Легендарный «Олдбой» вновь на экранах! Именно с ним у большинства зрителей ассоциируется корейское кино в целом и творчество Пак Чхан-ука в частности. Вне зависимости от того, смотрели ли вы этот фильм, стоит задаться вопросом: многое ли вам известно о том, что осталось за кадром? Почему незабываемый эпизод с осьминогом на самом деле был еще более примечательным, зачем съемки переместились из Южной Кореи в Новую Зеландию, какое впечатление лента произвела на Квентина Тарантино и что собой представляет ее индийский ремейк? Об этом и многом другом – в нашем материале.
В «Олдбое» хватает сцен, что намертво врезаются в память. Строго говоря, только из подобных сцен он и состоит. Мерзейшая из них, после которой вы еще долго не сможете спокойно смотреть на морепродукты, – та, где освобожденный из заключения О Дэ-су приходит в ресторан и желает откушать «что-нибудь живьем». Вскоре на тарелке появляется склизкий осьминог, которого мужчина тут же принимается жадно пожирать с противным чавкающим звуком, не обращая внимания на щупальца, чуть ли не в ноздри к нему лезущие.
Вообще в Корее употребляют осьминогов в пищу. Обычно, правда, разрезая их на кусочки (что и предлагает сделать официантка Ми-до). О Дэ-су же заглатывает моллюска целиком – причем совершенно живого, без всякой компьютерной графики. Проворачивать сей трюк артисту Чхве Мин-сику пришлось аж на четырех дублях, а ведь он был вегетарианцем и буддистом! Поэтому актер заблаговременно произносил особую молитву, извиняясь перед очередным осьминогом за незавидную участь, которая его ждет. Ладно хоть муравьев из галлюцинаций О Дэ-су изобразили посредством CGI. Зато в Каннах, получая за «Олдбоя» Гран-при, Пак Чхан-ук поблагодарил осьминогов наравне с прочими членами съемочной группы.
Ради «Олдбоя» Чхве Мин-сик не только поступился гастрономическими принципами, но и здорово похудел и набрал форму: он намеревался лично исполнять все трюки. После шести недель изнурительных тренировок актер потерял 9 кг, а в кадре ему приходилось постоянно куда-то бежать или с кем-то сражаться. Неудивительно, что порой он физически не мог справиться с сильным утомлением.
И во время съемок эпизодов в пентхаусе Ли У-чжина, где артисту требовалось просто немного полежать на полу, он внезапно уснул. Отдадим Пак Чхан-уку должное: тот не стал сразу будить подуставшего Чхве Мин-сика, а дождался, пока коллеги настроят оборудование и подготовят площадку. Лишь после этого сон звезды «Олдбоя» бережно прервали, попросив вернуться к работе.
В таком диком и необузданном триллере, как «Олдбой», трудно обойтись без импровизации. События развиваются столь стихийно, что и сами актеры, подхваченные этой волной, существуют за пределами очерченных сценарием рамок. В начале ленты поддатый О Дэ-су (еще до пятнадцатилетней изоляции) попадает в полицейский участок, где изводит стражей правопорядка дурацкими выходками, пока его не вызволяет приятель. Большинство этих выходок, включая танцульки с ангельскими крылышками, сымпровизировал Чхве Мин-сик (пытаясь в том числе изобразить «лунную походку»).
Оказавшись дома у Ми-до в бессознательном состоянии, О Дэ-су просыпается и, увидев у нее свои тюремные дневники, вырывает их и возвращается в койку. Как следует приложившись головой об угол стола – чего в сценарии тоже не было. Этот момент производит комический эффект, что и привлекло Пак Чхан-ука: черный юмор «Олдбоя» веселит даже в адской бездне. Не обошлось без импровизации и в кульминации в пентхаусе, где О Дэ-су узнает страшную тайну о своей связи с Ми-до.
Любопытно, что через 10 лет отчасти импровизационный подход к съемкам позаимствовал автор американского ремейка «Олдбоя» Спайк Ли: интерьеры комнаты с запертым героем Джоша Бролина он снимал длинными кадрами, предоставляя актеру самому решить, как персонаж повел бы себя в такой ситуации.
Открытая концовка «Олдбоя» – главное свидетельство его гениальности. Пак Чхан-ук бросает О Дэ-су в объятиях Ми-до под невинным, почти рождественским снегопадом. Однако улыбка на его лице перерастает в гримасу боли, поскольку пережитый кошмар, по всей видимости, навеки останется с ним. Жуткий, великолепный эпизод. Причем тут есть интересный нюанс. Заключается он в том, что ради съемок этой сцены, продолжающейся буквально пару минут, режиссеру пришлось… сгонять в другую страну!
