Козловский и Петров разрываются между двумя столицами, а Деревянко живет задом наперед.
27 мая Санкт-Петербург отметил 320-летие. Город на Неве – один из самых кинематографичных в нашей стране: здесь снимали «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Осенний марафон» (1979), «Брата» (1997). В честь юбилея Северной столицы вспоминаем фильмы и сериалы последних лет, где Петербург играет важную роль.
«Майор Гром: Чумной Доктор» (2021)
Игорь Гром – полицейский с принципами, который доказывает это при любом удобном случае. Начальство от него не в восторге (злоупотребления полномочиями у майора тоже бывают), но он хотя бы честно делает свою работу, пока остальные валяют дурака. Все меняется с появлением народного мстителя в маске средневекового доктора, который начинает убивать избежавших тюрьмы мерзавцев. Его видео вирусятся в соцсетях, и вскоре у инкогнито находятся подражатели. Полиция ничего не может сделать, даже Гром в тупике.
Первый российский супергеройский экшен по российскому же комиксу наделал много шума. Благожелательная пресса и дружная фан-база комикса создали видимость триумфа, но сборы картины не впечатлили. Хотя «Майор Гром» вполне заслужил зрительскую любовь: это эффектный блокбастер с яркими героями и неотразимым Петербургом, придающим фильму особый колорит. Пожалуй, это главное, что есть в ленте, – ощущение необычного мира, который ранее не появлялся на экране. На таком фоне любая история смотрится в два раза лучше.
«Надвое» (2022)
Два приятеля-коллеги из Москвы едут в командировку в Питер. Обаятельный бабник Саша (Александр Петров) и остепенившийся семьянин Костя (Данила Козловский) должны встретиться с партнерами, но тех почему-то разыскивает полиция. Неудавшуюся командировку скрашивают романтические знакомства: Костя, сам того не замечая, оказывается на свидании с легкомысленной Ирой (Ирина Старшенбаум), а Саня прямо в поезде влюбляется в юную виолончелистку Настю (Елизавета Базыкина).
«Надвое» – лирическая история о любви и ревности, неспешная мелодрама, где ставка сделана на актерские работы. Герои разрываются между Москвой и Петербургом, между старой жизнью и новой. Город на Неве здесь – островок свободы, где даже запутавшийся московский клерк может вновь поверить в мечту. Сериал Тодоровского не удивляет экспериментами и игрой с жанрами, он по-хорошему старомоден, но в страсти ему не откажешь.
«Карамора» (2022)
Начало XX века, Российская империя на пороге революции. Страна вздрагивает от терактов, пышным цветом цветет мистика, но аристократия продолжает как ни в чем не бывало богатеть за счет крепостных. Анархист Петр Каразин по прозвищу Карамора (Данила Козловский) собирает отряд и отправляется карать зажравшихся фабрикантов, но в его планы вмешивается… вампир. Странное существо с внешностью Филиппа Янковского разрывает товарищей Караморы на части. И тут Каразин понимает, что царская семья не просто так три века у власти. Для революционной борьбы явно потребуется что-то серьезнее пистолета.
«Карамора» – opus magnum режиссера Козловского, возможно, самая дорогая отечественная сериальная постановка. Этот фантастический экшен в жанре альтернативной истории удивляет не только сюжетными поворотами (ждите появления Толстого), но и проработкой мира. Грязный декадентский Петербург, путанные улочки революционной Грузии, шумный промышленный Амстердам – герои постоянно путешествуют, и ни одна сцена не выглядит дешево. Если сумбурный сюжет иногда и вызывает вопросы, то стиль, экшен и атмосфера способны удивить даже закоренелого скептика.
«Сказка для старых» (2022)
Три года назад бандит Муля бежал с общаком, но братва его нашла и убила. Правда, деньги так и не нашли. И вдруг сразу из трех городов России приходят вести, что местные видели Мулю, живого и здорового. Криминальный авторитет по кличке Батя (Анатолий Тишин) собирает трех «сыновей» и поручает им найти ожившего мертвеца. Старший (Кирилл Полухин) едет в Новосибирск, средний (Федор Лавров) – в Ростов, а бедовый младший (Роман Михайлов) – в Петербург.
Дебютный фильм актера Лаврова и писателя, профессора РАН Михайлова только кажется очередной одой суровым 1990-м. На самом деле это экзистенциальная притча, абсолютное авторское кино (бюджет чуть больше 1 млн рублей). На голом энтузиазме создателям удалось снять картину о сюрреалистическом путешествии в сердце России, где все не то, чем кажется. Лавров и Михайлов выворачивают привычную русскую чернуху наизнанку и находят там настоящие чудеса.
«Сансара» (2023)
Менеджер по кредитам Андрей (Павел Деревянко) готовится праздновать 35-летие. Кажется, в его жизни нет проблем: стабильная работа, знакомства без обязательств, а главное – никакой ответственности перед близкими. В итоге бурное празднование заканчивается дракой с мужем бывшей жены, а коллеги вдруг обнаруживают какие-то махинации, но это все потом. «Потом», правда, так и не наступает. Андрей просыпается и понимает, что теперь время идет для него в обратную сторону: вместо «завтра» – «вчера». А еще он ничего не помнит. Единственная, кто может ему помочь, – загадочная девушка в черном (Кристина Асмус).
Рядовому зрителю «Сансара» напомнит «День сурка», смешанный с идеями Кристофера Нолана. Но вообще-то авторы вдохновлялись повестью братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где упоминалась контрамоция – обратное движение во времени. Кроме этого допущения, в «Сансаре» нет ничего фантастического: это история искупления и признания собственных ошибок, которую мы действительно не раз видели. Зато ключевой локацией является роскошный хмурый Петербург, на берегах которого даже банальные идеи приобретают величественный вид.
Комментарии