Двадцать лет назад, на рубеже веков, Холли Берри уже была на высоте. Она брала самые престижные награды и снималась в блокбастерах. Все мы помним, как изящной походкой выходила она из океана в «Умри, но не сейчас», как загорала с книжкой в «Пароле «Рыба-меч». А дальше дела пошли не так гладко. Да и до того шли иногда не очень. Но Холли, ягодка наша, никогда не унывала. И сейчас, когда ей уж 55 исполнилось, все так же бодра духом и привлекательна. Более того – вовсю готовится новые высоты покорять.
А начинала Холли моделью. И неплохо так начинала. В 1986-м стала первой на конкурсе «Мисс мира». Правда, не в том смысле, что победила (почетное шестое место), а в том смысле, что до нее афроамериканки там вообще не участвовали. Потом подалась в актрисы, но сразу карьера не задалась, пришлось немного в приюте для бездомных пожить. Пока не заполучила роль в ситкоме «Живые куклы». Который был всего лишь спин-оффом другого ситкома, «Кто здесь босс?», и больше одного сезона не протянул. А еще Холли в ходе съемок впала в кому, и ей диагностировали диабет. С тех пор она активно занимается благотворительностью, помогая другим людям с тем же недугом.
Первый же опыт в настоящем кино случился благодаря Спайку Ли. В его картине «Лихорадка джунглей» она сыграла безнадежную наркоманку с бешеными глазами, подружку персонажа Сэмюэла Л. Джексона. Но фильм примечателен не этим. И не тем, что там Стиви Уандер пел. И не тем, что две «Золотых ветви» в Каннах срубил. А тем, что его финальная сцена – абсолютно худшая в истории кинематографа. Так-то совершенно обычная с виду мелодрама про измены, начиненная мощным, как бронепоезд, и таким же утонченным антирасистским пафосом (как всегда у Спайка Ли). Но последние кадры – неповторимый шедевр наивного экспрессионизма. Вот, сами убедитесь.
После «Лихорадки джунглей» карьера Холли Берри медленно, но верно пошла в гору. Стриптизерша Кори, убийство которой запускает сюжет комедийного боевика с Брюсом Уиллисом «Последний бойскаут», любовный интерес главного героя в ромкоме с Эдди Мерфи «Бумеранг», сексуальная пособница злодея Шэрон Стоун во «Флинтстоунах» (фильм при всей своей чудовищности весьма прибыльный). Ничего выдающегося, но на виду держалась. А затем – внезапный триумф.
Есть такая категория фильмов, которые в Америке особенно любят награждать: байопик про звезду прошлого тяжелой судьбы. Они, как правило, политически выверенные, ровные, предсказуемые, без лишних провокаций, всем удобные, слезу выжимают. И артист, играющий звезду прошлого тяжелой судьбы, всегда по полной выкладывается. Беспроигрышный вариант. В подобный фильм – «Познакомьтесь с Дороти Дендридж» (1999) про популярную в 1950-х актрису – как раз и повезло Холли Берри попасть. За главную роль там ей вручили «Эмми», «Золотой глобус» и Премию Гильдии актеров в придачу.
И тут Берри поперло. Ее позвали в «Люди Икс», где она стала повелительницей погоды Шторм, крутейшей супергероиней, поныне никем по крутизне не превзойденной на большом и малом экранах – ни Черной вдовой, ни Капитаном, простите, Марвел, ни тем более Чудо-женщиной, ни кем-либо еще. Следом – уморительно чрезмерный во всем «Пароль «Рыба-меч». И – апогей. «Бал монстров».
Этот – тоже из тех фильмов, которые рождены, чтобы собирать номинации и награды, рвущая душу в клочья драма. Две покалеченные судьбы волею случая соединяются в робкой надежде на более счастливое совместное будущее, но в конце концов прошлое все равно их настигает и добивает контрольным – к финалу половина зрительного зала рыдает под креслами, а вторая половина намыливает веревки. За роль бедной вдовы, потерявшей сына, Холли Берри, обойдя Джуди Денч («Айрис»), Николь Кидман («Мулен Руж!»), Сисси Спейсек («В спальне») и Рене Зеллвегер («Дневник Бриджит Джонс»), взяла в 2002-м исторический «Оскар» – ни одна темнокожая актриса до нее не побеждала в номинации «Лучшая женская роль». И после, кстати, тоже.
Вроде бы вот оно, величие. Золотыми буквами на безоблачном небосводе воссияло имя Холли Берри. Сразу после одного беспрецедентного события пал очередной знаковый рубеж: первая темнокожая девушка Бонда. Сиквел «Людей Икс» выстрелил громче оригинала, принеся более $400 млн, что для кинокомикса в те годы ого-го какой результат. Живи, казалось бы, да радуйся. Но нет.
Про «Готику» (2003) Матье Кассовица можно бы и промолчать – ну оступилась, ну вляпалась, подумаешь, с кем не бывает. За участие в клипе Limp Bizkit на Behind Blue Eyes, где она с Фредом Дерстом целуется, – респект прежде всего Фреду Дерсту. То есть ничего пока еще непоправимого не произошло. Зато произошло год спустя.
Сейчас Холли утверждает, что после «Оскара» предложения на нее пачками отнюдь не сыпались. Еще и боссы MGM, негодяи такие, не захотели выделить $80 млн на спин-офф «Джеймса Бонда» про ее героиню. Прозябала, говорит. А все, естественно, из-за цвета кожи. И, говорит, решила, что сыграть Женщину-кошку – отличная идея и прекрасная возможность, будучи не белой, перевоплотиться в супергероиню. Что звучит несколько странно, поскольку и так ведь уже перевоплотилась, куда тебе еще-то.
Но ладно, допустим, с точки зрения борьбы против расовой дискриминации какой-то смысл в предприятии был, ведь первый супергеройский сольник с черной женщиной во главе – это, как ни крути, веха (впрочем, стоит напомнить, что еще в сериале про Бэтмена 1960-х годов Женщину-кошку играла чернокожая Эрта Китт). Соответственно, перед взором Холли Берри замаячила перспектива снова встать в авангарде. И она поддалась. О чем позже горько пожалела и жалеть не перестает. Потому что первый супергеройский сольник с черной женщиной во главе обернулся кромешным фиаско.
В чем причина? Ну, знаете, так бывает, когда проект находится в разработке десять лет, прикрепленные к нему режиссеры и исполнители сменяют друг друга, сценарий переписывается много раз, и в итоге его запускают в производство только из-за того, что другой проект по какой-то причине был отменен. Иными словами, Холли Берри могла бы и предвидеть такое развитие событий. Или хотя бы прочитать сценарий, который содержит, например, сцену, где главная героиня буквально обмазывает себе лицо кошачьей мятой.
Короче, хотелось бы сказать, что Холли Берри молодец и ни в чем не виновата, а виноваты форсировавшие съемки продюсеры, режиссер, дизайнер этого пошлого костюма, криворукие CGI-художники, тот, кто отвечал за безобразный монтаж и кто угодно еще. Но Холли Берри, на общем уровне нисколько не выделявшаяся в лучшую сторону, виновата не меньше, и свою «Золотую малину» она полностью заслужила. «Женщина-кошка» не отбила бюджет, сразу по выходе превратилась в объект насмешек, навечно обосновалась в позорных кинорейтингах, а годом позже марвеловская «Электра» с Дженнифер Гарнер отправила женские супергеройские сольники в небытие на долгие годы.
Карьера Холли Берри, конечно, не закончилась. По инерции ее еще отметили номинациями на «Эмми» и «Золотой глобус» за роль в мелодраме «Их глаза видели Бога» (2005). Еще сверкнула Шторм своими молниями в триквеле «Людей Икс» (2006), который, однако, едва окупился. Но былых высот Холли так и не достигла, чередуя провалы вроде «Облачного атласа» (2012) с малозаметными проходняками («Заклинательница акул» (2012), «Похищение» (2017), «Лос-Анджелес в огне» (2017)) и ролями вторых-третьих планов.
В последние годы, правда, как будто наметился прогресс. В продолжении Kingsman мелькнула, пускай тот и получился заметно послабее первой части. В «Джоне Уике 3» зажгла с дуэтом замечательных собачек. Наконец, попробовала себя в новом качестве – взялась самолично за постановку спортивной драмы «В синяках». Где сама же в главной роли снялась.
Год назад фильм показали в Торонто, а уже осенью состоится премьера на Netflix. Синопсис там следующий: у ветеранки ММА хотят отобрать родительские права, и она возвращается в клетку бить морды молодым соперницам, что как-то в теории должно помочь ей вернуть сына. Положим, воодушевляет не особо. Но, согласитесь, 55-летняя Холли Берри, которая бьет морды, – это кое-что из ряда вон. К тому же она, как сообщают, так в процессе усердствовала, что два ребра себе сломала. До кучи к тем двум ребрам, которые она сломала на съемках третьего «Джона Уика». Вот и считайте, сколько фильмов осталось Холли Берри, пока она себе все ребра не переломает.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…