Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Девятые врата: Пандемониум»: Невыносимая тяжесть небытия

«Девятые врата: Пандемониум»: Невыносимая тяжесть небытия

13 июня 2024 /
«Девятые врата: Пандемониум»: Невыносимая тяжесть небытия

Исследования загробного мира и граней безумия в экстремальном французском хоррор-альманахе.

Бородатый мужчина приходит в себя посреди пустынной дороги. В нескольких метрах от него в кювете вверх колесами лежит автомобиль, в котором он буквально только что куда-то ехал. Пока не столкнулся с мотоциклом. Водитель мотоцикла тоже здесь, рядом, стоит себе, как будто бы цел и невредим. Но на самом деле оба они – и автомобилист, и мотоциклист – свежеиспеченные мертвецы. И впереди их не ждет ничего хорошего.

Отрадно видеть, что не переводятся пока еще во Франции производители экстремально шокирующего кинематографического контента. Стабильно, хоть и не то чтобы регулярно в последнее время, появляются там все новые деятели, наследующие присущим этой стране культурным традициям, крепко сопряженным с мрачнейшим пессимизмом, цинизмом, чрезмерной жестокостью и прочей беспросветностью. Один из них – режиссер и художник, скрывающийся под псевдонимом Кваркс.

«Девятые врата: Пандемониум» – то есть вообще-то просто «Пандемониум» – всего лишь второй полнометражный фильм этого Кваркса. Вдохновлен он, по словам самого автора, личным опытом пребывания на том свете. На самом деле ничего такого сверхъестественного: катался по волнам на серфе, навернулся, воды нахлебался, еле откачали. Зато теперь месье Кваркс имеет полное право утверждать, что его фильм про загробный мир отчасти автобиографичен. Солидно звучит, согласитесь.

«Девятые врата: Пандемониум»

Впрочем, «Пандемониум» вовсе не про загробный мир. Даром что все промоматериалы сулят нам увлекательное путешествие в бездны ада. Не верьте этому вранью. «Пандемониум» вообще не про что-то конкретное и, если уж начистоту, не является цельным произведением, а является этаким недоделанным альманахом, компиляцией из двух короткометражек, скрепленных общим сквозным сюжетом.

Одна короткометражка даже отдельно выпускалась в 2021 году под заголовком «Принцессы делают, что хотят» и на фестивалях с успехом демонстрировалась. В ней маленькая девочка жестоко убивает собственную семью, перекладывая вину за содеянное на воображаемого монстра, который живет в подвале. История заурядная, но подана здорово: и девчушка в главной роли отличная, и монстр симпатичный, и сочетание жутковатых, но по-своему милых детских фантазий с чудовищной действительностью дает нужный ошеломляющий эффект.

Еще есть другая история. О том, как мать-одиночка обнаруживает в ванной бездыханное тело своей дочери, которая покончила с собой, не выдержав травли в школе. На почве чего сходит с ума. Этот сегмент решен уже в сугубо реалистическом ключе, безо всяких там фантазий (почти), и представляет собой поучительную остросоциальную психодраму, затрагивающую важные темы. Вернее, нам прямо в лоб заявляют, что буллинг – плохо, а к ребенку надо прислушиваться. И для закрепления материала тычут носом в пример того, что будет, если вышеприведенные тезисы не усвоить.

«Девятые врата: Пандемониум»

Как же это все между собой связано? Да практически никак. То есть очевидно, что Кваркса в целом живо интересуют темные закоулки человеческой природы и – в первую очередь – семейных отношений. Что было заметно и в дебютном его полном метре (который, в свою очередь, опять же вырос из короткого метра) «Все боги небесные». И вот он эти закоулки исследует, извлекает оттуда самое отвратительное, дурнопахнущее, перверсивное и высокохудожественно вываливает на экран. Вполне состоятельный творческий метод.

Формально же вышеописанные сегменты нанизаны на упомянутый сквозной сюжет. Тот самый, в котором фигурирует мертвый автомобилист. Пообщавшись по душам с товарищем по несчастью (их затянутая, но местами даже остроумная беседа резко контрастирует по тональности со всем остальным содержанием фильма), он проходит через ворота в преисподнюю и натыкается там на пыльные трупы, принадлежащие вышеозначенным девочке-убийце и девочке-самоубийце. Тем самым нас подводят непосредственно к рассказам про них. А потом основной сюжет завершается чем-то маловнятным, зато в духе Клайва Баркера.

Итого мы имеем несколько маленьких экзерсисов, насильно и небрежно объединенных в общую картину под вывеской «Пандемониум». Тем не менее каждый из них сам по себе ценность несомненную имеет, особенно в контексте французского кинематографического экстрима и тому подобных артхаусных пердимоноклей. Это, конечно, не Гаспар Ноэ, но и, скажем, не Жюлия Дюкурно, в чьих обласканных каннской публикой работах под оберткой эпатажа зияет пустота смертной скуки. Кваркс скучать нисколько не дает, а дает в меру способностей инфернального жару. Так что присмотреться к его творчеству ценителям хорошенько отбитых мерзостей определенно стоит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: