Сегодня день рождения отмечает один из самых противоречивых писателей современности – Джордж Мартин. Одни любят его за потрясающие и продуманные миры, в частности, за «Игру престолов». Другие ненавидят за роль литературного палача и излишнюю медлительность (поклонники уже который год ждут «Ветра зимы»). Но Мартин известен не только «Песней льда и пламени» – еще он успел поработать над несколькими сериалами и фильмами, зачастую основанными именно на его произведениях. К 75-летию легендарного фантаста вспоминаем кинопроекты, связанные с творчеством.
Дебютным произведением Джорджа Мартина, удостоенным экранизации, стал небольшой рассказ «Вспоминая Мелоди» (на английском языке название также содержит игру слов «вспоминаю мелодию»). Он оказался его единственной работой, которую адаптировали дважды: сначала как короткометражный студенческий фильм, а затем как одноименный эпизод сериала-антологии «Автостощик». Примечательно, что «Вспоминая Мелоди» – первое сотрудничество Мартина с каналом HBO, который спустя 30 лет возьмется за перенос на малые экраны «Песни льда и пламени».
«Автостощик» представлял собой довольно классическую для 1980-х и 1990-х антологию с элементами мистерии и хоррора. Каждый из эпизодов имел собственную историю, объединенную одним персонажем – таинственным Путешественником, пересекавшимся с главными героями и выступавшим в роли повествователя. «Вспоминая Мелоди» рассказывает об эгоцентричном адвокате Теде, в чьей жизни неожиданно появляется сумасшедшая бывшая подружка, которой больше некуда идти. Встреча с Мелоди запускает цепочку событий, приводящих к шокирующему для протагониста финалу.
HBO взял за основу завязку рассказа Мартина и отдельные сцены, но в целом телеверсия заметно отличается от оригинала. Эпизод похож скорее на софт-порно с примесью мистического триллера, в то время как у автора все было в точности наоборот. Зато уже здесь можно увидеть любовь Мартина к сильным и загадочным героиням – писатель явно позаимствовал некоторые черты Мелоди для создания образа Мелисандры из «Игры престолов».
Уже через три года после своего дебюта на телевидении Мартин покорил широкие экраны – в 1987-м в кинотеатрах вышел научно-фантастический ужастик «Ночной полет». Он рассказывает о группе космических исследователей, которые отправились в экспедицию и неожиданно столкнулись с врагом в лице бортового компьютера (до боли знакомые вайбы «Космической одиссеи»). Писатель не только предоставил права на экранизацию повести, но и стал одним из сценаристов проекта. Позже Мартин признался, что, несмотря на низкие оценки и кассовый провал, он все равно испытывает к ленте теплые чувства.
«Ночной полет», возможно, и не спас мне жизнь, но в прямом смысле спас мою карьеру. Все, что я создал с тех пор, существует в немалой степени благодаря этому фильму», – заявил писатель.
На волне популярности Мартина после выхода «Игры престолов» немало студий захотели отхватить кусок этого сладкого пирога. Так, Syfy объявил о работе над сериалом по повести и фильму 1987 года, который на сей раз локализовали как «Летящие сквозь ночь». Сам Мартин из-за контракта с HBO не мог принять участие в создании шоу, поэтому ему пришлось довольствоваться ролью исполнительного продюсера. Однако, как и «Ночной полет», критики сериал разгромили: всего через пару месяцев после премьеры на проекте поставили крест.
В 1990-е Мартин вернулся на малые экраны. Повесть «Песчаные короли» стала основой телевизионного фильма и одновременно дебютного эпизода сериала-антологии «За гранью возможного». В центре сюжета – доктор-исследователь Саймон Кресс, изучающий формы марсианской жизни. Из-за прекращения экспериментов с внеземными организмами герой вынужден забрать образцы домой для личного наблюдения. Однако в какой-то момент ученый замечает, что «марсиане» начали быстро эволюционировать, а его самого пришельцы приняли за бога.
От оригинальной истории в сериале практически ничего не осталось: создатели шоу изменили сеттинг, локацию, важные сюжетные элементы и даже основной посыл. Мартин придумывал «Песчаных королей» как повесть о влиянии родителей на своих детей и ответственности взрослых за тех, «кого они приручили». Экранизация же исследовала проблемы гордыни, высокомерия и экологической катастрофы.
Так или иначе, эпизод пришелся по душе зрителям и критикам. «Песчаные короли» получили ряд номинаций на премию «Эмми». Что касается самой повести, то она была удостоена престижных литературных наград, включая «Хьюго» и «Небьюлу». А в 1987 году издание DC даже адаптировало историю Мартина для научно-фантастической линейки графических романов, состоящих из нескольких самостоятельных сюжетов.
На творчество Джорджа Мартина недавно замахнулась и чета Йовович-Андерсон – режиссер снял ленту «В потерянных землях» с любимой женой в главной роли. Другую ведущую партию доверили Дэйву Батисте, чья фильмография из года в год становится все обширнее. «В потерянных землях» рассказывает о волшебнице Серой Элис (любит Милла это имя), которая отправляется в опасное путешествие ради магической силы, позволяющей человеку превращаться в оборотня.
Работа над «Землями» велась несколько лет. Первоначально к нему были привязаны другие режиссер и актер, в то время как Йовович оставалась кандидатом на главную женскую роль. Производство сдвинулось с мертвой точки только в феврале 2021 года, когда об участии Миллы и ее мужа объявили официально.
По словам Мартина, ему всегда нравилась Серая Элис. Он даже собирался написать продолжение ее истории, но задумка так и осталась нереализованной. Сейчас фантаст воодушевлен работой над новым проектом. К фильму планируется выпустить графический роман, включающий оригинальный рассказ и раскрывающий «более мрачный и обширный мир картины». Премьера «В потерянных землях» намечена на февраль 2024 года.
Помимо вышеупомянутых фильмов, сериалов и «Игры престолов» Джордж Мартин долгое время трудился как сценарист. Он написал несколько эпизодов культовой «Сумеречной зоны», работал над сериалом «Красавица и Чудовище» с Линдой Хэмилтон и Роном Перлманом, а также принимал участие в создании ряда пилотных серий, которые, к сожалению, так и не были сняты. Кроме того, на полке у Мартина пылятся несколько законченных сценариев, ждущих своего часа. Следующим крупным проектом Джорджа станет экранизация его романа «Бегство охотника», написанного в соавторстве со знаменитым фантастом Гарднером Дозуа (именно он сформировал главный принцип киберпанка High tech. Low life).
Но одним кинематографом Мартин не ограничивается. В 2022 году создатели легендарной игровой серии Dark Souls выпустили ролевой экшен Elden Ring, в разработке которого писатель принял непосредственное участие. Мартину доверили сотворение мифологии мира и предыстории основных боссов. Сотрудничество оказалось продуктивным – Elden Ring получила множество наград, включая премию «Небьюла» за лучший сценарий в компьютерной или настольной игре и приз The Game Awards (игровой «Оскар») как «Игра года».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…