Кино

«Остров головорезов»: Блокбастер, который чуть не похоронил фильмы про пиратов

9 июля исполняется 20 лет «Пиратам Карибского моря» – знаковой франшизе, которая вернула моду на флибустьеров, сокровища и шпаги. Сегодня первый фильм серии, «Проклятие Черной жемчужины», кажется стопроцентным хитом, но в начале 2000-х Голливуд считал иначе.

Скепсис студийных боссов – результат оглушительного провала пиратского блокбастера «Остров головорезов» 1995 года. Картина с Джиной Дэвис вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый убыточный фильм в истории американского проката и на 8 лет отбила у Голливуда желание снимать ленты про морских разбойников. Рассказываем, как создавался и почему провалился «Остров головорезов».

В шторм на всех парусах

Мэттью Модайн

Фильмы про пиратов испокон веков были головной болью для киноиндустрии. Причина проста: это один из самых дорогих поджанров. Возникшие на стыке исторического и приключенческого кино ленты про морских разбойников очень требовательны к декорациям и костюмам. А еще это почти всегда натурные съемки на каком-нибудь экзотическом побережье, копии старых кораблей и экшен-сцены с массовкой. На протяжении 1980-х регулярно выходили картины, которые проваливались в прокате или кое-как отбивали бюджет: «Пиратский фильм» (1982), «Желтая борода» (1983), «Нэйт и Хейс» (1983), «Пираты» (1986).

Но в Голливуде всегда были те, кто верил в свою исключительность. В начале 1990-х Carolco Pictures считалась самой амбициозной студией в США. Это она отвечала за создание таких хитов, как «Терминатор 2: Судный день» Джеймса Кэмерона, «Вспомнить все» и «Основной инстинкт» Пола Верховена, «Звездные врата» Роланда Эммериха. Независимая компания гордилась тем, что может заполучить в свой проект любую звезду. Правда, секрет успеха обычно заключался в огромном гонораре. Из-за этого конкуренты не любили Carolco: якобы боссы компании слишком балуют актеров.

К 1994 году такое расточительство привело студию на грань банкротства. В тот момент у Carolco в производстве имелось два масштабных проекта: историческая драма Crusade с Арнольдом Шварценеггером, которую должен был поставить Пол Верховен, и пиратский экшен «Остров головорезов». Crusade выглядел амбициознее, но и стоил дороже. Бюджет картины, которую авторы описывали как «Спартак» встречает «Конана-варвара», перевалил за $100 млн. Боссы Carolco нервничали, поэтому стали просить у Верховена гарантий, что фильм окажется хитом. Уязвленный режиссер вспылил, и студия решила от греха подальше отменить проект.

Carolco пошла ва-банк, поставив все на «Остров головорезов». Это история своенравной пиратки Морган, которая вместе с вором-соблазнителем Шоу набирает команду и отправляется на поиски отцовского сокровища. Ее пытается опередить родной дядя Дог, убивший всех своих братьев, а помогает ему алчный губернатор Ямайки Эйнсли. К началу съемок студия уже была в долгах, но продюсеры надеялись, что фильм удержит их на плаву. Изначально бюджет «Острова» составлял $60 млн – не мало, но и не слишком много. Чтобы гарантировать успех, Carolco активно рекламировала будущую картину, обещая дистрибьюторам большие сборы. Зарубежные партнеры дали деньги на проект, но вскоре это сыграло с продюсерами злую шутку.

Брак на корабле

Джина Дэвис

Режиссером картины назначили Ренни Харлина. В его фильмографии был «Крепкий орешек 2» с Брюсом Уиллисом и «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне; он считался умелым ремесленником, который знает жанр. Харлин предложил на ключевую женскую роль свою жену Джину Дэвис. Не то его надоумил продюсер, не то сам Ренни хотел сделать из Джины звезду боевиков – до конца не ясно. Дэвис являлась известной и уважаемой актрисой: у нее был «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана («Турист поневоле», 1988) и номинация за главную роль в культовой картине Ридли Скотта «Тельма и Луиза» (1992). Проблема заключалась в том, что Дэвис прославилась драмами и совсем не снималась в экшен-фильмах.

На ведущую мужскую роль изначально претендовал Майкл Дуглас. Но после того как Харлин не захотел давать его персонажу столько же экранного времени, сколько и героине Дэвис, актер отказался. Съемки должны были вот-вот начаться, следовало срочно искать замену. Киану Ривз, Рэйф Файнс и Лиам Нисон тоже отклонили предложение. Студия Carolco, не привыкшая к пренебрежению звезд, перебрала всех популярных артистов, но никто не согласился.

