Почему крупные студии отказываются от режиссерского видения, а переделка уже снятого материала стала нормой.
Наблюдая за созданием крупных кинопроектов, нельзя не заметить, что пересъемки стали для них почти обязательными. При этом бюджеты растут, состав съемочных групп меняется, а в итоге провал следует за провалом. «КиноРепортер» решил выяснить, зачем студии борются с авторским видением режиссеров, почему пересъемки превратились в обыденное явление и действительно ли они губительны для финального продукта.
По другому пути
В последние годы новости о пересъемках блокбастеров стали неотъемлемой частью кинематографической информповестки. Сначала их воспринимали с осторожным недоверием, затем шутили о бокс-офисном проклятии и в конце концов перестали реагировать совсем. А зря, ведь пересъемки, предполагающие замену ключевого фильмообразующего блока – будь то актер, режиссер, финальные сцены или смена общей тональности, влекут за собой целый ворох других проблем. И не только финансовых.
Причин для повторного визита на площадку может быть много (их мы разберем чуть позднее), однако многие при этом забывают или даже вовсе не знают, что тем или иным поствмешательствам подвергались многие ленты, впоследствии ставшие культовыми. И поскольку история не терпит сослагательного наклонения, сложно сказать, обрели бы они свой статус и популярность, оставшись такими, какими их первоначально задумывали режиссеры. Или, наоборот, пытались продвинуть свое видение всеми силами, несмотря на обстоятельства – финансовые или технологические.
Таким перфекционистом часто оказывался Стивен Спилберг. В 27 лет, снимая «Челюсти» (1975), постановщик переделал несколько ключевых сцен триллера про акулу-людоеда. По одной версии, ему не нравилось, как в воде выглядит аниматронная кукла, и он предпочел не показывать ее в кадре, лишь намекнув на присутствие опасного хищника, подражая тревожному саспенсу Альфреда Хичкока. По другой – режиссер изначально решил даже не пытаться снимать механическую конструкцию, поскольку понял всю бесполезность этой затеи.
И это не единственный пример с той площадки: позднее Спилберг за собственные $3 тыс. переснял подводную сцену, в которой обнаруживают тело Бена Гарднера. Однако все это было проделано в рамках основных съемок, так что вновь собирать распущенную команду не потребовалось. А несколько лет спустя режиссеру пришлось действительно переснимать финал своей грандиозной ленты «Инопланетянин» (1982) уже по прихоти зрителей – те категорически воспротивились идее закончить жизнь пришельца в руках военных.
Все и сразу
К слову, в последние годы публика, наоборот, жаждет больше авторского видения. Бум режиссерских версий, которые в свое время не увидели свет по тем или иным причинам, и не думает прекращаться. А с усилением роли социальных сетей массовые акции достигают невероятного размаха. Так, студия Warner Bros. сдалась после длительных увещеваний фанатов Зака Снайдера: петиции в поддержку режиссерской версии «Лиги справедливости» (2017) набирали сотни тысяч голосов, а количество твитов с соответствующим хештегом росло на глазах.
«Лига справедливости» таким образом угодила в денежную воронку: после ухода Снайдера с проекта бразды правления взял Джосс Уидон, потребовавший денег на пересъемки, – бюджет в итоге увеличился еще на $25 млн, а постановщик заработал проблемы с коллективом. Через несколько лет, уже после премьеры, фанаты добились выхода режиссерской версии, на которую снова понадобились средства. Ситуация в итоге сложилась беспрецедентная: на один только «Снайдеркат» (2021) дополнительно выделили $70 млн.
Дорабатывался ранее отснятый материал, также деньги пошли на новые постпродакшн, спецэффекты, музыку и даже передублирование. Кроме того, хотя изначально руководство платформы HBO Max, где фильм в итоге вышел, отказало режиссеру в пересъемках, роль Киборга (Рэй Фишер) оказалась значительно расширена. А исполнителю роли Флэша Эзре Миллеру пришлось сниматься в новом эпизоде по видеосвязи – спасибо технологиям в эпоху пандемии.
Получилось как всегда
Часто грань между понятиями «пересъемки» и «досъемки» размывается. Самое логичное разграничение таково: в первом случае коррективы вносятся в уже готовую сцену. Во втором – речь о совершенно новом и самостоятельном эпизоде, причем часто они снимаются для какого-то конкретного региона вроде отдельной ветки для «Железного человека 3» (2013).
