разом этот процесс все больше затягивается. Рано или поздно деревянному мальчишке придется решить, что для него важнее: возможность вновь и вновь возвращаться из небытия или шанс прожить жизнь лишь раз, зато на полную катушку.
Отчасти Гильермо следует по стопам Карло Коллоди, и отдельные сюжетные виражи узнаются без труда. Пиноккио, как и в оригинальной сказке, случайно сжигает ноги. Собирается в школу, но попадает в цирковой балаган, которым рулит жуликоватый граф Вольпе (Кристоф Вальц). У него, кстати, есть помощница – ручная обезьяна. В одной из сцен она общается с Пиноккио через других кукол голосом… Кейт Бланшетт, без пяти минут обладательницы третьего «Оскара» за драму «Тар». Ну и огромная рыба имеется, конечно, куда ж без нее. Но все вместе напоминает не известные экранизации «Пиноккио», а скорее «Лабиринт фавна» того же дель Торо. Где на фоне реальных исторических событий девочка Офелия проходила фантастические испытания.
Там – Гражданская война в Испании и диктатура генерала Франко. Здесь – зловещий режим Бенито Муссолини, отравляющий Италию ядовитым облаком фашизма. По словам дель Торо, в промежутке между двумя мировыми конфликтами «все вели себя как куклы, за исключением кукол». Поэтому Пиноккио нащупывает свой жизненный путь не в компании потешных трикстеров вроде Кота и Лиса, а в окружении мрачных солдат с винтовками.
Угрюмый чиновник Подеста с хриплым баском Рона Перлмана заставляет его распевать торжественные песенки о победоносной войне («Пиноккио» – еще и мюзикл) и поддерживать пропагандистский проект по воспитанию молодежи. Если, дескать, ты боишься умереть за свою страну – ты трус и слабак. А Пиноккио бессмертен. Вот он и должен личным примером вдохновлять итальянских юношей на подвиги во славу дуче.
Но Пиноккио не желает быть бесправной марионеткой. В аду кровавых политических реалий XX века его наивность кажется смертельным приговором, но именно в ней – и в неспособности творить зло – дель Торо видит главное достоинство своего маленького героя. Периодически даже прибегая к религиозным метафорам: в церкви, где погиб Карло, Пиноккио смотрит на распятие, которое никак не мог доделать Джеппетто, а позднее подлый кукловод Вольпе распинает на кресте его самого.
Здесь будет не лишним напомнить, что рейтинг «Пиноккио Гильермо дель Торо» – PG. То есть вполне себе детский, хотя присутствие родителей желательно. И что же, спросите вы, неужто этот мультик действительно нужно смотреть детям? Мультик, где антагонистами являются хмурые дяди с красными повязками на рукавах, где ребятня играет в войнушку, размахивая оружием, на церкви падают бомбы, а сверчок с глазами без зрачков выглядит не безобидным чудиком, а пугающим существом из ночных кошмаров?
Отвечаем: нужно. Еще как. Во-первых, «Пиноккио» так изумительно, виртуозно, волшебно сделан, что забываешь дышать. Моргать. Отлучиться на кухню за чашкой чая – и то не решаешься. Чтобы хрупкую магию не разрушить. Формат stop motion, покадровая кукольная анимация, буквально одушевляет героев. Вынуждает ставить изображение на паузу и вглядываться в каждую деталь, черточку лица, фрагмент одежды или элемент интерьера, восхищаясь их ювелирной проработкой и самобытностью. Во-вторых, за счет легкомысленных песенок, приятного юмора и живописных локаций картина совсем не производит впечатление тяжеловесной драмы. И чем проще она воспринимается визуально, тем легче будет завязать с детьми неизбежный разговор.
Поэтому в-третьих: «Пиноккио» позволяет думать о смерти не как о трагичном конце всего сущего, но как об абсолютно логичном завершении нашего пути. «Человеческую жизнь делает значимой то, что она коротка», – голосом Тильды Суинтон заявляет мудрый сфинкс. С подобных позиций и следует беседовать о смерти с сыном или дочкой, когда они обрушат на вас скользкие философские вопросы. Ведь Пиноккио – такой же ребенок. И он с удивлением осознает, что, оказывается, и сверчок, и Джеппетто, и обезьянка, которая бросила графа и подружилась с ним, могут уйти. Что же ему остается? Все просто – ценить каждое мгновение, проведенное рядом с ними.
А когда холодное дыхание вечности сдует с дерева последний листок, испытывать надо не грусть – признательность. За все светлое, что произошло в прошлом. И пускай когда-нибудь ты останешься один – одиноким ты не будешь. Да, не сильно шокирующая истина. Зато неоспоримая. Благодаря ей эмоциональная связь с «Пиноккио» достигает невероятной мощи, а горящий в особо пронзительной сцене закат не сжигает, но исцеляет. Плачьте, пока можете плакать. Страдайте, пока можете страдать. Живите, пока можете жить.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…