Статьи

«Сердце пармы» и другие экранизации Алексея Иванова

Алексей Иванов – один из крупнейших современных русских писателей. Лауреат премий, автор бестселлеров, которые регулярно конвертируются в кино- и телевизионный формат. Не так регулярно, как хотелось бы, но из всех современных русских писателей его книги экранизируют чаще всего. Даже Акунин и Лукьяненко уже позади. Правда, далеко не все экранизации однозначно хороши.

«Сердце пармы»

Размашистый проект по роману Алексея Иванова про завоевание пармы – с Александром Кузнецовым, Сергеем Пускепалисом и Евгением Мироновым в главных ролях. Первый играет непокорного князя, которому земли достались в наследство, второй – его верного соратника, третий – епископа с непростым характером и желанием приобщить к вере всех язычников, населяющих Приуралье.

Разумеется, в историческом эпике найдется место и для десятка других героев – как реально существовавших, так и вымышленных. Впрочем, выдумать их действительно стоило: больше двадцати лет назад один из самых известных современных российских авторов сумел создать выдающийся сплав, в котором факты тесно сплелись с мифами.

А потому «Сердце пармы» сильно напоминает фэнтези, причем скорее западного, а не славянского образца – это скорее «Игра престолов», а не «Волкодав из рода Серых псов». С эпическими бойнями, наготой и руганью, любопытными режиссерскими и операторскими находками, красивыми костюмами и харизматичным актерским составом. Недостатки у картины Антона Мегердичева, конечно, тоже есть, но работает этот эффектный киноаттракцион без критических сбоев.

«Общага» (2021)

Режиссерский дебют Романа Васьянова, крайне востребованного в США оператора («Ярость», «Яркость», «Отряд самоубийц» Эйра), начинавшего когда-то с «Охоты на пиранью» и «Стиляг».

«Общага-на-Крови», по которой фильм снят, – тоже своего рода дебют: первый роман Алексея Иванова, отчасти автобиографический. В чем там суть: действие происходит в студенческом общежитии, где все много пьют, любят, дерутся, страдают, иногда самоубиваются от страданий. И регулярно совокупляются – по обоюдному согласию и без оного. Но в основном, конечно, страдают.

Это если брать поверхностный, событийный слой. Под которым – бездна отборной достоевщины, немного в хорошем смысле наивной и заряженной юношеским максимализмом. Психологизм, евангельские и мифологические мотивы, а также рассуждения о Боге, любви, нравственности, душе, таланте и прочих высоких материях.

Главное, что там есть при всем безусловном мраке, – человеколюбие и человекопонимание. Без чего любая достоевщина превращается в обычную чернуху. Как и страдание без сострадания. А сострадание в тексте тоже есть.

Роман Васьянов всю достоевщину резко отсек. Вместе с Богом, любовью, человекопониманием и состраданием. Собрал, иными словами, одним махом поверхностный слой и тем удовольствовался. Сделал с текстом то, что сделать с ним было легче всего, дополнительно кратно усилив концентрацию чернухи. И вот вам банальнейшее российское фестивального типа кино, где лишь тлен, безысходность и беспросветная мерзость.

«Тобол» (2018)

«Тобол» – самое значительное произведение Иванова. В двух увесистых томах – многофигурный исторический эпос, географически раскинувшийся от Петербурга до Китая. С мистикой и хоррором, столкновением культур и военными походами, политическими интригами и любовными страстями. Вкратце даже не изложишь, о чем там и про кого.

Тем не менее именно это зачем-то попытались сделать создатели фильма, уместив все вышеперечисленное в двухчасовой хронометраж. В результате чего получился жалкий огрызок, ничего общего, кроме фрагментов сюжетного каркаса, с оригиналом не имеющий. Сам Алексей Иванов от причастности к проекту открестился, высказавшись о нем гневно и бескомпромиссно.

Примечательно, что потом еще вышла расширенная версия на 8 часовых эпизодов. Но она представляет собой все тот же огрызок, только увеличенный в объеме. И выглядит все равно как новогодний телемюзикл конца 1990-х, разве что Филиппа Киркорова не хватает. Зато хватает уродливых париков, плохой игры и корявых акцентов (особенно чудовищен малороссийский акцент актера Кирилла Запорожского).

«Географ глобус пропил» (2013)

Александр Велединский, адаптируя роман для полного метра, внес ряд существенных корректировок, причем как в содержательном плане, так и в смысловом. Но тут никаких к нему претензий, потому что это, как говорится, другое. В смысле – самостоятельная и цельная вещь.

Вопросы к фильму Велединского, конечно, имеются, но лежат не в художественной плоскости, а в этической. И касаются в первую очередь фигуры главного героя, поскольку от отношения к нему зависит восприятие картины.