Пока Харлин и продюсеры искали кандидата на главную мужскую роль, съемочная группа продолжала работу. Историческому блокбастеру требовалось много реквизита и тщательно воссозданный антураж. Когда Ренни вернулся на площадку, оказалось, что декорации его не устраивают, и прямо накануне съемок пришлось многое переделывать. Тот факт, что авторы заполучили на роль плута Шоу Мэттью Модайна, героя вьетнамских драм Роберта Олтмена и Стэнли Кубрика, не оправдывало неразбериху на площадке. Актер не был большой звездой и не мог привлечь публику в кино.

К моменту начала съемок «Острова головорезов» у Carolco уже кончились деньги, а сценарий так и не дописали. В итоге Харлин заплатил $1 млн из собственного кармана, чтобы Роберт Кинг («Вертикальный предел») и Марк Норман («Влюбленный Шекспир») могли завершить историю.

Но беды по-прежнему преследовали создателей. На первой же неделе съемок оператор Оливер Вуд («Крепкий орешек 2») упал в воду и сломал ногу, из-за чего его пришлось заменить на Питера Леви («Хищник 2»). Артисты и другие работники болели, кто-то случайно поджег полноразмерную копию пиратского корабля, денег требовалось все больше и больше. Carolco уже не могла остановиться: вложения зарубежных инвесторов нужно было как-то возвращать, а выпуск «Острова головорезов» был единственной возможностью заработать.

Фальшивые сокровища

Патрик Мэлахайд

Когда фильм вышел в прокат, его дистрибьютор на территории США Metro-Goldwyn-Mayer был занят более важными делами. Компанию покупали, поэтому на должную рекламу пиратского блокбастера у MGM не хватило сил. При бюджете $92–98 млн лента Харлина заработала всего $10 млн в Штатах плюс $8,5 млн – на международном рынке. В 2012 году «Остров головорезов» включили в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший кассовый провал всех времен в истории Штатов. Подсчитано, что студия Carolco потеряла почти $105 млн (с учетом инфляции – $147 млн). Сама компания признала себя банкротом еще в ноябре 1995-го, до выхода «Острова» на экраны.

Проблемы со сборами наблюдались не только из-за рекламной кампании, но и из-за конкурентов. В рождественский уикенд 1995-го за деньги зрителей боролись «История игрушек» Pixar, семейное фэнтези «Джуманджи» с Робином Уильямсом, брутальная «Схватка» Майкла Манна с Аль Пачино, Робертом Де Ниро и Вэлом Килмером и продолжение хитовой комедии «Отец невесты 2» со Стивом Мартином и Дайан Китон.

При этом победителем рождественской гонки стал романтический фильм Фореста Уитакера «В ожидании выдоха» с Уитни Хьюстон и Анджелой Бассетт. Это драма с элементами комедии о четырех афроамериканках, их отношениях с мужчинами и самими собой. То, что такая неочевидная картина побила в прокате стопроцентные зрительские хиты, говорит об одном: провал фильма не всегда связан с его художественными достоинствами.

Легенды врут

«Остров головорезов» – не великое, но захватывающее, масштабное и обаятельное кино, которому просто не повезло. Экшен-сцены здесь поставлены отменно: тогда компьютерную графику использовали редко, и все трюки, взрывы и погони снимали по-настоящему. Реквизит и декорации, как и эпизоды с массовкой, производят впечатление. Чего стоит финальная битва двух кораблей!

Конечно, Джину Дэвис в роли бойкой пиратки есть за что пожурить. В фильме много драк, и там заметно, что Дэвис не хватает подготовки. Для экшена нужна пластика и подвижность, а у актрисы как будто другой типаж. Зато обаяния ей не занимать, и любую разговорную сцену она крадет одной улыбкой. Мэттью Модайн делает свою работу и без всякой нездоровой популярности: его неотразимый плут Шоу одинаково хорош и в обольщении, и в фехтовании.

Как бы то ни было, следующие восемь лет Голливуд обходил фильмы про пиратов стороной. Только в 2003 году продюсер Джерри Брукхаймер решил рискнуть и вместе с Гором Вербински пригласил Джонни Деппа, не являвшегося звездой крупнобюджетных блокбастеров, на роль эксцентричного капитана Джека Воробья. Риск оправдался, пираты опять разбогатели.

После «Острова головорезов» Ренни Харлин снял еще один фильм с Джиной Дэвис. Всего через год, в 1996-м, режиссер снова попробовал сделать из своей жены экшен-героиню. В «Долгом поцелуе на ночь» Дэвис сыграла бывшего агента ЦРУ с амнезией, а пару ей составил Сэмюэл Л. Джексон. В прокате картина прошла намного успешнее, чем «Остров головорезов», но огромных денег не заработала. Супруги развелись в 1998-м из-за измен Харлина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

1 день назад