Он хотел подчеркнуть, что между трагедией в пентхаусе и эпилогом прошло достаточно времени. И решил обозначить это с помощью смены сезонов. Но Южная Корея пышными сугробами похвастаться не могла. Мало того – снега там тогда не было вовсе. Вот съемочная группа и переместилась в Новую Зеландию, где нашлась идеально подходящая локация. Кстати, подобную «зимнюю» роль страна играла и раньше: гора Кука в новозеландских Южных Альпах стала Карадрасом, который отряд Хранителей преодолевал в «Братстве кольца».
Очевидный, но забытый многими факт: «Олдбой» основан на одноименной манге Гарона Цутуи и Нобуаки Минэгиси, которая публиковалась в журнале Manga Action с 1996-го по 1998 год. Герой этого угрюмого нуара по загадочным причинам попал в одиночку и оттрубил там десять лет, поглощая одну и ту же еду и часами зависая перед телевизором. Пак Чхан-ук познакомился с оригиналом по наводке другого известного постановщика Пон Джун-хо и изрядно перелопатил его для экранной версии, которая имеет с мангой весьма отдаленное сходство. И напоминает скорее «Графа Монте-Кристо» на корейский лад.
На этом переклички «Олдбоя» с литературой не заканчиваются. Так, повторяющаяся фраза «смейся – и весь мир засмеется вместе с тобой, плачь – и будешь плакать в одиночестве» перекочевала из стихотворения американской поэтессы Эллы Уилкокс с говорящим названием «Одиночество». А во флешбэке, где О Дэ-су перемещается в прошлое и наблюдает за школьницей Ли Су-а (с нее-то и начались все бедствия), девушка сидит на скамейке и читает книжку Сильвии Плат. Та прославилась пронзительным романом «Под стеклянным колпаком», опубликованным в Великобритании в 1963 году. Через несколько месяцев Плат покончила с собой – аналогичный печальный конец поджидал и Ли Су-а.
Если «Олдбой» Спайка Ли является полноценным ремейком «Олдбоя» Пак Чхан-ука, то «Узник прошлого» (2006) Санджая Гупты оказался своеобразным «абибасом» – нелицензионным закосом под культовый оригинал. Сюжет – почти стопроцентная с него калька, только хуже. Тот же похищенный мужик, та же частная кутузка, тот же массовый махач с молотком, пытки с выдиранием зубов и тому подобное. Критики писали, что столь мрачной истории индийский кинематограф еще не видывал. И оно, возможно, действительно так, но факт остается фактом: самобытности тут – ни на грош.
Авторы «Олдбоя» прознали о происках индийских коллег и пригрозили им судом. До которого, правда, дело не дошло. Иными словами, конфликт разрешился так же безобидно, как закончился и сам «Узник прошлого», избавившийся от убийственных твистов первоисточника и оказавшийся по сравнению с ним максимально стерильным. Хотя существует солидный пласт кинозрителей, которые обожают индийские рипоффы (неофициальные подражания) голливудских хитов – будь то «Крестный отец», «Лицо со шрамом» или «Молчание ягнят». Вот их-то хлебом не корми, дай полюбоваться индийскими красавцами и красавицами, разыгрывающими знакомый сюжет в экзотических декорациях.
«Олдбой» участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2004 года и соревновался с лентами (пусть и не самыми выдающимися) других мастеров. Среди них, например, – «2046» Вонга Кар-Вая, «Игры джентльменов» братьев Коэн, «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы. В результате жюри во главе с Квентином Тарантино, куда также входили Тильда Суинтон, Эммануэль Беар и Бенуа Пульворд, присудило «Золотую пальмовую ветвь» не самому очевидному претенденту. Политическому памфлету Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», где американский документалист прозрачно намекал на причастность Джорджа Буша к терактам 11 сентября.
Причем для триумфа «Олдбою» не хватило… одного голоса! Хотя Тарантино, ярый фанат азиатского кино, назвал фильм абсолютным шедевром и посетил несколько его показов подряд. Суинтон же в шутку предупредила Пак Чхан-ука, чтобы он соблюдал осторожность: Квентин, дескать, наверняка вздумает своровать у него что-нибудь эдакое. Во время флешбэк-эпизода на мосту последний даже расплакался, но его восторженная реакция не помогла картине победить.
С тех пор Пак Чхан-ук еще трижды замахивался на заветную «Ветвь», но всякий раз главный приз от него ускользал. Впрочем, разве существует более высокая и желанная награда, чем преданная любовь Квентина Тарантино?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…