С одной стороны, он жертва обстоятельств, продукт среды и все такое, и «Географ» тогда – о трагедии интеллигенции. С другой – он слабовольный безответственный пьяница, который чуть не угробил детей, и в этом случае «Географ» – о недостатках системы образования, допускающей появление в преподавательском составе таких вот некомпетентных и аморальных личностей. Впрочем, указанные варианты отнюдь не являются взаимоисключающими.

«Царь» (2009)

Строго говоря, это не совсем экранизация. Алексей Иванов вообще-то написал сценарий к фильму, но Павел Лунгин его так переделал, что Иванову не понравилось. В итоге Иванов собственную версию переработал в книгу и назвал ее «Летоисчисление от Иоанна». А корневое разногласие у них случилось из-за фигуры митрополита Филиппа – каждый его по-своему видел. Для Лунгина Филипп – «идеальный человек эпохи Возрождения», для Иванова – «обычный, даже мужиковатый».

Как бы то ни было, оба, что называется, молодцы. И кино хорошее. То есть вряд ли уместно в отношении этой леденящей кровь жути использовать слова «хорошее кино». Пусть будет «значительное». «Важное». Или еще какое.

Петр Мамонов играет ополоумевшего Ивана Грозного, и невозможно представить, кому бы сыграть ополоумевшего Ивана Грозного удалось лучше. Олег Янковский – в роли митрополита Филиппа, друга детства Ивана, который тщетно пытается его образумить и хоть кого-нибудь спасти от зверств опричников.

Библейского размаха трагедия, поставленная этому размаху под стать, – с яркими живописаниями изощренных безумств и изобилием натуралистичной жестокости.

«Ненастье» (2018)

Сериал Сергея Урсуляка первоисточнику следует довольно точно. По большей части это гангстерская сага про становление, расцвет и падение отдельно взятой преступной группировки, созданной ветеранами Афганской войны организации «Коминтерн». На основе реальной истории. Часть поменьше – иного рода: про то, как один из сотрудников группировки решил ее ограбить и к чему это привело. Но тоже с реальной историей в основе.

Урсуляк, пожалуй, где-то перегибает с примитивным мелодраматизмом, излишне растягивает некоторые сцены, да и исполнен сериал в несколько старомодной телевизионной манере, как сейчас уже не принято делать. Однако это все простительно и объяснимо: «Ненастье» было снято для определенного канала и, соответственно, для определенной аудитории.

Другое дело, что и без примитивного мелодраматизма сериал способен компетентно, со знанием дела рвать душу. Вон один Маковецкий чего вытворяет. А старомодная манера – это, предположим, и вовсе намеренное решение. Чтобы 1990-е на экране правдоподобнее ощущались.

Хотя куда уж, казалось бы, правдоподобнее, учитывая все эти постоянные отсылки к важным событиям общественно-политической жизни тех лет, которые всякий раз остроумно (порой чересчур навязчиво, но все же) обыгрываются. Как когда, например, афганцы штурмом берут ресторан, где собрались в полном составе члены конкурирующей банды, одновременно с трансляцией вот этого замечательного номера.

«Пищеблок» (2021)

За написание «Пищеблока» Алексей Иванов принялся сразу после изнурительной работы над «Тоболом» с целью перевести дух, развеяться, занявшись чем-нибудь необременительным. Книжка этому намерению полностью соответствует: короткое  развлекательное подростковое чтиво. Сюжет простенький, оперирующий проверенными (затасканными, если угодно) ходами. В пионерском лагере принимаются орудовать вампиры, а двое главных героев сообща выясняют, кто за безобразиями стоит. Что и так с самого начала очевидно.

Ярые поклонники Иванова ему за эту простоту попеняли, но уж в чем-чем, а в киногеничности «Пищеблоку» точно не откажешь, поэтому права на экранизацию сразу же чуть не с руками оторвали. Тут-то как раз полного метра за глаза бы хватило. Ан нет: растянули пионерскую страшилку на 8 серий.

О многочисленных отличиях сериала от романа у нас уже был  обстоятельный текст, так что подробно останавливаться на них сейчас нет смысла – не так уж они существенны на самом деле. Да, в определенный момент сюжет сильно куда-то отклоняется, но, изрядно попетляв, возвращается в то же русло. И интрига умирает, толком не родившись.

Известный своими однообразными хоррор-опусами режиссер Святослав Подгаевский привнес от себя вылизанную до стерильности (и все же красивую, чего уж там) картинку и кошмарное нарисованное чудище. А кроме того, сотворил несколько поистине эффектных сцен и влил ударную дозу эротизма, местами не самого здорового. Проскакивает в нем, знаете ли, что-то от Набокова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

5 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

6 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

10 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

1 день назад