Разнообразны и причины таких изменений – даже если не брать во внимание перфекционизм режиссера, как в случае с Андреем Тарковским, который начисто переделывал своего «Сталкера» (1979) несколько раз, в итоге бюджет картины превысил 1 млн рублей с перерасходом 300 тыс. Правда, здесь тоже есть нюансы: Дэвид Финчер, например, точно знает, чего хочет, и просто делает бесконечное число дублей, пока не добивается поставленной задачи.
Существует и фактор влияния творца, если он одновременно является и продюсером: например, сериал «Идол» от создателя «Эйфории» Сэма Левинсона и музыканта The Weeknd в разгаре съемок резко сменил «творческое направление», а заодно актерский состав и съемочную группу.
В числе причин пересъемки могут быть плохие результаты фокус-групп, на которые чутко реагируют боссы студий и продюсеры в попытке вернуть свои капиталы, вложенные в производство. Хотя бывали в истории кино и продюсеры с чутьем на правильные сюжетные повороты и контекстные детали. Легенды ходят о Харви Вайнштейне, который безапелляционно вмешивался в творческую сторону многих проектов, выходящих под крылом их с братом компании. И все же чаще всего своеобразное продюсерское вето все же подкреплено данными «извне».
Судьбу «Инопланетянина» повторили многие известные фильмы – по воле первых зрителей менялись такие признанные хиты, как нуар «Сансет бульвар» (1950) Билли Уайлдера, фантастика «Бегущий по лезвию» (1972) Ридли Скотта, мелодрама «Красотка» (1990) Гэрри Маршалла, душераздирающий «Побег из Шоушенка» (1994) Фрэнка Дарабонта и отечественное «Притяжение» (2017) Федора Бондарчука.
А вот с фантастическим боевиком «Война миров Z» (2013) с Брэдом Питтом в главной роли мнение фокус-группы сыграло злую шутку. После отрицательных отзывов были организованы масштабные пересъемки, из-за которых изменилось больше трети фильма. Это увеличило бюджет на $65 млн до $190 млн. В итоге картина сумела окупиться в прокате, но непростая производственная судьба проекта надолго поставила под вопрос разработку сиквела, который в 2019 году все-таки отменили. «Отряду самоубийц» (2016) Дэвида Эйра, в который насильно вливали юмор, пересъемки стоимостью в $22 млн тоже не помогли.
Бывают случаи, когда дистрибуторы принимают решение переснять готовый фильм для проката на определенной территории. Так было с зомби-хоррором «Кутис» (2014) с Элайджей Вудом. Продюсер проекта Гевонд Андреасян рассказал, что студия Lionsgate пересняла несколько сцен для проката в Северной Америке. А Тимур Бекмамбетов много раз переснимал свои скрин-лайф картины для разных стран – и не сказать ведь, что речь о чистых ремейках.
Не в мою смену
Более радикальные изменения в картине подразумеваются при смене режиссера. Если не считать всю ту же «Лигу справедливости», влетевшую студии в состояние два раза подряд, можно упомянуть спин-офф «Хан Соло: Звездные войны. Истории» (2018), режиссеры которого были уволены из-за серьезных творческих разногласий со студией и сценаристами. Фила Лорда и Кристофера Миллера сменил двукратный обладатель «Оскара» Рон Ховард, однако от дополнительных сложностей проект это назначение не спасло. По слухам, постановщику пришлось переснимать около 70% фильма, из-за чего пострадали сюжетные арки персонажей и смазалось общее впечатление от картины.
Наверняка и в Disney счастливы были вернуть Джеймса Ганна на режиссерский пост «Стражей Галактики 3» (2023) – видение у него слишком уж самобытное, чтобы без потерь передавать этот самобытный мир в чужие руки.
Серьезно повлиять на съемочный процесс могут и изменения в актерском составе. Особенно в связи с культурой отмены. Пока что непревзойденным перестраховщиком в этой области является Ридли Скотт, который переснял все сцены с участием обвиненного в сексуальных домогательствах Кевина Спейси, сыгравшего одну из ключевых ролей в драме по реальным событиям «Все деньги мира» (2017).
Опального актера заменил Кристофер Пламмер, всего было переснято 22 сцены, в которых также участвовали Марк Уолберг, уже успевший сбросить вес для другой роли, и Мишель Уильямс. Уолберг запросил $1,5 млн за дополнительную работу, Мишель ограничилась $1 тыс. Всего же на этом процессе создатели потеряли $10 млн.
Второе место в этом антирейтинге можно отдать Netflix – из «Армии мертвецов» (2021) все того же Снайдера вырезали обвиненного в домогательствах комика Криса Д’Елия. Его роль отдали актрисе Тиг Нотаро, которую пришлось врезать в материалы с досъемок. Точный бюджет операции не разглашается, но создатели говорят о сумме в несколько миллионов долларов.
