Культовый актер пробует себя в вестерне и обманывает зрительские ожидания.
В каких только фильмах за 40 лет не снялся Николас Кейдж. Но лишь на пороге 60-летия он получил предложение сыграть в вестерне, самом почтенном из американских жанров. Причем в 2022-м Кейдж исполнил главные роли сразу в двух лентах о Диком Западе. Одна из них, «Отзвуки прошлого», только что вышла в российский прокат. Своим названием (в оригинале – The Old Way, «По старинке») и сюжетом картина напоминает классические вестерны и настраивает на серьезный лад, что никак не вяжется с образом Кейджа. Рассказываем, зачем актер подался на Дикий Запад и так ли прост фильм, как кажется на первый взгляд.
Если на Земле еще остался жанр, который мог чем-то зацепить испробовавшего все Кейджа, то это неспешный благородный вестерн. Николас, ставший мемом из-за своей безудержной актерской манеры, в «Отзвуках прошлого» должен был сыграть человека, который ничего не чувствует. Такими кажутся герои вестернов старой закалки – решительными, немногословными, скупыми на эмоции. Но авторы «Отзвуков» возводят этот образ в абсолют: они буквально делают персонажа Кейджа лишенным чувств. Как только артист появляется на экране, его нарочито отстраненная манера игры бросается в глаза: что-то не то. Перед нами точно классический вестерн?
Сюжет «Отзвуков прошлого» начинается там, где обычный вестерн заканчивается. Легендарный стрелок Колтон Бриггс (Кейдж) остепенился, завел семью и даже открыл собственный магазин. Теперь он муж и отец, пусть и такой же хмурый, как раньше. Но от прошлого не спрятаться за бакалейным прилавком. Из небытия возвращается сын (Ноа Ле Грос) когда-то убитого Бриггсом человека: парень по имени Джеймс повзрослел, собрал банду и собирается проучить обидчика. Пока тот на работе, банда Джеймса убивает его жену и уезжает, оставив послание. Бриггс остается с маленькой дочкой, с которой не очень-то ладит. Хорошо, что они оба хотят одного – мести.
Вестерн стал главным жанром американского кино, поскольку он емко и доходчиво объяснил устройство общества США. В типичном фильме о Диком Западе смелый одиночка спасает городок от алчного злодея, который плевал на закон и порядок. Этот конфликт между буржуазными ценностями (приличная работа, семья, социальные связи) и агрессивным стремлением к наживе, между коллективизмом и индивидуализмом – ядро классического вестерна и самой американской культуры.
Создатели «Отзвуков прошлого» переворачивают привычную схему. Здесь страдают сам герой и его близкие: Бриггс отложил оружие и превратился в добропорядочного гражданина – а значит, стал уязвим. Но страдает он потому, что когда-то сам поставил себя выше закона. После убийства жены Бриггс берется за старое, но он уже не спасает общество, как его легендарные предшественники. Он мстит. Шериф предупреждает стрелка: «Времена изменились. Нельзя просто так убивать людей». В «Отзвуках прошлого» Запад уже совсем не дикий: просто иногда стражи правопорядка плохо работают.
Историю возмездия Бриггса можно описать как смесь «Железной хватки» и «Джона Уика». От первой картины тут не по годам целеустремленная дочка, которая хочет отомстить, но не знает, как. От второй – обстоятельность главных героев. Режиссер второсортных ужастиков Бретт Доноху – человек явно не великих способностей, поэтому на экшен надеяться не стоит. Перестрелки и напряженные моменты в «Отзвуках прошлого» выглядят нелепо и дешево. Актеры второго плана переигрывают, злодей безлик и карикатурен.
Остаются разговоры дочери и отца, которых впервые по-настоящему сближает месть. И это правда интересно, спасибо сценарию Карла Лукаса («Ловушка разума»). Папа и дочь – два сапога пара: странные, абсолютно непроницаемые люди, которые не знают, как друг к другу подступиться. Дочка Бриггса, сыгранная талантливой Райан Кирой Армстронг, страдает от бесчувствия, как и отец. Чтобы ее не раскусили, хладнокровный стрелок учит девочку изображать человеческие эмоции (получается очень смешно), а попутно объясняет, как преследовать противника и куда палить.
История двух прирожденных убийц, вынужденных притворяться обычными людьми, не может закончиться хорошо. Но жанр вестерна позволяет фильму оторваться от бренной земли и вернуться к истокам – мифу о Диком Западе. Нельзя ставить себя выше общества, даже если ты Николас Кейдж. Если кровь прольется, расплаты не избежать. Но в конце концов все равно победит мирная жизнь.
Комментарии