Если вы думаете, что современное иранское кино – это занудные фестивальные драмы, которые режиссеры-диссиденты производят для прогрессивной европейской публики, то да, так оно и есть по большей части. Но встречаются порой и приятные исключения. И про некоторые из них мы вам сейчас немного расскажем.
В городе Мешхед орудует маньяк: убивает проституток, оставляет их трупы в одном и том же месте, после чего отчитывается о проделанной работе по телефону в местную газету. Полиция особо по этому поводу не чешется, да и население в целом деятельность лиходея вполне одобряет. Но вот из Тегерана прибывает отважная журналистка и сама берется за расследование.
В основе – реальные события, только главная героиня выдумана, чтобы дополнительно профеминистический подтекст подсветить. Поэтому она, естественно, вся такая из себя умничка и молодец, а вокруг одни похотливые козлы да харассеры. Короче, кино, как вы понимаете, не столько про поимку изворотливого негодяя, сколько о том, как прогнило до самого основания иранское общество (в той или иной степени об этом почти все экспортные иранские фильмы, что тут поделать).
Снял «Священного паука» Али Аббаси, давно проживающий в Швеции и известный также по причудливой фолк-драме про гендерно-небинарных троллей «На границе миров». А еще он пару эпизодов «Одних из нас» поставил. В общем, человек компетентный, навыки и таланты у него имеются. Так что этот его фильм (отмеченный, конечно же, наградой в Каннах) любителям добротных мрачных триллеров смело можно рекомендовать. А также тем, у кого душа за иранских женщин болит.
Как уже было замечено, обычно то иранское кино, которое мы с вами видим, делается не для внутреннего потребления, а наоборот. Поэтому «Дамасское время» представляет для нас особую ценность. Так как это – чистокровный военно-патриотический экшен. Посвященный бравым иранским летчикам и их неоценимому вкладу в борьбу с боевиками ИГИЛ (организация запрещена в России) на территории Сирии.
Главный герой – бравый иранский летчик как раз. И отец у него тоже – бравый иранский летчик. Вместе им нужно переправить из аэропорта Пальмиры группу людей, в числе которых беженцы, раненые и пленные террористы. Однако прямо посреди рейса последние вырываются на свободу и самолет захватывают. А потом его захватывают другие террористы, еще более злобные, коварные и свирепые, к тому же с бывшей рок-звездой во главе.
Штука совершенно невообразимого градуса безумия, со смехотворными, но масштабными спецэффектами, всякими разбабахами, восхитительными сюжетными виражами, оторванными и отрубленными головами и тому подобным. Чрезмерность повсюду в лучших традициях Майкла Бэя, пафоса – хоть лопатой греби. Джерард Батлер со своим «Крушением» отдыхает, серьезно.
Исламская революция и ее последствия – для иранских кинематографистов тема больная и вместе с тем горячо любимая, по понятным причинам. Как правило, в лоб, прямолинейно об этом они не говорят, а стараются ее осветить иносказательно, переосмыслить как-нибудь. Вот и Бабак Анвари по-своему переосмыслил, через жанр мистического хоррора.
Фильм «В тени» показывает события начала 1980-х глазами маленького мальчика, чья мама лично участвовала в демонстрациях, которые в итоге привели к революции. Действие разворачивается в многоквартирном доме, где жизнь постепенно становится невыносимой. То отца мальчика на войну отправят, то ракета крышу пробьет, параллельно соседи разбегаются кто куда и бытовые условия ощутимо ухудшаются. До кучи джинны, завернутые в покрывала с персидскими узорами, приходят и давай стращать.
На самом деле джинны, разумеется, не столько стращают, сколько олицетворяют. Стращать картина и без того способна неплохо при помощи неумолимо сгущающейся гнетущей атмосферы и медленно нарастающего ощущения неясной угрозы. Которое в какой-то момент, ближе к кульминации, принимается уже с такой силой и интенсивностью давить, что может вызывать приступы удушья и клаустрофобии. Но без джиннов было бы все-таки не то. Они и колорита прибавляют, и из-за углов эффектно выпрыгивают. Недаром в Иране говорят: джинн – всему голова.
1965 год. В Тегеране только что совершено покушение на премьер-министра (допустим, это важно), а молодой и с иголочки одетый сотрудник тайной полиции на ярко-оранжевой Chevrolet Impala прибывает на остров Кешм, куда ссылают политзаключенных. Один из них там недавно повесился, и надо бы с этим разобраться. Сразу же выясняется, что покойный оказался в петле, уже будучи мертвым. А то место, где он висит, – это заброшенный корабль, изнутри весь исписанный цитатами из одной книжки. А корабль тот стоит рядом с кладбищем. Под которым якобы обитает дракон.
Сразу предупреждаем: фильм «Приходит дракон» – такая вещь в себе, когда, что называется, ничего не понятно, но очень интересно. Сразу после интригующей завязки с трупом внутри корабля посреди острова вас вдруг без предупреждения швыряют на 50 лет вперед и рассказывают – в формате мокьюментари уже – про случайно найденную в стене пленку, на которой обнаружились записи допросов по тому самому расследованию, впоследствии строго засекреченному.
И далее фильм будет сбивать вас с толку всякий раз, когда вам покажется, что вы почти подобрали ключ и вот-вот разберетесь, наконец, что к чему. Нет, не разберетесь. Потому что нужно быть, наверное, глубоко погруженным в тему, чтобы разобраться. И поди еще узнай, в какую именно тему. Проще говоря, «Приходит дракон» – это сильно замороченный, перегруженный символизмом «Настоящий детектив», больно ударившийся об Дэвида Линча и всякую восточную эзотерику. Его, скорее всего, невозможно постичь, зато очень увлекательно разглядывать.
Супружеская пара с младенцем едет из гостей домой. Муж (лауреат Канн и Берлина Шахаб Хоссейни) сильно устал и слегка принял на грудь, на улице ночь непроглядная, ребенок не спит, к тому же под колеса кто-то бросается. А тут как раз отель по пути. И они решают в нем ночь переждать. Как водится, зря. Поскольку в отеле творится чертовщина.
Перед вами гостиничный хоррор сугубо классического образца, минималистичный, но в лучшем виде исполненный, даже слегка эстетский. Скажем, известное полотно Рене Магритта в холле отеля не просто так для красоты висит: ближе к финалу вы сможете понаблюдать его оригинальную трактовку, разыгранную посредством доппельгангеров. Отличная, к слову, сцена, пробирает как следует.
При этом «Ночь» – кино практически универсальное. В том смысле, что почти лишено характерных национальных особенностей, никакого тебе культурного или политического подтекста. Вернее, кое-что временами такое проскакивает, но совсем незначительное, внимания на себя не обращает. Поэтому история абсолютно доступна и понятна любому зрителю, хоть из Ирана, хоть из России, хоть с Мадагаскара.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…