Остальные предпочли сэкономить и последовали менее сложным путем: откладывали выход в прокат («Смерть на Ниле» (2020) с отмененным Арми Хаммером), оставили фильм без продвижения («Великий» (2020), где опальный на тот момент Джонни Депп сыграл одну из лучших своих ролей), шли на полумеры (роль Эмбер Херд во втором «Аквамене» (2023) сократили, но вырезать актрису полностью пока не решились). Или делали вид, что ничего не происходит – «Флэша» (2023) с Эзрой Миллером, не вылезающим из скандалов, любыми способами хотят дотянуть до финишной прямой без ущерба для студии.
В качестве положительного примера – история со съемок культовой ленты «Назад в будущее» (1985). Сначала на роль Марти МакФлая был приглашен Эрик Штольц, однако после целого месяца работы Роберт Земекис решил попробовать Майкла Джея Фокса. Тот подарил герою нужный задор, прекрасно сработался с Кристофером Ллойдом и, хоть и увеличил бюджет ленты ($14 млн) на четверть, в долгосрочной перспективе подарил киновселенной намного больше.
А вот в случае смерти актеров в разгар съемок (а такое, к сожалению, тоже случается) или до самого старта процесса пересъемки обычно не организуют. Обходятся использованием компьютерной графики (Питера Кушинга «воскресили» для «Изгоя-один»), дублеров (роль Пола Уокера в «Форсаже 7» (2015) сыграл его брат Калеб, хотя создатели брали паузу для взвешенного решения, в том числе рассматривали вариант полной пересъемки), досъемочных материалов (Кэрри Фишер появилась в девятом эпизоде «Звездных войн» (2019) в виде удаленных сцен из предыдущих фильмов).
Другие трагические инциденты, как правило, просто вызывают задержку в производстве: на съемках оригинального «Безумного Макса» в 1977 году в первые же дни съемок Рози Бэйли получила травму в автомобильной аварии, из-за чего ее пришлось заменить на Джоэнн Сэмюэл, а план съемок скорректировать.
Обратное тоже верно
Тем не менее были в истории кино случаи, когда актеры наотрез отказывались от пересъемок. Джин Хэкмен в провальном фильме «Супермен 2» (1980) после смены режиссера не захотел сниматься из-за чувства солидарности с предыдущим постановщиком, и в итоге его роль была изменена с помощью дублеров. Та же участь постигла Галь Гадот в «Лиге справедливости», правда, речь шла только об одной сцене – где на нее с высоты падает герой Эзры Миллера.
Харви Кейтель просто устал от Стэнли Кубрика за 15 месяцев съемок в фильме «С широко закрытыми глазами» (1999). В итоге режиссер без раздумий вырезал несговорчивого актера и заменил его Сидни Поллаком. А вот Ривер Феникс и Лили Тейлор вступились за режиссера «Дурацкого пари» (1991) Нэнси Савоку и в итоге отстояли оригинальную концовку фильма. Великий Лоуренс Оливье же был слишком измотан жарой в Сеуле во время съемок в ленте «Инчхон» (1981) и согласился вернуться на площадку только тогда, когда создатели перенесли локацию на улицы Рима, где было попрохладнее.
Новое время – новые проблемы
К пересъемкам могут привести и технологические проблемы – плохое качество исходного материала или неподходящие дубли. По слухам, именно поэтому переснимал своего «Бэтмена» (2022) Мэтт Ривз. В аналогичную ситуацию попали и создатели последнего «Бонда» (2020) – мол, за время простоя модели телефонов устарели, что могло повлечь репутационные потери для рекламодателей. Еще один неосуществившийся пример – «потерянная» режиссером «Вызова» Климом Шипенко флешка прямиком из космоса. Правда, скоро выяснилось, что это всего лишь газетная утка.
Подбросила новые испытания – логистические проблемы и невозможность собрать в одном месте всех актеров – и пандемия. Поговаривают, что именно этот фактор повлиял на дополнительные сборы команды на съемках второго «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» (2022). Хотя на деле фантастический боевик с элементами хоррора собрал флеш-рояль.
Во-первых, от работы из-за творческих разногласий отказались режиссер оригинального фильма Скотт Дерриксон и сценарист К. Роберт Каргилл, передав обязанности постановщику «Человека-паука» Сэму Рэйми. Во-вторых, масштабные пересъемки продолжались чуть ли не до выхода картины в прокат. Наконец, в-третьих, меняли важные сюжетные детали ради того, чтобы подвести проект к некоему единому знаменателю киновселенной Marvel.
