Древние боги, зловещая комета, зомби-рейверы и #MeToo-ведьма с ногами задом наперед.
Индийское кино сегодня – это огромная сложносоставная индустрия, солидные бюджеты и блокбастеры с эпическим размахом. Но самое главное – это самобытный, не засоренный надоевшими голливудскими штампами подход к сочинению сюжетов. Что особенно важно, когда речь заходит о жанровом кино. На нескольких характерных примерах покажем, что получается, когда авторы фильмов ужасов ничем не ограничены в своей фантазии.
«Тумбад» (2018)
Тумбад – это такая деревня в индийском штате Махараштра, над которой, если верить одноименному фильму, висит страшное проклятие. Там всегда идет дождь, да и в целом местечко не из приятных. В деревне живет женщина с двумя сыновьями и целыми днями занимается тем, что ублажает своего мужа, мерзкого старика, владельца полуразвалившейся усадьбы, в которой где-то якобы спрятано сокровище. А еще она должна кормить еще более мерзкую бабку, чтобы та не проснулась. Однажды старик умирает, один из сыновей тоже, и женщина со вторым сыном уезжает в город. А спустя годы этот второй сын, уже подросший, возвращается в Тумбад, чтобы сокровище то добыть.
Между прочим, фильм показывали на Венецианском фестивале несколько лет назад. Вот они там, поди, удивились. Потому что не удивиться, честно говоря, сложно, даже если вы относите себя к числу искушенных зрителей. Фолк-хоррор, сюжетными очертаниями слегка напоминающий «Огниво» Ханса Кристиана Андерсена, с внушительной примесью приключенческого кино про расхищение древних и очень опасных гробниц, а также жирными вкраплениями отборной кроненберговщины – вот что это такое примерно. Плюс на фоне – события из истории Индии XX века. Коронный номер – погружение в утробу древней богини, где обитает древний хищный бог. Поверьте, это стоит увидеть.
«Иди, Гоа больше нет» (2013)
Два друга-балбеса после крупных неудач на любовном и карьерном фронтах отправляются развеяться на Гоа, прихватив третьего друга, куда более правильного и скучного. Там они получают приглашение на закрытый рейв, который устраивает на небольшом острове русская мафия. На вечеринке всем раздают подозрительные красные таблетки, а наутро друзья обнаруживают себя в окружении полчищ ходячих плотоядных мертвецов.
Для поднятия настроения – образцово-показательная зомби-комедия, незамысловатая (если не сказать – идиотская), но очень смешная. Не в последнюю очередь – за счет развесистой клюквы, которая здесь на удивление обильно произрастает. Отвечает за нее главным образом персонаж по имени Борис, главарь той самой русской мафии. Вообще-то он не совсем русский, а родом из Дели, но с русской душой и «водкой вместо крови». Уморительно матерится, виртуозно уничтожает кадавров и излучает киловатты маскулинности. Как Вуди Харрельсон в «Zомбиленде», только еще круче.
Кроме того, фильм содержит мощный заряд антинаркотической пропаганды, прямым текстом сообщая, что подозрительные таблетки, которые раздают на рейвах, превращают людей в зомби (привет Гаспару Ноэ).
«Девять» (2019)
К нашей многострадальной планете несется огромная комета. Хорошая новость в том, что, согласно расчетам, прямой угрозы нет – мимо должна пролететь. Плохая новость – пока будет пролетать, из-за ее электромагнитного поля везде на девять дней вырубится электричество. По такому случаю видный ученый-астрофизик едет в горы, прихватив команду помощников, телескопы и малолетнего отпрыска, с которым отношения у него складываются не очень, с целью небывалое явление как следует изучить. В горах ученый встречает загадочную симпатичную девушку, с виду добрую и приятную в общении. Но на самом деле она вовсе не та, за кого себя выдает.
Вообще серьезная фантастика, надо заметить, в индийском кино направление не самое востребованное. Скорее наоборот. Вот и «Девять» в полной мере нельзя к этой категории причислить. Хотя все предельно серьезно, и фантастика налицо, но речь как бы о другом. Картина оборачивается триллером про кровожадного психопата сверхъестественной природы, а в финале зрителя ждет, пожалуй, один из самых внезапных твистов в истории человечества. Да, вмонтирован он кривовато, выглядит аляповато и вопросов порождает больше, чем дает ответов, но эффект производит сногсшибательный. К тому же лишний раз напоминает, что космос – это, конечно, прекрасно, но есть в жизни вещи поважнее.
«13Б: У страха новый адрес» (2009)
Большая семья переезжает в новую просторную квартиру под номером 13 на 13-м этаже в доме 13. Естественно, сразу же с ними начинают разные непонятные вещи происходить. В холодильнике постоянно молоко прокисает, а телевизор каждый день (угадайте, в какое время) транслирует несуществующую мыльную оперу. Главный герой вдруг замечает, что сюжет этой мыльной оперы с удивительной точностью предвосхищает все, что в реальности с его семьей творится. Будь то повышение зарплаты или же какие-нибудь несчастья. И реальность постепенно становится от сериала неотличима.
А что может быть страшнее, чем осознать себя персонажем индийской мыльной оперы? Хуже любого кошмара! Но индийцы, снявшие «13Б», к счастью, не углубляются в дебри постмодернистских дискурсов, поставив под сомнение объективность восприятия действительности. Вместо этого они берут и переосмысляют японские фильмы ужасов через призму сериалов для домохозяек. Что тоже неплохо. По крайней мере, оригинально и весело. Как если бы «Звонок» породнился с «Санта-Барбарой».
«Призрак в кронах деревьев» (2020)
В конце XIX века маленькую девочку по имени Бюльбюль выдают замуж за взрослого бородатого дядьку королевских кровей. Ее перевозят в поместье супруга, где она знакомится с его младшим братом, своим ровесником. Сразу завязывается у них крепкая нежная дружба, но однажды им приходится расстаться, потому как уезжает он учиться в Лондон. Спустя несколько лет парень возвращается в поместье и узнает, что в округе кто-то принялся изуверски убивать мужчин. Поговаривают, будто это орудует ведьма с ногами задом наперед, любительница по веткам скакать. А между тем он подмечает, что Бюльбюль теперь совсем не та, что была прежде.
Возможно, не все в курсе, что в 2018 году волна движения #MeToo захлестнула и Индию тоже. В результате крупнейшую в мире киноиндустрию тряхнуло побольнее, чем Голливуд. Обвинения сыпались десятками, что влекло за собой различные последствия, а затем, в лучших традициях индийского кино, после головокружительного твиста возникло обратное движение – #MenToo. И фильм «Призрак в кронах деревьях» его как раз иллюстрирует.
Снят он, естественно, женщиной (Анвита Датт) и во всем остальном строго придерживается стандартов современного профеминистского жанрового кино. Это значит, что посвящен по большей части наглядной демонстрации того, как злые мужчины жестоко обращаются с женщинами (в драматичном слоумо) и в конце концов получают по заслугам. Однако индийский национальный колорит никуда не девается, благодаря чему слепленное, казалось бы, по избитым шаблонам произведение играет свежими яркими красками. Смотрится картина и сама по себе необычно: как будто кто-то «Сонную Лощину» Тима Бертона щедро залил густой кроваво-красной краской. Да еще и ведьма эта с пятками вперед – такой чудесный многозначный образ.
Комментарии