«Большая часть фильма была переснята, поэтому я понятия не имею, что там есть, а чего нет», – откровенно заявлял о своем участии сыгравший одну из ролей Брюс Кэмпбелл.
И это еще одна проблема – сценарии многослойного мира кинокомиксов, разбившегося на сольные фильмы, сериалы, спин-оффы, сиквелы и прочее, прочее, прочее, порой настолько засекречены, что актеры просто не знают, что им предстоит играть. Даже режиссерам часто не позволено знать всю правду, а сюжетные повороты подгоняют под другие проекты – чтобы канва оставалась единой, несмотря на чехарду с датами релиза.
Отсюда и сложности с появлениями новых персонажей и вписыванием фан-сервисных камео. Главного антагониста из фильма «Тор: Любовь и гром» (2022) Горра, например, изначально хотели упомянуть в сериале «Лунный рыцарь», но не сложилось. «Мы предполагали, что выйдем осенью 2022 года, и думали, что, вероятно, будем следовать за новым «Тором», – объяснял сценарист появившегося на стримингах еще весной проекта. Так что иногда до пересъемок дело и вовсе не доходит.
В ту же ловушку попал и «Морбиус» (2022) с Джаредом Лето: выход ленты не единожды откладывался из-за пандемии, а создателям пришлось организовать пересъемки аж в два этапа. Меняли в том числе декорации финальной битвы, но вампирская супергероика все равно вышла пресной и абсолютно беззубой. К тому же сцены после титров, которые снимались отдельно, порядком подпортили концепцию мультивселенной, и в некоторых кинотеатрах в США эпизод с упоминанием Человека-паука специально вырезали. Так что вообще непонятно, ради чего все это было.
Но некоторые режиссеры по-прежнему считают, что пересъемки могут принести нечто большее, чем раздувание бюджетов и головную боль. Тайка Вайтити, например, не имеет ничего против пересъемок, так как это дает ему возможность попробовать что-то новое и, может быть, сделать картину лучше.
Сильнее, конечно, запоминаются отрицательные примеры: ребут «Фантастической четверки» (2015), «Люди Икс: Темный Феникс» (2019) и многострадальные «Новые мутанты» (2020) с Аней Тейлор-Джой… Секрет успеха по-прежнему остается тайной за семью печатями, однако очевидно, что иногда пересъемки способны уничтожить оригинальное ядро проекта и превратить его в монстра Франкенштейна.
И сериалы тоже
В уже упомянутой выше киновселенной Marvel пересъемки и досъемки – практика довольно распространенная из-за тесной связи проектов и героев между собой. В подобном положении часто оказываются и авторы спин-оффов, которым необходимо оглядываться на своеобразные стандарты, заданные оригинальными проектами.
Netflix, например, отправил на пересъемки приквел «Ведьмака», хотя премьеру обещают в декабре этого года. Тот же процесс ждет дорогостоящий сериал по мотивам «Властелина колец», а в HBO и вовсе отменили проект, посвященный белым ходокам из «Игры престолов». Просто решили, что лучше не показывать никому отснятый материал – настолько плохим он вышел, несмотря на приличный для сериала бюджет в $30 млн.
Сериал «Секретное вторжение» в Marvel переснимут из-за упоминания России – действие шоу разворачивалось в некоторых городах нашей страны, а в отдельных сценах фигурировали российские флаги и плакаты ко Дню народного единства.
Российская киноиндустрия, кстати, отметилась на поприще сериальной перестройки весьма удачно. Речь о первом сезоне «Вампиров средней полосы» (2021–…) и участии в нем Юрия Стоянова. Роль деда Славы изначально писалась сценаристами под звезду «Городка», и актер исполнил свою роль в пилотной серии, завоевав награду на фестивале «Пилот» в Иваново. Но затем был вынужден от роли отказаться, его заменили Михаилом Ефремовым. Однако после трагического инцидента с автокатастрофой актер, понятно, не мог участвовать в проекте, и, к радости многочисленных поклонников картины, Стоянов вернулся в проект обратно.
Все эпизоды с дедом Славой были пересняты заново. Цена вопроса держится в тайне, зато взамен создатели получили нечто более важное – любовь зрителей, позволившую им продлить проект на второй сезон.
Учитывая эти и другие сложности кинопроцесса, все же важнее всего – не забывать о зрителе, который не нуждается ни в нюансах метавселенных, ни в подробностях социальных перипетий актеров. Даже предугадывание его желаний в головных офисах больших студий скорее мешает тому, ради чего все собрались вместе, – непосредственному созданию кино. И фраза «без фанатизма» кажется здесь лучшим советом при принятии решения: «менять или оставить как было».
Комментарии